Сибирь / Точка зрения 29 апреля 2014 г. 16:15

Синдром Деда Мороза

Interfax-Russia.ru - Власти Новосибирска отмечают сокращение числа детских благотворительных организаций в городе. Впрочем, это приводит к тому, что дети получают помощь, в которой нуждаются.

По данным властей города, в основном отсеиваются "однодневные" организации.

"Благотворители, особенно те, кто не знает эту сферу, часто думают: "Вот, мы сейчас придем, как Дед Мороз, подарков детям надарим – и будет детям счастье". Ничего подобного", - отмечает председатель комитета опеки и попечительства департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Яна Малашенко.

По ее словам, иногда таких благотворителей, ограничивающихся лишь новогодними подарками, приходится контролировать. Сейчас, по словам Малашенко, в Новосибирске действует 5-6 благотворительных организаций, системно занимающихся помощью детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом каждый детский дом имеет пять-семь организаций, оказывающих поддержку "локально". А в целом в Новосибирске реализуют проекты, связанные с помощью детям, около ста организаций.

Яна Малашенко в беседе с Interfax-Russia.ru отметила, что дети, живущие в детских домах, порой питаются лучше, чем их сверстники в семьях, особых проблем с одеждой также не возникает.

"Детям не хватает именно общения, не хватает мероприятий, благодаря которым они чувствуют себя нужными и важными", - подчеркнула чиновница.

Поэтому власти Новосибирска ориентируют филантропов на проекты, связанные с социализацией детей-сирот. Ведь, выходя из стен детского дома, они зачастую оказываются не приспособленными к взрослой жизни, иногда и в бытовом смысле.

В свою очередь, благотворители стараются реагировать на этот запрос. Например, благотворительный фонд "Солнечный город" за свои средства построил внутри бывшего детского дома N7 (преобразованного в Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) так называемый "модуль самостоятельного проживания", а, фактически, отдельную двухкомнатную квартиру. Подростки 15-17 лет заселяются туда на две недели и полностью себя обслуживают: убирают, готовят, при необходимости меняют лампочки и т.д.

По мнению Малашенко, для активизации благотворительности не обязательно наличие финансовых рычагов в виде налоговых льгот и тому подобных преференций, поскольку стремление оптимизировать финансы собственной компании может оказаться сильнее, чем стремление помочь детям.

Непосредственно помощью детям-сиротам дело не ограничивается, часто новосибирские благотворители участвуют в сборе средств для той или иной категории детей.

Например, для детей-отказников, живущих в больницах, уже упоминавшийся благотворительный фонд объявил акцию "Миллион мелочью". В офисах организаций, которые захотят участвовать в акции, поставят запаянные банки с прорезью в крышке. В эти емкости в течение месяца люди смогут сбрасывать лишнюю мелочь. В конце акции банки вскроют, деньги пересчитают в присутствии комиссии и сдадут в фонд.

"Одному человеку трудно оплачивать ежедневную работу десятков воспитателей для отказников, невозможно привозить каждую неделю подгузники или самому переоборудовать унылые больничные палаты в дружелюбное для ребенка пространство. Но когда много неравнодушных людей начинают действовать вместе, то все получается", - считает директор фонда "Солнечный город" Марина Аксенова.

Другой благотворительный фонд "Любящее сердце" ежегодно вывозит группы детей за пределы региона для оздоровления – например, в Сочи, Республику Алтай, в текущем году запланирована поездка в Хакасию.

Впрочем, как признают чиновники, главная задача состоит в том, чтобы свести число детей, живущих в детских домах, к минимуму. В настоящее время в Новосибирске проживает 3813 детей-сирот, из них 77% - в приемных, опекунских семьях, в семьях усыновителей, 466 детей - в детских домах.

"Наша задача - сделать так, чтобы как можно больше детей уходило из детских домов и воспитывалось в приемных, замещающих, кровных семьях - дети не должны оставаться в учреждениях (детских домах - ИФ)", - заявил директор муниципального центра развития и сопровождения форм семейного воспитания "Семейный совет" Андрей Стахович на пресс-конференции в новосибирском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь".

Он отметил, что за последние годы значительно изменился "социальный портрет" потенциального усыновителя.

Еще пять лет назад, рассказал он, усыновитель, как правило, имел среднее специальное образование и возраст 47,5 лет. В 60% случаях семья состояла из матери, воспитавшей, как минимум, одного ребенка.

"И чаще всего это был синдром "опустевшего гнезда" – своих детей воспитали, силы еще остались, и надо их куда-нибудь применить", - сказал он.

К настоящему времени приемный родитель помолодел. Теперь ему около 42 лет. Как правило, взять приемного ребенка хотят люди с высшим образованием, при этом резко возросло количество приемных отцов. "Сейчас в каждом выпуске "Школы приемных родителей" их не менее 30%", - сказал он.

Стахович также отметил, что в текущем году, как и в предыдущие годы, муниципалитет совместно с общественными организациями проводит акцию "Семья для ребенка". Организаторы рассчитывают, что в приемные семьи попадут около 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В акции принимают участие дети возрастом от 4 до 12 лет. Акцент сделан на их устройство в семьи братьев и сестер, причем в этом случае возрастные рамки могут несколько сдвигаться. Например, это может быть 14-летний мальчик с шестилетней сестрой.

Со своей стороны, президент новосибирской городской общественной организации "День аиста" Евгения Соловьева отметила, что процесс усыновления страдает от многих причин.

"Усыновление окутано массой страхов, лучшее лекарство от которых – это информация", - отметила она, добавив, что первое, о чем попросил "День аиста" – снизить пафос акции.

"Слоган акции был – "Подари ребенку семью". К нам часто приходят разные родители… Иногда это люди с философией Деда Мороза: "Подари!" Дед Мороз дарит подарки раз в году, а семья – это навсегда", - сказала она.

Между тем, ежегодно в Новосибирске список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на несколько сотен человек – например, в 2013 году было вновь выявлено 602 ребенка. К счастью, большую часть этих детей удается устроить в семьи, и в детские дома попадает около 60-80 человек в год.

Обозреватель Евгений Жиличев

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"