Interfax-Russia.ru – Алтайский шаман обратился в суд с требованием перезахоронить мумию принцессы Укок, выставленную в национальном музее республики.
Необычный судебный процесс начался 27 января в Горно-Алтайске. Истцом по делу выступил президент Духовного центра тюрков "Кин Алтай", местный шаман Акай Кине, который потребовал перезахоронить мумию так называемой "алтайской принцессы" – молодой женщины, найденной новосибирскими археологами на плато Укок (юг Алтая) еще в 1993 году.
Ответчиками, как сообщается на официальном сайте суда, в свою очередь стали Национальный музей имени А.В.Анохина, в котором в настоящее время как раз и хранится археологическая находка, Институт археологии и этнографии СО РАН, а также министерства культуры региона и РФ.
"Наш народ живет по традициям древних скифов и тюрков уже на протяжении 2,5 тыс. лет. Например, мы до сих пор, также как и они, хороним своим умерших: также рубим сруб, также одеваем человека, также кладем к нему в могилу всю утварь, которая понадобится ему в потустороннем мире, также лошадь на заклание (гибель – ИФ) отдаем. Наш народ верит, что нельзя тревожить прах усопших. Это безнравственно. "Алтайская принцесса" была похоронена на нашей земле, в соответствии с нашими традициям, а это значит, что мы несем ответственность за ее прах", - сообщил Interfax-Russia.ru Акай Кине.
Вторая причина, по которой шаман призывает предать мумию земле, звучит уже несколько мистически. Как полагает духовный лидер алтайцев, потревожив "принцессу", археологи навлекли на республику множество природных катаклизмов.
"Еще до начала всей это истории ведающие люди предупреждали, что раскапывать эту женщину ни в коем случае нельзя, поскольку это чревато серьезными последствиями. Так и произошло. Алтайские горы очень старые, у нас никогда не было землетрясений, и тут вдруг начало трясти. Потом еще было предсказание - "если вы меня не похороните, я тогда уплыву сама" – и вот случилось наводнение. В следующем предсказании говорилось о том, что с неба посыпятся камни. И помните, что произошло у нас в 2014 году после наводнения? Был очень сильный град, у меня две машины побило, стекла в домах побило, урожай был уничтожен", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
В дальнейшем, как считает шаман, если мумию не перезахоронить, гнев принцессы Укок рискует ощутить на себе уже весь остальной мир.
"Уже предсказывалось, что будут катаклизмы и в Америке, и в Европе, и в России, начнутся войны. В общем-то, все это уже давно началось и сейчас идет понарастающей. Мы верим, что эта женщина - одна из 7 хранителей пуповины земли (гармонии мира), захороненных на Алтае, чей прах во благо всего человечества должен быть там, где он похоронен", - сказал лидер алтайцев.
Впрочем, как признается Акай Кине, перезахоронение одной только "алтайской принцессы" восстановить гармонию в мире, конечно, не поможет. Как полагает шаман, для этого людям нужно пересмотреть свое отношение к умершим в принципе и больше не тревожить их прах ни во имя науки и тем более ни ради наживы.
"Человечеству пора задуматься над тем, что мы делаем с прахом усопших. Почему у нас считается нормальным раскапывать умерших, выставлять их на всеобщее обозрение, зачем нужно целовать чьи-то мощи, которые есть уже почти в каждом христианском храме? Это же безнравственно - побор простых общечеловеческих ценностей и банальное зарабатывание денег", - сказал президент Духовного центра тюрков "Кин Алтай".
Тем не менее, как посетовал Акай Кине, "ни власть, ни научные институты не хотят обращать на это внимание". По его словам, проблемой перезахоронения принцессы Укок он занимается уже более 20 лет и только сейчас ему наконец-то удалось дойти до суда.
"Сейчас как раз и стоит вопрос: вернем ли мы веру в то, что упокой умершего человека – это святое", - сказал он.
Также шаман поделился и своими впечатлениями от первого заседания суда.
"Честно говоря, оно меня в некотором роде расстроило. Во-первых, на заседании не присутствовал основной ответчик (Минкультуры РФ), а во-вторых, о том, что 27 января будут слушания, мне сообщили лишь за сутки, поэтому я не успел пригласить своих адвокатов. Я, кстати, просил, чтобы заседание отложили, но суд был категоричен. В итоге мне пришлось выступать перед судом самому, хотя у меня нет никакого юридического образования. Интересы же другой стороны представляли профессиональные адвокаты", - посетовал собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, шаман настроен оптимистически.
"Не я же один только заинтересованное лицо. Мы собрали 22 тыс. подписей. Каждый из этих людей может также обратиться в суд. Не устроит решение этого суда, пойдем в другой", - сказал Акай Кине.
На тему перезахоронения мумии также высказались в Национальном музее имени А.В.Анохина.
"Мы не понимаем предмета данного судебного разбирательства. В самом иске нет ни единого слова про захоронение, там говорится о том, что истец пытается определить подведомственность этой мумии. Так или иначе, к нам этот иск точно не по адресу. Мы – музей, и наша функция должным образом хранить археологическую находку, что мы успешно и делаем. Общественность скажет ее показывать – будем показывать, потребует этого не делать – будет в закрытом режиме. А вопрос с перезахоронением уже должны решать совсем другие структуры", - заявил Interfax-Russia.ru директор культурного учреждения Сергей Очурдяпов.
В Минкультуры республики идею с перезахоронением мумии никак не прокомментировали. Ранее в правительстве региона предлагали провести соцопрос на эту тему среди местного населения, однако была ли выполнена такая работа, неизвестно.
"Мы призываем Вас принять в этом деле непосредственное участие, а не просто собирать подписи в пользу захоронения прародительницы, которая в знак наказания посылает нам природные стихии", - говорится в ответе правительства Республики Алтай, размещенном на персональном сайте Акай Кине.
Напомним, что мумию молодой женщины, известную сегодня как княжна Кадын или "алтайская принцесса", новосибирские археологи нашли в 1993 году среди захоронений V-III веков до нашей эры на плато Укок в алтайских горах недалеко от границы с Монголией.
Останки обнаружили в деревянном срубе (3,3 х 2,3 метров), сложенном из бревен лиственницы, гладко отесанных с внутренней стороны. Этот сруб был установлен на дне могильной ямы. Все пространство погребальной камеры - от перекрытия из одиннадцати плотно пригнанных бревен до самого дна - заполнял лед.
Вместо пола на дне склепа поверх специально выложенной гальки и камней лежало полотнище из нескольких сшитых вместе кусков черного войлока. Рядом с деревянной колодой находилась посуда с пищей. На блюдах даже сохранились куски мяса, в один из которых был воткнут железный нож, окончание рукоятки которого представляло собой изображения верхней части морды волка с рогами козерога.
В северной части могильной ямы на дне были захоронены шесть лошадей. Сохранились шерсть, заплетенные в косы хвосты, деревянные украшения конской упряжи, детали седел и их войлочные покрытия.
Сама мумия лежала на сложенном вдвое толстом войлоке: ее голова покоилась на войлочной подушке-валике, а тело было укрыто меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. "Принцесса" была одета в просторную шелковую рубаху желтоватого цвета с длинными рукавами, отделанную по швам тонким красным шнуром, а по подолу, горловине, краю рукавов и центру - красной тесьмой, длинную бело-красную шерстяную юбку и длинные войлочные белые чулки, по верхнему краю украшенные узорчатой войлочной аппликацией.
По оценкам ученых, возраст уникальной находки составил более 2,5 тыс. лет.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook