Сибирь / Точка зрения 10 марта 2010 г. 18:23

Школьные преобразования

Interfax-Russia.ru – Российская школа переживает затянувшуюся эпоху перемен.

Тема школьных нововведений актуальна для миллионов российских семей. И, если руководствоваться именно количественным показателем, то в ближайшее время она станет еще более актуальной: ведь за парты сядет более многочисленное поколение ребятишек, которые родились в период действия программы "материнский капитал".

Пробным камнем в ряду преобразований был ЕГЭ. Потом новшества нарастали как снежный ком: не успевали школы разобраться в одном, как добавлялся другой эксперимент. Оказалось, что учиться в эпоху перемен непросто. Школьные реформы стали непростым испытанием для учителей, родителей и учеников. Добавим, что реформы – за редким исключением – ложились и ложатся на старые ресурсы: ту же материально-техническую базу, тот же уровень педагогов, тот же уровень оснащенности учебными и методическими пособиями и оборудованием.

Итак, начнем с ЕГЭ. Семь лет назад Алтайский край вошел в число регионов, где итоговое тестирование проводилось впервые. Сегодня это общая практика для всей страны, как бы кто к ней не относился и не протестовал, как это было, например, в прошлом году в Томске, где появилась инициативная группа "За добровольность сдачи ЕГЭ в школе, за изменения в системе образования".

Но, несмотря на отдельные акции протеста, отношение к ЕГЭ все-таки улучшается. ВЦИОМ выяснил, что единый госэкзамен одобряют все больше россиян. С июня по август 2009 года число сторонников нововведения среди учителей увеличилось с 54% до 58%, среди выпускников - с 39% до 44%, среди родителей - с 37% до 43%. В числе достоинств ЕГЭ опрошенные называют простоту поступления в вуз, возможность одаренным ученикам из регионов поступить в престижные вузы страны, уменьшение коррупции.

Между тем, в этом году в Барнауле к единому госэкзамену начали готовить даже выпускников начальной школы. Не факт, что ЕГЭ для четвероклассников состоится, но деньги на пособия уже собрали, родителей и детей заранее напугали…

"Любое новое всегда воспринимается с некоторым опасением, особенно, если это новое затрагивает наших детей, - заметил в одном из интервью "Интерфаксу" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Я думаю, что эти опасения имеют основание, но они связаны не с ЕГЭ, а с тем, что очень многие нововведения приносили нам больше нервотрепки, чем результатов".

Между тем, современные школьные нововведения приносят не только нервотрепку, но и наносят существенный удар по семейным бюджетам, поскольку за многие новшества в рамках образовательной программы или вне нее приходится платить родителям. Например, оплачивать дополнительные тетради к учебникам, ремонт школы, ее охрану, а также финансировать развитие школы.

Но это традиционные траты. Часть их руководство школ заставляет вносить в обязательном порядке (не заплатишь – не получишь учебники), часть взносов формально добровольны и называются спонсорской помощью. С этими тратами многие родители уже смирились, хотя скидку "спонсорам" в большинстве школ не делают: одинаково берут как с обеспеченных, так и с родителей-инвалидов, безработных и матерей-одиночек.

"Вы имеете право не платить эти взносы, пожаловаться в прокуратуру, - прокомментировал Interfax-Russia.ru ситуацию специалист аппарата уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае во время прямой линии, - а если платите, то это ваши проблемы, это значит, что вы согласны".

Впрочем, не только денежные траты вызывают беспокойство родителей. Например, около школ собирается достаточно много желающих получить персональные данные родителей учеников. Так, в одной из типичных сибирских школ родителей свои личные данные настоятельно просили предоставить фирма SMS-дневников, представители сайта, где должны выставляться оценки учащихся, и, наконец, ксерокопию паспорта попросила сделать новая охранная фирма, обосновав просьбу тем, что новый охранник не знает в лицо всех родителей…

Между тем, преобразования еще не завершены. Не исключено, что в ближайшее время в школах введут обязательное тестирование на наркотики, из учебного плана исключат труд, музыку и физкультуру, появится паспорт здоровья школьника, а среднее образование с 11-летки подрастет до 12 лет…

"Преобразования в нашей школе конечно необходимы, - сказал Interfax-Russia.ru руководитель региональной общественной организации "Право ребенка" (Москва) Борис Альтшулер, - она не может оставаться такой, какой была в советское время. Изменилась жизнь, должна поменяться и подготовка к ней".

Собеседник Interfax-Russia.ru положительно оценивает национальную образовательную инициативу президента Дмитрия Медведева "Наша новая школа". "Это просто песня, - говорит Альтшулер, - предполагается индивидуальный подход к учащимся, школа должна стать не только местом учебы, но и местом досуга. Много в этой инициативе и других хороших вещей. Я боюсь только одного – как бы это не осталось на бумаге. Например, статья 17 закона "Об образовании" предусматривает перевод на второй год в случае неуспеваемости. Между тем, нигде в мире нет понятия второгодник. Есть разные уровни освоения – на каждый класс их три. Неуспевающий ребенок учится по более простой программе в рамках одного класса, он не становится изгоем, но и не тянет назад более сильных ребят".

Высказал свое мнение Борис Альтшулер и по поводу двух других наболевших родительских и детских проблем. "Наша школа сейчас отличается перегрузом, - сказал он, - все забывают о том, что ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. При современном уровне развития интернета важнее научить школьника грамотному поиску, а не напичкать его информацией". "А на родителей в финансовом плане вообще преобразования не должны ложиться, - сказал правозащитник, - потому как введено подушевое финансирование школ".

Остается верить, что вскоре новая российская школа будут устраивать всех - детей, родителей и педагогов. Однако для этого предстоит сделать еще очень многое.

Обозреватель Любовь Третьякова