Сибирь / Точка зрения 11 марта 2010 г. 18:35

Смерть вместо жизни

Interfax-Russia.ru – В Алтайском крае после введения лекарства отравились четыре роженицы. Одна из них скончалась, другая потеряла ребенка, состояние еще двух женщин стабилизируется.

Местом трагедии стал роддом Ключевского района Алтайского края. 4 марта четверым беременным назначили внутривенное введение лекарства. По предварительным данным, лекарства для капельниц были разные, но общим стал физраствор, которым их разводили. Все пациентки находились на поздних сроках беременности – от 32 до 40 недель.

Вскоре, буквально через 15-20 минут, всем женщинам стало плохо. Несмотря на то, что им вводили разные препараты, у них наблюдались схожие симптомы: скачки артериального давления, повышение температуры, озноб. Хуже всего было состояние 25-летней пациентки. Врачи приняли решение сделать кесарево сечение: ребенка спасли, а вот молодой маме становилось все хуже.

Как сказали позднее медики, у пациентки начал развиваться ДВС-синдром – это тяжелое нарушение свертываемости крови, которое бывает при некоторых заболеваниях, в том числе и при осложненных родах. Женщину перевезли в краевую клиническую больницу Барнаула. Однако даже здесь ее спасти не смогли: 8 марта она умерла от нарушения свертываемости крови и отека головного мозга.

Судьба остальных пострадавших в Ключевском роддоме тоже оказалась непростой. Еще одна беременная 34-летняя женщина пережила остановку сердца, смогла родить сама, но, увы, малыш уже был мертв. Сейчас она и еще две роженицы находятся под наблюдением врачей в краевой клинической больнице. Но какие-либо подробности об их состоянии не разглашаются. "Мы можем давать информацию о своих пациентках только близким родственникам", - ответили Interfax-Russia.ru в ординаторской отделения акушерства и гинекологии краевой клинической больницы.

Некоторые местные СМИ со ссылкой на прокурора Ключевского района Сергея Алексеенко сообщают, что у этих двух женщин все благополучно. Хорошо себя чувствуют и мамы, и появившиеся на свет дети. Впрочем, все равно не ясно: родили ли женщины самостоятельно или им также пришлось делать кесарево сечение. По данным "Вестей", состояние всех трех пострадавших продолжает оставаться тяжелым.

Новость о ключевской трагедии стала самой обсуждаемой в Барнауле. Следственное управление СКП РФ по Алтайскому краю сообщило о том, что в связи с ЧП уже возбуждено уголовное дело. "Дело возбуждено по п. "г" ч. 2 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть человека)", - сообщает Следственное управление СКП РФ по Алтайскому краю.

Именно следственный комитет и сообщил о том, что все инъекции делались на основании одного физраствора. Он был произведен в городе Рубцовске (также Алтайский край). "Установлено, что все инъекции делались на основании физраствора, произведенного Рубцовской станцией переливания крови. Следствию предстоит выяснить все обстоятельства произошедшего. Расследование уголовного дела продолжается", - сказано в сообщении.

Остававшиеся в роддоме флаконы с физраствором изъяли и отправили на экспертизу. В краевом управлении по здравоохранению подтвердили, что их специалисты также заняты в расследовании. "Причины произошедшего устанавливаются, как только они будут известны, мы их обнародуем", - сообщили Interfax-Russia.ru в ведомстве.

На Рубцовской станции переливания крови Interfax-Russia.ru отказались комментировать произошедшее, сославшись на занятость главного врача. Между тем, физраствор известен как простейший медицинский препарат, применяемый для растворения лекарств, которые невозможно вводить пациентам в чистом виде. Если раствор готовится правильно, отравиться им невозможно: по сути, это подсоленная хорошо очищенная вода.

Между тем, в региональном Росздравнадзоре, специалисты которого прибудут в роддом Ключевского района в пятницу, говорят, что трагедии могло и не быть, "если бы соответствующие структуры делали все, что должно делать". Вот что сказал "Российской газете" в четверг руководитель управления Росздравнадзора по Алтайскому краю Владимир Трешутин: "Год назад мы выявили нарушения на Рубцовской станции переливания крови, о чем информировали и руководство крайздрава, и Рубцовскую прокуратуру. Эта станция имела лицензию лишь на изготовление физрастворов, а не на их производство (это более сложный процесс). Мы предупреждали, что такая самодеятельность может плохо кончиться. Но меры так и не были приняты. 3 марта мы проводили проверку в Тюменцевском районе, который располагается по соседству с Ключевским. И опять столкнулись с произведенными в Рубцовске растворами, которые не соответствуют ГОСТам и ОСТам. 5 марта в адрес прокурора Рубцовска мною была направлена повторная просьба о принятии мер прокурорского реагирования с целью недопустимости ситуации, которая влечет за собой угрозу жизни и здоровья людей. Такая же бумага опять ушла и в адрес крайздрава…".

Трешутин посетовал, что об этом вопиющем случае в Ключевском районе управлению Росздравнадзора стало известно из СМИ. "Начальник Главного управления края по здравоохранению и фармдеятельности Валерий Елыкомов о происшедшем ничего не сообщил, хотя по действующему законодательству это следует сделать в течение суток", - сокрушается глава регионального ведомства.

Между тем, в крайздраве говорят, что специалисты в течение недели должны завершить проведение исследований и установить причины отравления женщин.

"Выявление причин трагедии в Ключевской ЦРБ взято под особый контроль Главного управления по здравоохранению и фармдеятельности", - заявил заместитель начальника управления Виктор Яковлев, слова которого приведены в сообщении официального сайта администрации края.

Он подчеркнул, что в настоящее время высказывать какие-либо предположения о причинах гибели одной из пациенток Ключевской центральной районной больницы невозможно, поскольку для этого нет необходимых данных.

Яковлев подчеркнул, что Ключевская районная больница находится на хорошем счету, претензий к работе ее персонала до настоящего времени не было. По его словам, в процессе лечения в стационаре беременные женщины получали лекарственные препараты строго по медицинским показаниям, причем технологии применения именно этих лекарств выдержаны абсолютно точно. Основой для приготовления суспензий служил физиологический раствор, произведенный на Рубцовской станции переливания крови. По мнению Яковлева, окончательные выводы делать еще слишком рано, адекватно оценить ситуацию можно будет только после завершения исследований, результаты которых специалисты получат не позднее чем через неделю.

Стоит отметить, что Сибирь регулярно попадает в поле зрения правоохранительных органов в связи с младенческой смертностью или неправильным родовспоможением. В прошлом году в перинатальном центре на Алтае новорожденному вместо лекарства по ошибке в клизме ввели нашатырный спирт – малыш умер от сильнейшего ожога кишечника. В Томске осудили акушера-гинеколога с 32-летним стажем. Он не смог вовремя поставить правильный диагноз, в результате чего после экстренного кесарева сечения у женщины открылось сильное кровотечение, и она умерла. В Омской области осудили врача и акушерку, действия которых привели к смерти новорожденного мальчика. Речь идет об акушерском отделении Исилькульской ЦРБ. Следствие установило, в ночь на 12 июня 2008 года в результате оказания неквалифицированной помощи при родах у 35-летней пациентки новорожденный получил травмы, от которых скончался на следующий день. В ходе расследования были выявлены многочисленные нарушения при оказании медицинской помощи роженице и ее ребенку. Однако обвиняемые виновными себя не признали. По их мнению, они произвели все необходимые медицинские действия для успешного рождения ребенка…

Пока идет расследование ключевской трагедии, сложно говорить о том, что именно стало причиной двух смертей – физраствор или неправильные назначения. Не ясно и то, кто и как сурово должен быть за это наказан. Очевидно и прискорбно одно – чья-то ошибка, а, скорее всего, банальная халатность обернулась трагедией для нескольких семей, оставив сиротой одного ребенка и не дав родиться другому.

Обозреватель Алла Боброва