Сибирь / Точка зрения 11 сентября 2009 г. 12:52

Противоречивый налог

Interfax-Russia.ru - Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин предложил вернуться к прогрессивной шкале налога для физических лиц.

В настоящее время в России действует так называемая плоская шкала. Все граждане независимо от их доходов платят 13% налог. До 2001 года у нас существовала "прогрессивка". Вопрос о возврате к данной системе за последние семь лет поднимался неоднократно. Последний раз такое предложение прозвучало в 2007 году от депутатов Госдумы, входящих в фракцию "Родина". Они, в частности, предлагали ввести для физических лиц, зарабатывающих в год свыше 3,6 млн рублей, ставку налогообложения в 30%. Для тех, кто получает от 1,2 млн рублей до 3,6 млн рублей в год, - 20%. Но коллеги депутатов не поддержали.

Стоит отметить, то прогрессивная шкала налогообложения (или как ее еще называют - налог для богатых) - излюбленная тема не только политиков, но и простых смертных. Большинство россиян, выросших в советские времена и имеющих небольшие доходы, уверены, что более состоятельные граждане должны платить государству больше тех, кто еле сводит концы с концами. Но экономика - не та сфера, где должны преобладать эмоции. Поэтому Interfax-Russia.ru дал возможность высказаться как сторонникам, так и противникам возврата к прогрессивной шкале налога.

Прибыв на Алтай, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин о возможном нововведении высказался кратко. "Мы полагаем целесообразным (внести - ИФ) ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а именно: поэтапный перенос тяжести налогообложения с производства на конечное потребление; введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц - по крайней мере, в отношении лиц с наиболее высокими доходами; совершенствование системы межбюджетных отношений с целью расширения доходного потенциала субъектов федерального бюджета", - сказал он.

По словам Степашина, предложения Счетной палаты обоснованы тем, что с 2011 года значительно возрастут риски снижения устойчивости бюджетов всех уровней. Это связано в основном с необходимостью привлечения в ближайшие годы значительных заимствований для финансирования дефицитов бюджетов. Глава ведомства подчеркнул, что "все эти наработки будут утверждены на коллегии счетной палаты в ближайшее время".

Между тем, против возврата к "прогрессивке" весной этого года высказывался премьер-министр РФ Владимир Путин. "Что может получиться, если мы вернемся к дифференцированной ставке? Скорее всего, будет то же самое (что и было до перехода на единую ставку НДФЛ - ИФ). Никакой социальной справедливости не будет. Реально те, кто получал меньше денег, так и будут получать и будут платить минимальную ставку. Но те, кто получает сегодня высокую заработную плату, будут ее часть получать в конвертах", - сказал Путин, выступая в Госдуме. Напомним, что в свое время вывод экономики из тени был одним из ключевых аргументов в пользу единого налога для всех. "Когда мы ввели плоскую шкалу, поступления за 8 лет возросли в 12 раз. Сегодня эти доходы бюджета превышают сборы по НДС. Эффект абсолютно очевиден", - подчеркнул премьер. Но, высказываясь против, он был как всегда гибок. "Это не значит, что мы навечно заморозим (плоскую шкалу - ИФ), будем внимательно анализировать, смотреть и вместе с вами примем решение, но без спешки", - заявил премьер.

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, также расходятся в оценках необходимости возврата к прогрессивной шкале налога.

"Если исходить из тех параметров, которые когда-то предлагала фракция "Родина", то при условии сохранения текущего уровня собираемости НДФЛ дополнительные доходы бюджета могут составить порядка 100 млрд рублей или 3,5% от всех доходов российской казны. Очевидно, что это весьма существенная для бюджета РФ сумма", - сказал Interfax-Russia.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

Однако аналитик подчеркнул, что ключевым фактором в оценке целесообразности предлагаемых главой Счетной палаты изменений будет способность государства обеспечить стабильность собираемости налогов. "До 2001 года прогрессивная шкала в России уже существовала, и тогда доля уплаты налогов плательщиками с наивысшими доходами оценивалась на уровне лишь 20-30%, - говорит эксперт. - Тем не менее, полагаю, что сейчас задача собираемости налогов при прогрессивной шкале обложения могла бы решаться государственными органами контроля значительно эффективнее, чем в 90-е годы".

В свою очередь эксперт красноярского филиала крупной российской консалтинговой компании сказал Interfax-Russia.ru о введении прогрессивной шкалы налога на условиях анонимности: "Думаю, это не разумно, надо оставить все как есть. Иначе от бизнеса последуют попытки уйти от налогов в тень".

Председатель совета директоров АПХ "Алтайские закрома" подполковник запаса Александр Терновой сказал Interfax-Russia.ru: "Прошу мой ответ разграничить на две части: как от человека и как от бизнесмена. Так вот как бизнесмен скажу, что, встав на налоговый учет, подписал с государством контракт, поэтому буду выполнять все его предписания. А как у человека у меня просто слов нет, чтобы выразить свое негодование! Если будет введена прогрессивная шкала, то, во-первых, сократятся поступления в бюджет, во-вторых, государство продемонстрирует, что те, кто занимается реальным сектором экономики, ему просто не нужны. Это нарушение Конституции РФ, в которой прописано право человека на труд! Кроме того, не понятно, почему такая инициатива исходит от главы Счетной палаты. Логично было бы ее услышать, например, от депутатов, премьера, от налогового органа".

В свою очередь представитель УК "Финам Менеджмент" Александр Осин не склонен сгущать краски. "Кредитный кризис достаточно четко продемонстрировал слабости существовавшей в мире экономики потребления. На этом фоне структура мирового, российского ВВП меняется в пользу средне- и долгосрочных реальных, прямых вложений, - говорит эксперт, - такая система предполагает усиление государственного планирования и управления, в том числе в налоговой сфере. В данной связи я позитивно оцениваю инициативу Сергея Степашина".

Более лояльно эксперт оценивает и возможный уход бизнеса от налогов. "Выводить бизнес из тени, по моему мнению, в ближайшие годы будет сама макроэкономическая и инвестиционная ситуация. Рост актуальности прямых инвестиций в экономику, увеличение зависимости бизнеса от длинных денег повышают требования к деловой репутации экономических агентов, - считает Осин. - Возможно, подобные решения (прогрессивная шкала - ИФ) будут приняты Госдумой уже в 2010-2011 годы на фоне обострения предвыборной партийной конкуренции".

Обозреватель Любовь Третьякова

Фото ИТАР-ТАСС