Interfax-Russia.ru – В условиях экономического кризиса все чаще возникает вопрос: выполнит ли государство свои самые дорогостоящие проекты, например, капремонт жилищного фонда?
Напомним, что капитальный ремонт российского жилфонда начался в 2008 году, его регламентировал ФЗ N185. Планировалось, что за четыре года – именно на этот срок рассчитано действие закона – фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства профинансирует российское жилищно-коммунальное хозяйство на сумму 240 млрд рублей. Дополнительные средства на условиях софинансирования вложат местные бюджеты и собственники жилья. Каждый регион в рамках этого закона получил свой лимит согласно количеству муниципалитетов и степени износа зданий. На долю Сибирского федерального округа выпало 34 млрд рублей. Больше всего федеральных денег должно поступить в Красноярский край – 5 млрд 165 млн рублей, Новосибирскую область – 4 млрд 389 млн рублей и Алтайский край – 4 млрд 292 млн рублей.
Впрочем, уже на первом этапе стало ясно, что выбрать обозначенные большие средства для регионов будет не так-то просто. Закон предъявлял серьезные требования: участвовать в заявках могут только ТСЖ или частные управляющие компании, число этих компаний на местном рынке ЖКХ должно быть не менее 50% и в последующие годы неуклонно расти… Крайне жесткие требования предъявлялись и к составлению заявок.
Несмотря ни на что, уже к осени прошлого года все 12 сибирских регионов справились с требованиями федерального центра и начали получать первые деньги. По информации официального сайта фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в лидерах были два сибирских региона: Кемеровская область и Красноярский край. Оба региона попали в число 14 субъектов РФ, софинансирование которых фонд ЖКХ был намерен вести опережающими темпами.
Однако начало 2009 года с его нарастающим экономическим кризисом внесло в планы по капремонту, мягко говоря, некоторые коррективы. Ремонт делать начали, но понадобилось то и то, а денег на это не хватает. Собственно говоря, проблемы этого года берут начало в прошлом. Задержка заявок и запоздалое в связи с этим финансирование из федерального центра, короткое сибирское лето и рост цен на стройматериалы – все это вначале сказалось на сроках осуществления ремонта, а потом и на действиях фонда.
По итогам рассмотрения отчетов за прошлый год правление фонда решило приостановить господдержку 21 региона в связи с тем, что имелись те или иные нарушения. В число нарушителей со стороны СФО попали Республика Тува – приостановлены программы и капитального ремонта, и расселения аварийного жилья. Программы расселения аварийного жилья не будут финансироваться в Иркутской, Омской областях, в Красноярском крае и в Республике Бурятия. В случае устранения нарушения финансирование возобновляется, и на сегодня часть проштрафившихся регионов уже стравилась с этим.
Однако "испытание капремонтом" на этом не закончилось. В июне Госдума поддержала изменение на 2009 год порядка предоставления финподдержки регионам из фонда ЖКХ. Документ внесли депутаты Мартин Шаккум, Валерий Панов, Ризвангаджи Исаев и Марсель Юсупов. Как отмечают авторы документа, законопроект направлен на обеспечение сбалансированности бюджета фонда содействия реформированию ЖКХ при предоставлении финансовой поддержки регионам в 2009 году. На деле это означает, что правление фонда теперь будет на других основаниях решать, кому давать деньги, а кому нет. Объясняется это тем, что фонд обязали вернуть в Минфин имущественный взнос РФ.
Авторы законопроекта, который вскоре будет опубликован, подчеркивают, что "действующим законодательством объем финансовой поддержки, который может быть предоставлен фондом в 2009 году регионам, не ограничен". То есть у фонда нет оснований для отказа в предоставлении средств регионам в пределах лимита.
Но вернутся ли эти деньги обратно с той же легкостью, с которой пришли? Инициаторов (фракция "Единая Россия") уже критикуют по этому поводу. "Проект этого закона фактически ограничивает право субъектов РФ на финансовую поддержку, вводя лимит на средства, которые должны были пойти регионам на проекты в сфере ЖКХ. Говоря простым языком, федеральный центр фактически отказывает регионам в финансировании большинства проектов", - цитирует пресс-служба мнение депутата Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ) Алексея Багарякова.
По словам депутата, при создании этой госкорпорации было оговорено, что имущество фонда, сформированное за счет взноса Российской Федерации, принадлежит ему на праве собственности. "Однако в борьбе с дефицитом бюджета было принято решение вернуть часть имущества госкорпораций. В частности, фонд содействия реформированию ЖКХ обязали возвратить в бюджет страны 75 млрд рублей", - говорит Багаряков. Коммунист задается вопросом: хватит ли фонду оставшихся денег на осуществление капремонта в регионах?
Однако в самом фонде не столь пессимистичны. "Во-первых, не 75, а 65 млрд рублей, - сказал Interfax-Russia.ru начальник управления по связям с общественностью фонда содействию реформированию ЖКХ Ростислав Мурзагулов, - и, во-вторых, реформу мы продолжаем и деньги будем давать. Другое дело, что сейчас образовался некоторый перекос: одни регионы уже выбрали не один миллиард, другие отстают в реализации реформы ЖКХ. Поэтому напор одних мы ограничим, чтобы дать деньги вторым". По мнению Мурзагулова, это не ущемляет регионы в правах. Кроме того, наш собеседник заявил, что фонд, имея право играть на фондовом рынке, заработал 11 млрд рублей. "Эти деньги тоже пойдут на капремонт", - говорит Мурзагулов.
В регионах пока только понаслышке знакомы с предстоящими изменениями. "Когда закон будет опубликован, тогда и можно будет что-то говорить: во благо он станет или нет, - сказала Interfax-Russia.ru начальник жилищного отдела управления по ЖКХ Алтайского края Людмила Штайнепрайс, - во всяком случае недавнее нововведение, когда доля софинансирования регионов была уменьшена до 6%, было преподнесено как антикризисная мера, а на деле это сократило финансовое участие государства. Потому что условия включения в программу муниципальных образований стали жестче: например, ТСЖ в многоквартирных домах должно быть уже не 5, а 20%. А кроме этого условия есть и другие".
Вместо эпилога к промежуточным итогам затеянного глобального капремонта вспоминается мнение одного из наших экспертов. "Если мы начнем пробуксовывать с этой реформой, самым главным риском станет нарастающее недоверие людей. С ним и так непросто бороться нашим управляющим компаниям, а уговаривать на софинасирование после каких-то перетасовок станет сложнее", - сказал Interfax-Russia.ru исполнительный директор Союза строителей и инвесторов Алтайского края Сергей Санников.
И то верно: когда одна рука дает, а другая отбирает – какой из них верить?
Обозреватель Алла Боброва
Фото ИТАР-ТАСС