Сибирь / Точка зрения 25 февраля 2009 г. 16:08

Штрафы – для хорошего тона

Interfax-Russia.ru – В России ужесточаются требования к поведению водителей на дорогах. Снизят ли нововведения количество ДТП?

В ближайшее время вступят в силу изменения в положения КоАП и Уголовного кодекса РФ. Одобренные Госдумой в первом чтении изменения в КоАП устанавливают более высокие штрафы для водителей, не пропустивших пешехода на оборудованном переходе, - штраф предполагается увеличить со 100 до 1 тыс. рублей. Рост штрафных санкций коснется и водителей, не обеспечивающих безопасность своих пассажиров. Например, если ребенок не будет посажен в специальное автокресло, то водитель будет оштрафован на 500 рублей (вместо нынешних 100 рублей).

Изменения статьи 264 УК РФ (они приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации) ужесточают наказание для водителей, в ДТП с участием которых погибли или пострадали люди. Водитель, севший за руль в пьяном виде и отправивший на тот свет двух и более человек, может лишиться свободы на срок до 9 лет. Чуть мягче наказание предусмотрено для пьяных водителей, которые в ДТП "отделаются" смертью одного человека или нанесут тяжкий вред здоровью, - от 3 до 7 лет лишения свободы. Плюс к этому во всех случаях водителей будут лишать на разные сроки права управлять транспортным средством.

Кроме того, федеральные власти готовят для водителей еще несколько нововведений. Так, с 1 марта водится специальный знак для начинающих водителей. Он будет выглядеть как квадрат желтого цвета с черным восклицательным знаком внутри. Этот знак в обязательном порядке будут клеить на авто водители со стажем менее 2 лет. Кроме того, с 1 марта ДТП без пострадавших можно будет оформить без участия сотрудников ГИБДД. А с 1 июля будет изменен процесс обучения в автошколах: будущие водители не станут изучать механику автомобилей, за счет чего количество обязательных практических часов вождения в автошколах увеличится с 32 до 50. Для водителей-новичков также будет введена новая дисциплина - "Психофизиологическое поведение на дорогах".

Очевидно, что число автомобилей в России неуклонно растет, и все вводимые новшества призваны упорядочить ситуацию на российских дорогах: снизить травматизм и смертность, сократить число "пробок", закрепить навыки вождения у новичков…

Единственное из нововведений, вызвавшее неподдельное недовольство водителей, - это многократный рост штрафов. Между тем, по признанию автора законопроекта об увеличении штрафов депутата Госдумы Александра Коваля, наказание рублем – пока самое эффективное в России. В свою очередь первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Александр Москалец, поддержавший законопроект, считает, что "пешеход по целому ряду оснований имеет преимущество перед транспортным средством, а тот, кто за рулем, должен быть и заботливым, и осмотрительным, и предусмотрительным, хотя бы еще и потому, что транспортное средство – это источник повышенной опасности".

Стоит отметить, что инициатива повышения штрафов исходила непосредственно от местных управлений ГИБДД. "Мы предлагали большую сумму штрафа для водителей, не пропустивших пешехода, предлагали установить большие, чем сейчас, штрафы для самих пешеходов-нарушителей, - сказал Interfax-Russia.ru начальник УГИБДД по Алтайскому краю Алексей Белобородов. - Однако Госдума приняла такой вариант, и в принципе он нас устраивает: это лучше, чем прежнее положение дел со штрафом в 100 рублей".

По словам Белобородова, наезды на пешеходов в Алтайском крае составляют 40% от общего числа ДТП. Этот же процент (плюс-минус 1-2 пункта) характерен как для других регионов Сибири, так и для всей России в целом.

Причем нарушают правила дорожного движения в основном водители: в Алтайском крае по вине водителей в прошлом году произошло 83% всех ДТП или 3 тыс. 271 ДТП в абсолютных цифрах. Чаще всего водители наезжают на пешеходов на участках дорог с интенсивным движением. "А также там, где нет разделения транспортных и пешеходных потоков, - говорит Белобородов, - именно такие автомагистрали создают наибольшее число ДТП с травмированием пешеходов. Это особенно актуально для окраин крупных городов и для сел и райцентров, где тротуаров нет в принципе".

Собеседник Interfax-Russia.ru рассказал, что ГИБДД регулярно пишет предписания в адрес местных властей о необходимости разделения потоков движения, но зачастую все остается, как было: власти ссылаются на скудость бюджетов. Возможно, рост штрафов для водителей создаст более ощутимые преимущества для пешеходов?

Впрочем, водители не столь оптимистично оценивают рост штрафов. "Это одностороннее решение – увеличение штрафов для водителей, - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, - это все равно, что начали пороть исправляющегося ребенка, это непедагогично".

В подтверждение своих слов Травин говорит: "Еще 5-7 лет назад у нас действительно мало уступали дорогу пешеходам, но в последнее время ситуация исправляется, а штрафы, не понять почему, растут". Впрочем, отвечая на уточняющий вопрос, общественник признается, что сейчас анализирует ситуацию главным образом на дорогах Москвы.

А вот ситуация за пределами Садового кольца, к сожалению, удручающая: чем дальше та или иная дорога от культурных и политических центров, тем больше вероятность того, что пешеходу здесь не уступят дорогу. Так, по данным корреспондентов агентства "Интерфакс-Сибирь", неуважение к пешеходам или прямое нарушение их прав характерно для всех регионов Сибири. В основном водители уступают дорогу лишь возле административных зданий и там, где установлены камеры внешнего наблюдения, или есть посты ДПС.

Однако и тут есть исключения из правил: например, в небольшом городке Томской области – Северске – на подъездах к пешеходным переходам стоят ограничения скорости 40 км, а пропускать пешеходов считается правилом хорошего тона. Как говорится, культурный человек – и на дороге культурен.

Обозреватель Любовь Третьякова