Сибирь / Точка зрения 24 июня 2009 г. 17:50

Тоннель преткновения

Interfax-Russia.ru - Три дня продолжается голодовка железнодорожников, обслуживающих самый длинный тоннель в России.

Для начала стоит сказать несколько слов об этом уникальном железнодорожном сооружении. Северомуйский тоннель ввели в эксплуатацию 5 декабря 2003 года, а его строительство велось аж 27 лет. Это один из сложнейших участков Байкало-Амурской магистрали. Свое название тоннель получил по имени Северо-Муйского хребта в Бурятии, который он пронзает насквозь. По протяженности - 15,3 км - он является самым длинным тоннелем в России.

До строительства Северомуйского тоннеля поезда следовали по объездной ветке: на ней допускались большие уклоны, поэтому грузовые поезда расцепляли и пускали по обходу частями. Пассажирского сообщения не было (через перевал людей перевозили на автобусах).

"Работы по сооружению тоннеля велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях", - пишет Википедия. По трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома. Также в горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона - в 2,5 раза выше нормы. Это приводило к переоблучению работников. Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. Время в пути на участке сократилось с 2 часов до 25 минут. Расчетный срок эксплуатации тоннеля оценивался в 100 лет.

И вот сейчас судьба железнодорожного сооружения висит на волоске. Во всяком случае, все 120 работников путейной части (ПЧ) N28 Восточно-Сибирской железной дороги уведомлены о сокращении вначале в связи с ликвидацией предприятия, потом - в связи с сокращением штатов. Именно это вынудило железнодорожников, обслуживающих знаменитый тоннель, прибегнуть к крайней акции протеста - голодовке.

Она началась в понедельник. Палаточный лагерь голодающих разбит в лесу в 100 метрах от железнодорожного полотна. В понедельник, 22 июня, голодать начали 30 человек, во вторник к ним присоединились вернувшиеся со смены рабочие, и число митингующих достигло 60 человек.

"Сейчас в лагере находится 32 человека, 20 ушли на 12-часовую смену, еще двое были увезены "скорой", - сказал Interfax-Russia.ru один из голодающих Алексей Бырдин. По его словам, число голодающих железнодорожников может только увеличиться. "Нам звонили коллеги, находящие в отпусках, в отъездах, сказали, что, как только вернутся, сразу присоединятся. Наша акция бессрочная, мы намерены голодать до последнего", - говорит Бырдин.

Стоит отметить, что голодовка рабочих никак не сказалась на работе самого тоннеля: они не только не собирались перекрывать его, но и выходят на работу. Тем более что это, скорее всего, их последние трудовые будни… А вот теперь непосредственно о сути проблемы. Каждая из заинтересованных сторон пытается доказать свою правоту: чтобы, как говорится, в верхах услышали только ее.

Вот что сказал Interfax-Russia.ru руководитель администрации Муйского района Юнус Косимов: "Акция была стихийной и несанкционированной, мы 23 июня, когда были на месте с заместителем председателя комитета территориального развития администрации президента и правительства Республики Бурятия Борисом Бородиным, сказали об этом железнодорожникам. Кстати, во время нашего приезда их было всего 26, а не 60, как пишет их профсоюз, которому выгодно нагнетать ситуацию. Из них 6 уже уволены, 4 отстранены от работы, остальные еще работают". По словам главы администрации, у голодающих нет лидера, они предлагают вести переговоры "сразу со всеми ними". "Да и требований у них как таковых нет: говорят, что хотят, чтобы приехал Якунин (Владимир Якунин - президент ОАО "РЖД" - ИФ), а с нами им нечего обсуждать". Юнус Косимов подчеркивает, что это, прежде всего, внутренний конфликт компании, и решать его надо внутри. "Но мы попытаемся "разрулить" ситуацию: с понедельника там находится милиция, прокуратура, "скорая". Сделаем все, что сможем", - подытоживает глава.

Председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов подтвердил Interfax-Russia.ru, что у голодающих железнодорожников, действительно, нет лидера. "На этот шаг они пошли намеренно, чтобы потом ни с кем конкретно не было повода поквитаться", - говорит Куликов. По словам председателя профсоюза, суть всей проблемы лежит в желании руководства ОАО "РЖД" минимизировать издержки на социальные выплаты. "Тоннельщики получали ряд льгот и надбавок за вредность, за радиацию и прочие дела, их средняя зарплата была 30-35 тыс. рублей, - поясняет Куликов, - но несколько месяцев назад руководство дороги, якобы, привлекло к обслуживанию тоннеля некую аутсорсинговую дальневосточную компанию, которая объявила набор персонала, но уже без всяких доплат и социальных гарантий. И когда туда никто не пошел работать, появился приказ о ликвидации ПЧ-28".

Представитель голодающих Алексей Бырдин говорит: "Действительно, нас пыталась нанять некая "Дальневосточная горно-строительная компания", но ни на какие конкретные вопросы ни по зарплате, ни по другим гарантиям они ничего толком не могли ответить, и никто не стал с ними связываться…Представители властей, когда были здесь, просто обвинили нас в незаконности акции, милиция выписала штрафы и попыталась запугать, что каждый день теперь по 1 тыс. рублей на человека будут выписывать и - все. На таких позициях вести переговоры мы, конечно, отказались. Для нас дорога - единственный заработок, мы отстаиваем свое право на существование, и никому на горло не наступаем".

В свою очередь официальный сайт ОАО "РЖД" поместил такое сообщение: "22 июня состоялся несанкционированный митинг бывших работников ПЧ-28. Сегодня эта незаконная акция продолжилась<…> В связи с происходящим пресс-служба ОАО "РЖД" разъясняет: в 2003 году на Восточно-Сибирской железной дороге в целях организации текущего обслуживания открывшегося Северо-Муйского тоннеля была образована Северомуйская дистанция пути по обслуживанию тоннелей для ввода тоннеля в стабильный режим эксплуатации. К концу 2008 года эта задача была полностью выполнена. В связи с этим в декабре 2008 года было принято решение упразднить Северомуйскую дистанцию пути по обслуживанию тоннелей".

Между тем, председатель РПЛБЖ Куликов подчеркивает, что тоннель необходимо обслуживать в ежедневном режиме. "Представьте: 15 километров железнодорожного пути в горе - их надо не только осматривать, но и отводить воду, укреплять стены и кровлю. Безопасность прохождения поездов через тоннель обеспечивают, помимо прочего, системы сейсмического, радиационного контроля. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда. Пускать здесь работу на самотек - значит рисковать безопасностью перевозок. В свое время рабочие приезжали сюда из других областей, и им никто не говорил, что это временно".

Руководитель администрации Муйского района Юнус Косимов говорит, что планы ОАО "РЖД" по поводу дальнейшей эксплуатации этого тоннеля ему не ведомы и не исключает того, что тоннель и вовсе будет закрыт. "В этом случае дорога удлинится на 60 километров", - говорит Косимов.

А теперь давайте вспомним, что в августе этого года Байкало-Амурская магистраль должна отметить 35-летие, и зададимся непраздным вопросом: неужели ее столько лет строили для того, чтобы уже через несколько кризисных месяцев разбить ее на кусочки?

Обозреватель Любовь Третьякова