Сибирь / Точка зрения 5 ноября 2009 г. 17:26

Убийственные интервенции

Interfax-Russia.ru - Сверхнизкие цены на зерно в Сибири довели до самоубийства руководителя алтайского фермерского хозяйства.

Это ЧП произошло в Усть-Пристанском районе Алтайского края - региона, где в этом году собран рекордный урожай в 6 млн тонн пшеницы. Похороны Александра Черных, который организовал свое крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) в начале 90-х годов, прошли 4 ноября. На них собралось практически все население села Нижне-Озерное. Черных имел славу крепкого хозяйственника: в сезон по найму у него трудилось больше 10 человек, работу которых он, по сельским меркам, достойно оплачивал. Хозяйство Черных засевало зерновыми культурами 900 гектаров.

Фермер был найден в собственном гараже с огнестрельным ранением в грудь. "В ходе проверки предстоит выяснить обстоятельства его гибели и установить, действительно ли это было самоубийство", - сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в пресс-службе Следственного управления СКП РФ по Алтайскому краю. Но, несмотря на то, что обстоятельства смерти еще выясняются, односельчане не сомневаются в причинах гибели земляка. Свое мнение агентству высказал представитель местной администрации. Он полагает, что 53-летний фермер застрелился из-за проблем с кредитом и низких цен на зерно.

"Со своих 900 гектаров он собрал хороший урожай. Однако реализовать зерно ему предлагали всего по 3 тысячи рублей за тонну, поэтому он очень надеялся на зерновые интервенции. Но когда они начались, выяснилось, что он не сможет в них участвовать из-за ограничений по минимальной партии зерна, которую можно выставить на торги", - пояснил собеседник "Интерфакс-Сибирь". Фермер был вынужден все-таки продать зерно по 3 тысячи рублей. После этого его нашли мертвым в своем гараже…

По неофициальным данным, Черных был должен банку более 2 млн рублей, барнаульские квартиры двух его взрослых детей были заложены. Продав зерно по 3 тыс. рублей за тонну, фермер, тем не менее, не смог погасить кредит.

Interfax-Russia.ru уже писал о том, что алтайские крестьяне находятся в сложной ситуации в связи со сложившейся ситуацией на зерновом рынке . Эксперты прогнозируют, что в этом регионе могут разориться до 30% предприятий, занимающихся растениеводством. Многие из них были вынуждены перепахивать несжатые поля или выбрасывать на свалки рожь (ее вообще не покупают), чтобы освободить складские помещения под пшеницу. Не имея возможности вовремя заплатить налоги, хозяйства автоматически выпадают из государственных программ поддержки (рефинансирование двух третей банковской ставки), которые предусматривают своевременность платежей.

Весь сентябрь сельхозпроизводители провели в надежде на зерновые интервенции, но цены на зерно, сложившиеся 2-3 ноября на биржевой площадке ЗАО "Сибирская межбанковская валютная биржа" (Новосибирск), шокировали их. Цена за пшеницу третьего класса при стартовой в 6 тыс. рублей за тонну в ходе торгов опустилась до 3,15-3,2 тыс. рублей - это ниже себестоимости ее производства. В основном на понижение играли омские сельхозпроизводители, лишь в одной из мини-сессии они разделили победу с кемеровчанами. В то же время на других российских площадках пшеница торговалась по более выгодным для сельхозпроизводителей ценам, в Москве, например, она не опускалась ниже 5,1 тыс. рублей за тонну.

Министр сельского хозяйства Елена Скрынник уже прокомментировала итоги зерновых интервенций в Сибири. "Установившийся тренд на понижение цены на пшеницу 3 и 4 классов, выставленную на продажу сельхозпроизводителями Сибирского федерального округа в первые дни биржевых торгов, является закономерным следствием высокого урожая зерна в регионе", - сообщает пресс-служба Минсельхоза РФ со ссылкой на главу ведомства.

"При плане в 4 млн тонн в этом году Алтайский край произвел 6 млн тонн зерна, и как следствие - цены на торгах со стартовых 4800 рублей за тонну на пшеницу 4 класса и 6000 рублей за тонну на пшеницу 3 класса упали до 3300 рублей", - отметила министр. Скрынник подчеркивает, что зерно необходимо производить, исходя из внутренних потребностей и экспорта. "В регионах должны быть подготовлены паспорта, в которых будут указаны объемы производства зерна и конкретные хозяйства-производители", - подчеркнула министр. Этот документ, по ее словам, покажет четкую картину - кто есть кто на зерновом рынке.

Кстати, в последнем вопросе очень хотели бы разобраться и алтайские фермеры. У них своя точка зрения на понижение в первые дни торгов. "Это не наша цена, не сельхозпроизводителей, - сказал Interfax-Russia.ru руководитель КФХ Косихинского района Алтайского края Владимир Устинов, - никто из крестьян свободно не выставит цену ниже себестоимости, а она, такая как на Алтае и в целом по Сибири. Цена на бирже выставлена спекулянтами, которым выгодно ее понижение".

Это сделано не только для того, чтобы сбить цены, подчеркивает Устинов. "Наш район избороздили представители транснациональных корпораций с предложениями о продаже земель, для них разорение КФХ - это лучший способ получить плодородные ухоженные земли за бесценок. За низкими ценами на зерно стоит ожидать передела собственности".

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, сейчас алтайские сельхозпроизводители нашли более выгодный, хотя и кощунственный, способ применения выращенному зерну. "Знаю, что многие топят овсом котельные - это гораздо выгоднее, чем отапливаться углем, - говорит Устинов, - меня самого в этом году, в прямом смысле слова, спас смонтированный к уборочной американский элеватор. Я потратил на него 15 млн рублей, при существующей разнице в цене затраты могут окупиться за два года. Но такой комплекс один на весь край, остальные вынуждены хранить зерно на элеваторах: за хранение они платят столько, что к весне они задолжают уже самим элеваторам".

Между тем, власти Алтайского края сохраняют спокойствие по поводу состоявшихся торгов. Курирующий сельское хозяйство Алтайского края вице-губернатор Борис Неудахин, комментируя журналистам итоги первых торгов, сказал, что ждет повышения закупочных цен. "В первый день участие в торгах приняли мелкие фирмы, выставлявшие по два-три лота. Целью их участия было существенное понижение цены, - сказал Неудахин. - В каждый последующий день торгов цена должна повышаться из-за того, что игроки, работающие на понижение, уйдут с биржи. Продолжать торги будут крупные производители зерна, которые могут предложить и большой объем, и высокое качество".

Напомним, что механизм зерновых интервенций действует в России с 2001 года. В период резкого падения цен государство закупает зерно на рынке в интервенционный фонд и тем самым стабилизирует цены. Когда же цены на зерно резко повышаются, проводятся товарные интервенции - "вбрасывая" зерно из интервенционного фонда, государство тем самым сдерживает рост цен на него. Это единственный государственный механизм, который позволяет регулировать рынок. Хотя эксперты уже не раз отмечали, что этого недостаточно. По мнению участников XV международной конференции, прошедшей в сентябре по инициативе Российского зернового союза, действующий механизм госзакупок зерна с этой задачей не справляется, а в сегодняшних условиях может даже навредить рынку. "К сожалению, один инструмент в руках государства - это явно недостаточно, надо иметь палитру мер госрегулирования, тогда влияние на рынок будет выше", - заявил на конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его мнению, нужно запускать механизм залоговых закупок зерна и экспортных субсидий.

Что ж, как говорится, поживем - увидим. Ясно одно - рынок, который своими условиями доводит трудолюбивых фермеров до самоубийства и вынуждает топить зерном печи, нуждается в серьезном оздоровлении.

Обозреватель Любовь Третьякова