Interfax-Russia.ru – Власти Алтайского края выдвигают на рассмотрение российских парламентариев проект закона об особо значимых аграрных территориях. Такой территорией хотят сделать сам край.
Впереди России всей
Ввести в России статус особо значимых аграрных территорий губернатор Алтайского края Александр Карлин предложил еще в феврале 2008 года.
"…Таким территориям и их аграрным комплексам в приоритетном порядке должна предоставляться государственная поддержка, соответствующая по своим масштабам и направлениям общенациональным интересам", - заявил Карлин на первом Всероссийском сельском сходе, который проходил в Барнауле.
Там же присутствовал тогда еще кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев. Говорят, он эту инициативу поддержал. Правда, на ее реализацию ушло около трех лет. Летом 2010 года термин "особо значимые аграрные территории" был впервые закреплен в нормативных документах российского правительства, а осенью законодатели Алтайского края заручились поддержкой своих федеральных коллег в продвижении законопроекта о таких территориях.
В середине октября губернатор Алтайского края обратился к депутатам, представляющим сибирские регионы в обеих палатах Федерального Собрания, поддержать законопроект. В начале ноября на заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу проект закона рассмотрели эксперты обеих палат парламента, сенаторы, а также представители Минсельхоза и Минэкономразвития.
"Фактически мы предлагаем создать своего рода зоны опережающего роста. Придание отдельным регионам статуса особо значимых аграрных территорий позволит рассматривать их как "локомотивы роста" аграрной экономики всей страны", - заявил представлявший проект председатель Заксобрания Алтайского края Иван Лоор.
Он пояснил, что в предлагаемом проекте федерального закона "Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации" имеются три критерия, выделяющих регионы, которые получат от государства приоритетную и комплексную поддержку.
"Первый: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (должна составлять - ИФ) не менее 8%. Второй - площадь пашни должна составлять не менее 3 млн гектар. И, наконец, доля сельского населения в общей численности - не менее 30%", - заявил алтайский законодатель.
Он подчеркнул, что эти критерии выбраны для того, чтобы "отсечь" регионы, производящие значительные объемы сельхозпродукции, но индустриальные по своему характеру. Они, считает Лоор, имеют собственные ресурсы для поддержки сельского хозяйства.
По мнению властей Алтайского края, предложенным критериям удовлетворяют восемь регионов России: Башкирия, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Воронежская, Омская, Ростовская и Оренбургская области.
Поддержкой для развития особо значимых территорий, по мнению разработчиков законопроекта, могут стать уже имеющиеся меры государственной поддержки (средства интервенционного фонда, госпрограмма развития сельского хозяйства, различные ФЦП), но на особых льготных условиях.
"В представленном проекте есть предложения ряда новых эффективных механизмов государственной поддержки", - заявил Лоор. Среди них он отметил субсидирование части затрат производителей на оформление земельных участков, приобретение сельхозтехники и оборудования для молочного животноводства, а также государственное софинансирование строительства и эксплуатации оросительных систем.
Интересно, что сам Алтайский край рассчитывает стать пилотным регионом, где эта законодательная инициатива будет реализована и отработана.
Кроме того, сделав ставку на развитие сельского хозяйства, власти края хотят успешно развивать и сопутствующую инфраструктуру. В частности, будет сделан упор на строительство и реконструкцию дорог, развитие газовых сетей и энергетики, а в будущем на создание кластеров сразу нескольких специализаций (помимо аграрной): биофармацевтического, энергетического и туристско-рекреационного.
Впрочем, если убрать за скобки всю региональную мотивацию, план алтайских законодателей претендует куда как на большее: смену вектора аграрной политики всей страны!
В конце концов, опережающее развитие отдельных регионов России, которое и закладывается в законопроект, необходимо для надежного обеспечения россиян качественной и безопасной сельхозпродукцией, объясняют разработчики законопроекта.
Особо значимый закон
Пока же будущее аграрной отрасли весьма туманно. Мнения специалистов по поводу ее "самочувствия" разнятся, но все едины в том, что пора что-то менять. Вполне возможно, что в условиях ожидания алтайская инициатива будет востребована. Правда, в немного измененном виде.
Так, например, руководитель экспертного совета при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Миндрин признается, что законопроект алтайцев построен под инвесторов. Это неплохо, считает эксперт, но региональные власти сами должны определять "точки роста", куда должны пойти инвестиции.
"То, что делают законодатели и руководители Алтайского края для меня, безусловно, важно и очень авторитетно. Но мы, по-моему, сейчас рановато говорим о законе, – признается другой эксперт, руководитель центра аграрных проблем США и Канады Борис Черняков. - Мы можем говорить о законодательных инициативах, о поправках. А закон - дело серьезное".
По мнению Чернякова, довольно действенным средством в исправлении ситуации в сельском хозяйстве, которое "сейчас угрожающее", могли бы стать просто гарантии государства.
"Существует такая зона устойчивого сельского хозяйства, к сожалению, не в нашей стране, как штат Айова. В этом году он получит столько же кукурузного зерна, сколько всего получит Россия. Айова, вообще, в числе лучших по очень многим показателям, – признается Черняков. - А все связано только с одним: на протяжении, по крайней мере, последних 80 лет сельхозяйственный закон (который обновляется каждые 5 лет в США) создает такие условия, при которых кукурузосеятели, производители и сетевики в зоне именно Айовы точно знают стоимость своей продукции. Все! И никаких дополнительных вещей им не требуется. И никаких вопросов о том, сколько они получат и заниматься ли им этой продукцией, просто нет".
По мнению Чернякова, Алтайский край мог бы стать такой российской "Айовой". Эксперт поддержал необходимость создания территорий опережающего развития, однако выразил сомнение в том, что критерии их отбора должны быть настолько жесткими, как предлагают разработчики закона.
Так, например, в список не попадают Татарстан, Волгоградская, Саратовская и Белгородская области. Первые три региона - по причине того, что доля сельского населения там низка. В сельскохозяйственно-развитой Белгородской области больше развито животноводство, а потому площадь пашни там меньше, чем требуется в законопроекте. Впрочем, как признаются алтайские законодатели, тут остается место для дискуссии.
То, что необходимо обратить внимание, как минимум, на Волгоградскую и Белгородскую области, как на "аграрные локомотивы", подметили и в Минэкономразвития. Смысла принимать федеральный закон только для Алтайского края нет, говорят там. В ведомстве также напомнили, что введение всяких дополнительных субсидий (именно в них, по мнению представителей министерства, заключается специфика нового законопроекта) сейчас нужно проводить очень осторожно.
"Вступление в ВТО потребует пересмотра правил субсидий, при благоприятном варианте мы вступим в ВТО в первой половине 2011 года. Плюс накладывается вступление в Таможенный Союз, – заметил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. - Одним из принципов нашего вступления является гармонизация субсидий. Мы предъявляем кучу претензий белорусам, у которых действительно другой уровень поддержки (сельского хозяйства - ИФ). У нас есть еще и Казахстан. Нам нужно еще на троих договориться, как сблизить системы субсидирования сельского хозяйства".
То, что предложено в проекте закона, по мнению Клепача, может вызвать дисбаланс. "Это не означает, что этого не надо делать, надо все десять раз продумать", - заметил замминистра.
По его мнению, сейчас необходимо провести совместными усилиями ревизию и анализ имеющихся субсидий, а потом делать выводы, нужны ли поправки в закон о сельском хозяйстве, выделение новых субсидий или новый закон. В любом случае резкое расширение льгот, по словам Клепача, в условиях нынешнего бюджета нереально.
В Минсельхозе же считают, что многие инициативы Алтайского края перекликаются с планами министерства.
"16-го (ноября - ИФ) на правительстве будет рассматриваться концепция устойчивого развития сельских территорий, где как раз и предусмотрены особо значимые регионы", – заявил директор департамента сельского развития и социальной политики министерства Дмитрий Торопов.
По его мнению, надо поддержать и ввести поправки в закон о развитии сельского хозяйства. Особенно поправки о льготных тарифах на внутренних перевозках и экспортных поставках. "Мы знаем, какие транспортные трудности существуют для Сибирского федерального округа", - подчеркнул Торопов и заметил, что у министерства отношение к инициативе в целом положительное.
"Пример сегодняшнего проекта, это, пусть кому-то не покажется это громкими словами, – это государственная стратегическая инициатива, – считает председатель научно-экспертного совета по агропродовольственным рынкам при комитете Госдумы по аграрным вопросам Александр Фомин. – Это уникальная ситуация. Мы впервые получаем возможность реализовать государственный проект. Когда мы обсуждали приоритетный национальный проект (по развитию сельского хозяйства - ИФ), к нему сразу же был приклеен ярлык отраслевого. Жилье - это общенациональный проект, как здоровье и образование. А вот общенациональный проект развития АПК – это сельскохозяйственный проект. Этот ярлык, к сожалению, по-прежнему действует".
По мнению Фомина, законопроект, в случае его принятия, сможет изменить ситуацию в сельском хозяйстве к лучшему. Главное, чтобы на это была государственная воля.
"Я хорошо знаю, с каким скрипом принимаются законы в сельском хозяйстве, как долго они обсуждаются. У этого закона тоже будет сложная история, но это не значит, что им нельзя заниматься. Его надо вносить, иначе не будет обсуждения. Наряду с инициативой, которая идет от Алтайского края, нужна четкая поддержка на государственном уровне", - заключил Фомин.
По крайней мере, в Совете Федерации ее уже нашли – комитет по агропродовольственной политике уже поддержал инициативу алтайцев. По словам вице-спикера верхней палаты Александра Торшина, мнения, выраженные на заседании, были в целом за проект.
"С идеями и проблемами подобного рода к нам уже обращались Краснодарский край и ряд других регионов. Пусть сейчас нет полного согласия в решении вопроса, но давайте попробуем сделать отдельный закон. Будет непросто, но надо за него побороться, надо приложить усилия, чтобы продвинуть законопроект и внести его в Государственную Думу", - сказал Александр Торшин.
Возможно, именно тогда Россия как великая сельскохозяйственная держава с пока еще не раскрывшимся потенциалом (именно так охарактеризовал ее вице-спикер) в полной мере раскроет его.
Обозреватель Алексей Дружников