Сибирь / Точка зрения 21 января 2010 г. 12:33

Убийственное отрезвление

Interfax-Russia.ru – В Томске умер журналист, госпитализированный после посещения вытрезвителя.

Хронология этой истории такова. В ночь на 4 января журналиста доставили в вытрезвитель. Что именно произошло с ним в этом заведении, предстоит еще выяснить следствию, но ясно одно - там мужчине был причинен, выражаясь сухим официальным языком, "тяжкий вред здоровью". О том, как дальше развивались события, рассказал на брифинге 20 января заместитель руководителя СУ СКП РФ по Томской области Андрей Гусев.

"4 января пострадавший в сопровождении супруги обратился в клинику им. А. Г. Савиных Сибирского медицинского государственного университета. В этот же день он был прооперирован и, по сути, с этого момента был вне контакта. С 10 января потерпевший находился в состоянии комы", - сообщил Гусев. 20 января журналист скончался.

Практически сразу после происшествия в вытрезвителе по заявлению жены потерпевшего было возбуждено уголовное дело. "С учетом данных, полученных в ходе проверки, 6 января возбуждено уголовное дело в отношении Митаева (сотрудника УВД Томска, работавшего в вытрезвителе, 26-летнего Алексея Митаева – ИФ). С учетом его позиции на следствии проводятся необходимые следственные действия. 5 января - явка с повинной. Избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 6 января уволен из органов милиции по собственному желанию. 15 января обвиняемый арестован", - рассказал замруководителя СУ СКП РФ по Томской области журналистам.

Именно 15 января информация о случившемся стала известна широкой общественности. До этого времени, по просьбе родственников пострадавшего, из морально-этических соображений обстоятельства совершенного преступления огласке не предавались. "Какого-то препятствия, каких-то закулисных моментов к тому, чтобы не освещать ход этого дела, нет, - подчеркнул Гусев, - обстоятельства доставки в вытрезвитель таковы: это произошло по заявлению супруги потерпевшего. Он находился в подъезде в нетрезвом виде, в средней степени опьянения".

В вытрезвителе, по предварительным медицинским данным, потерпевшего травмировали: у него был разорван мочевой пузырь и поврежден кишечник. "Предмет, которым причинены эти телесные повреждения, изъят и находится на экспертизе, - пояснил Гусев, - могу сказать, что это не палка, не веник, не резиновая дубинка, но в интересах следствия я пока не буду об этом говорить".

Пока у следствия есть только один обвиняемый по данному делу. Это теперь уже бывший работник вытрезвителя старший сержант Митаев, которому предъявлено обвинение по п."б" ч.2 ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) и п."в" ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) УК РФ. Санкции обеих статей предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. Вероятно, к этим статьям добавятся и другие, так как пострадавший скончался от причиненных ему травм.

В настоящее время уголовное дело расследует следственная группа, в состав которой входят следователи по расследованию особо важных дел следственного управления. Они выясняют обстоятельства совершенного преступления, в том числе и его мотив.

"Митаев заявил, что причинил телесные повреждения потерпевшему, находясь в стрессе, данная версия обвиняемого проверяется", - пояснил Гусев.

По объяснениям старшего сержанта, он жил на две семьи: от одной женщины у него двое детей, от другой – один, все - малолетние. "Если молодой парень таким образом совершает преступление, то возникают сомнения в его психической полноценности, - заметил замруководителя СУ СКП РФ по Томской области, - поэтому мы назначим психиатрическую экспертизу". По предварительным данным, психиатрическая экспертиза состоится во второй половине февраля в Томске.

По показаниям Митаева, инцидент в вытрезвителе произошел за считанные секунды. В тот момент, когда милиционер применил насилие к потерпевшему, он находился в беспомощном состоянии, не оскорблял сотрудников вытрезвителя и вел себя спокойно. По данным начальника отдела информации и общественных связей УВД по Томской области Натальи Устименко, не исключено, что никто из милиционеров не знал, что находящийся в вытрезвителе мужчина - журналист, во всяком случае, в документах вытрезвителя не указана эта сфера его деятельности.

"То есть на месте потерпевшего мог оказаться совершенно любой гражданин", - подчеркнул в свою очередь заместитель руководителя СУ СКП РФ по Томской области Андрей Гусев.

Это трагическое события в Томске уже повлекло за собой как возмущение общественности, так и ряд милицейских отставок. Начальник УВД по Томской области Виктор Гречман заявил, что лично примет меры "для всестороннего и объективного выяснения обстоятельств случившегося и привлечения всех действительно виновных к ответственности". В настоящее время уже уволен обвиняемый по данному уголовному делу, а рапорта об отставке подали заместитель начальника УВД – начальник милиции общественной безопасности, в чьем непосредственном подчинении находится медвытрезвитель, начальник отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования. Кроме того, началась реорганизация самого вытрезвителя, и его начальник также подал рапорт об отставке.

По поводу шокирующего инцидента высказались первые лица Томской области и столицы региона. Губернатор Виктор Кресс потребовал от руководства областного УВД, СУ СКП по Томской области провести тщательное расследование по данному факту и принять самые жесткие меры к виновным. По мнению губернатора, этот случай – "еще одно подтверждение необходимости реформирования системы органов внутренних дел". "Этот вопиющий случай должен стать серьезным поводом для проведения кардинальной кадровой чистки УВД, изменения системы кадровой работы в управлении", - привела в день смерти журналиста слова Кресса пресс-служба обладминистрации.

Мэр Томска Николай Николайчук заявил агентству "Интерфакс-Сибирь", что "этот случай, равно как и предшествующие инциденты, перечеркивают работу органов внутренних дел по выстраиванию доверительных отношений с людьми, которая ведется последние годы не только в Томске, но и во всей стране". "Смерть близкого человека - это огромная трагедия и боль, которую не смогут заглушить никакие извинения и утешения", - говорится в соболезновании мэра.

Томский Союз журналистов выступил с заявлением, в котором потребовал отставки руководства УВД по Томской области. "У сотрудника МВД, имеющего блестящую характеристику и совершившего чудовищные действия над здоровым 47-летним мужчиной, могут поучиться фашисты всех времен и народов. Мы требуем от власти самых решительных действий, начиная с отставки руководства УВД по Томской области", - заявил агентству "Интерфакс-Сибирь" председатель Томского союза журналистов Алексей Севостьянов.

Правозащитники также выразили тревогу в связи с гибелью журналиста. "МВД должно стать более гражданским, - сказала "Интерфаксу" глава старейшей в России независимой правозащитной организации, Московской Хельсинкской группы, Людмила Алексеева, - должны придти другие люди, с другим мышлением, направленным на защиту прав граждан. А пока мы продолжаем слышать, что где-то милиционеры кого-то избили или убили".

В свою очередь в Общественной палате РФ заявили, что следят за ситуацией вокруг истории с томским журналистом и призывают ускорить реформу МВД. "Мы будем отслеживать эту ситуацию и вмешаемся, если она пробуксует", - заявила член палаты Ольга Костина "Интерфаксу", - это еще один факт, подтверждающий необходимость кадровой работы внутри ведомства. Только повышением зарплаты и какими-то социально необходимыми вещами ситуацию разрешить не удастся".

А вот председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев заявил "Интерфаксу", что расследование обстоятельств гибели томского журналиста не должно быть формальным. "Это вопиющее событие вызвало шок. Даже если человек нарушает общественный порядок, к нему не должны применяться зверские нечеловеческие меры расправы. Этот случай физического насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов не первый, что происходит в подобных заведениях, и как милиция может обращаться с гражданами - подчас такого издевательства невозможно даже представить", - цитирует Гусева пресс-служба Общественной палаты.

"Наш коллега ценой собственной жизни придал огласку одному из подобных дел. Если в схожую ситуацию попадет непубличный человек - никто не узнает, что с ним произошло, все будет тщательно скрываться", - считает глава комиссии.

Еще один член Общественной палаты России Анатолий Кучерена уверен, что руководитель УВД по Томской области должен уйти в отставку. "Мы уже неоднократно говорили, что для наведения порядка в органах внутренних дел необходимо привлекать к персональной ответственности вплоть до увольнения руководителей милицейских подразделений, чьи сотрудники допускают серьезные правонарушения. В данном случае начальник УВД области должен уйти в отставку", - заявил "Интерфаксу" Кучерена, возглавляющий комиссию Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов. По его мнению, произошедшее в Томске еще раз свидетельствует о необходимости усиления кадрового отбора, в том числе через психологические тестирования.

Стоит отметить, что произошедший инцидент не единственный в Томске. Самое громкое последнее дело – это обвинительный приговор Томского областного суда в марте 2009 года бывшему начальнику ОБЭП УВД по Томской области Геннадию Никифорову. Его суд приговорил к 24 годам исправительной колонии строгого режима за убийство томского предпринимателя-золотопромышленника Игоря Вахненко. Погибший пришел на допрос, не чувствуя за собой никакой вины. Никифоров избил его до смерти, после чего, чтобы скрыть следы преступления, вывез в лесной массив и закопал.

Между тем, УВД Томской области предостерегло общественность от преждевременных выводов о причинах смерти потерпевшего. В УВД заявляют, что окончательную причину гибели 47-летнего журналиста, в смерти которого обвиняют сотрудника городского вытрезвителя, выяснит судебно-медицинская экспертиза. "Причина смерти пока не установлена",- сказала "Интерфаксу" по телефону начальник отдела информации и общественных связей УВД по Томской области Наталья Устименко. Она не исключила, что потерпевший мог умереть и от алкогольной интоксикации.

Однако каким бы не было заключение судмедэкспертов, факта насилия над потерпевшим уже не отрицает никто. А это значит, что нелицеприятная чудовищная история должна получить должное завершение, и стать, наконец, последней в череде уголовщины с участием сотрудников правопорядка.

Обозреватель Любовь Третьякова