Interfax-Russia.ru - Одним из главных событий Всероссийского форума "Балет ХХI век", проходящего в Красноярске, стало возрождение советского спектакля "Красный мак", который был забыт в России на 50 лет.
Красноярский край принимает Всероссийский форум "Балет XXI век", который продлится неделю - с 22 по 28 ноября. Форум посвящается одной из самых значительных памятных дат нынешнего года - 100-летию со дня рождения знаменитой русской балерины Галины Улановой.
На престижный форум съехалась звезды мирового и российского балета, театральные критики, искусствоведы и просто ценители. Впрочем, такое внимание вполне оправдано – культурный фестиваль обещает много открытий.
Так, в его рамках на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета уже состоялись премьеры одноактного балета "Пахита" в новой сценической редакции заслуженного артиста России Юрия Ветрова и легендарного советского спектакля "Красный мак" в постановке народного артиста СССР и России Владимира Васильева. Еще одна премьера - балет "Весна священная" в редакции Теодора Тэжика и Сергея Боброва состоится 28 ноября.
Интригой форума "Балет XXI век" стал смотр-конкурс молодых артистов балета и хореографов, который проходил 24 ноября. Оценки участникам, а их было около 40 человек, ставили самые именитые российские балетные исполнители и педагоги, художественные руководители театров и коллективов. "В борьбу за почетное звание лауреата вступили молодые артисты балета из Новосибирска, Уфы, Челябинска, Самары, Москвы, Красноярска. Конкурсанты представили на суд жюри номера классической и современной хореографии. Кроме почетного звания лауреата конкурса победители получат денежное вознаграждение: за I место - 50 тысяч рублей, II место - 30 тысяч рублей, за III место - 20 тысяч рублей", - сообщает пресс-служба администрации Красноярского края.
Тем не менее, самым ожидаемым событием форума, по общему признанию, была премьера балета "Красный мак", которая состоялась 23 ноября на сцене Красноярского театра оперы и балета. Этот спектакль, по сути, является первым и самым популярным советским балетом. Но около полувека он был, что называется, "в забытьи" – его не ставили ни в одном из российских театров. Поэтому его появление на красноярской сцене театралы назвали "историческим событием".
Стоит пояснить, почему "Красный мак" в советское время стал невероятно популярным. Дело в том, что у этой постановки был характерный для того времени "революционно-героический" сюжет: в произведении композитора Рейнгольда Глиэра были отражены события революционного движения 20-х годов в Китае. Это сразу подкупило не только зрителей, но и советскую власть, которая прежде к балетному искусству относилась несколько настороженно и не использовала его как "идеологическое оружие". В итоге "Красный мак" побил все рекорды популярности - после своего дебюта в 1927 году он был поставлен во всех отечественных музыкальных театрах, а также в Польше, США, Болгарии, Чехословакии. Только Большой театр за первые три сезона показал этот балет 300 раз, а всего прошло более 4 тысяч его представлений. В Советском Союзе после премьеры спектакля, можно сказать, возник настоящий культ "Красного мака" - появились духи, кафе и конфеты с таким названием. Постановки балета прекратились в 60-ых. Тогда это объясняли тем, что он "морально устарел".
Народный артист СССР Владимир Васильев, который выступил постановщиком, сценографом и соавтором либретто современной постановки, посчитал, что возвращение на сцену легендарного спектакля будет достойным завершением празднования 100-летия балерины Галины Улановой - ведь именно она долгое время исполняла в "Красном маке" главную женскую партию - китайской танцовщицы Тао Хоа. Владимир Васильев, впрочем, основательно изменил советский балет. Прежде всего, в нем исчезла так называемая "политическая линия".
"Я очень хотел сохранить атмосферу того спектакля, который помню еще учеником балетной школы и который очень любил, - сказал Interfax-Russia.ru Владимир Васильев. - Поэтому я взял за основу первоисточник 1927 года и сделал вместо истории "революционного восстания рабочих масс" историю любви китайской танцовщицы к русскому капитану, хотя стремление людей к справедливости и свободе в спектакле осталось. Но это вечные общечеловеческие проблемы, не привязанные к данной конкретной политической ситуации, как было раньше. В данном случае было неважно, из какой России этот капитан: советской или досоветской. Ведь любовь, как известно, не знает границ: ни временных, ни географических, ни политических".
Кроме того, изменились многие "технические" моменты. В новой постановке, например, другая хореография, новое либретто, современное мультимедийное оформление.
Васильев подчеркнул, что не ставил перед собой цели повторить постановку середины прошлого века.
"Эстетика изменилась, изменились исполнители, поэтому возрождение старых спектаклей в том виде, в котором они шли когда-то, не всегда оправдано. Эпоха советского драмбалета отличалась великими балетными актерами-исполнителями. Сегодня в балетном искусстве все более важным становится форма и техника, а драматическое мастерство уходит на второй план", - отметил он.
Готовить "Красный мак" труппа Красноярского театра оперы и балета начала совместно с Васильевым еще в сентябре. Детали спектакля, мизансцены и в соответствии с этим сюжетную линию постановщик выстраивал непосредственно во время репетиций.
Театралы уже отнесли возрождение "раритетного" балета к числу наиболее значимых событий в мире искусства в уходящем году. Теперь у Красноярского театра оперы и балета есть еще один повод для гордости - ведь именно на его сцене состоялась премьера столь ожидаемого балета. Впрочем, Владимир Васильев предлагал постановку Большому и Мариининскому театрам, однако там, в отличие от Сибири, его инициатива не нашла поддержки.
Завершение празднования столетия Галины Улановой в Красноярске символично – именно там оно и началось гала-концертом в ноябре прошлого года.
Обозреватель Вера Широкова