Сибирь / Точка зрения 7 ноября 2013 г. 16:16

Укатать крутые ямы

Interfax-Russia.ru – Экспериментальное дорожное покрытие на основе наномодифицированных компонентов уложили на одной из улиц Иркутска.

Новый морозостойкий асфальтобетон, созданный на основе полимера, модифицированного нанокомпонентами, разработали ученые Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). В начале ноября это дорожное покрытие, успешно показавшее себя во время лабораторных испытаний, уложили на экспериментальном участке площадью 400 кв. метров автомобильной дороги на улице Воронежской в районе Кайской горы Иркутска. Теперь свои уникальные свойства "наноасфальту" предстоит подтвердить уже в реальных условиях.

"Давно известный факт - чтобы битум, который применяется в России, отвечал нашим климатическим условиям, он должен быть модифицирован полимерами. Полимеры тоже известны. Сегодня их производят в разных странах мира - и у нас и за рубежом, - это искусственные каучуки. Такой полимер повышает и морозостойкость, и теплостойкость битума и асфальтобетона", - сообщил Interfax-Russia.ru доцент кафедры автомобильных дорог ИрГТУ Виктор Алексеенко.

Однако, по словам ученого, добавить этот полимер в битум оказалось непросто. Кроме того, особого обращения потребовало бы и получившееся в результате вещество – полимербитумное вяжущее, для работы с которым было бы необходимо установить чуть ли не на каждом асфальтобетонном заводе (АБЗ) специального дорогостоящее оборудование. Тогда иркутские ученые придумали технологию добавления полимера в асфальтобетон не через битум, а через минеральный нанопорошок (с добавлением наночастиц, усиливающих свойства полимера), который также является стандартной составляющей любого асфальтобетона.

"То есть мы наносим полимер на порошинки, а потом этот модифицированный порошок уже добавляем в асфальтобетон, где этот полимер и смешивается с битумом в момент производства асфальтобетона. Иными словами, растворение полимера происходит в момент получения асфальтобетонной смеси. Ее же получают обычно в горячем состоянии, когда асфальт разогревают и перемешивают. Вот в этот момент и происходит соединение полимера и битума", - пояснил ученый.

По его словам, в отличие от обычного полимербитумного вяжущего вещества, требующего соблюдения жестких условий хранения и перевозки, модифицированный порошок в особых "привилегиях" не нуждается. Его без труда можно возить, хранить и использовать на любом аппарате без модернизации оборудования.

Говоря о свойствах модернизированного асфальтобетона, специалист отметил, что зимой такое дорожное покрытие способно выдерживать температуры до минус 34 градусов, летом – до плюс 55. Для обычного же битума температурные границы зимой не превышают минус 20 градусов, летом – плюс 45.

"Кроме того асфальтобетон, созданный на основе полимера, модифицированного нанокомпонентами, при всех своих свойствах еще и более пластичен, а, значит, его легче укладывать. А вот с обычными минеральными порошками, напротив, часто возникает проблема – качество асфальта-то они повышают, но его становится тяжело уложить", - добавил Алексеенко.

Специалист привел в пример эксперимент по укладке асфальтобетона на основе полимербитумного вяжущего (в составе которого был обычный минеральный порошок), проведенный около 15 лет назад в районе Ангарска.

"Тогда тоже изготовили пробную партию, вокруг этого события был большой ажиотаж, были вложены большие деньги. Но из-за того что дорожники не смогли нормально этот асфальтобетон уложить, эксперимент был признан отрицательным. На следующий год этот участок переделали, закатали и следов от него не оставили", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Вместе с тем, доцент кафедры автомобильных дорог ИрГТУ отметил, что сама по себе идея применять в составе асфальтобетона специальный модернизированный порошок не нова.

"Еще лет сорок назад существовало понятие "активированный порошок". Правда, вместо полимера в нем содержались специальные активирующие добавки. В Советском Союзе такой порошок могло производить только одно предприятие, расположенное в Ленинградской области, поэтому, наверное, он и не получил особого распространения", - сказал он.

Что касается нынешних наномодификатов, то, по словам специалиста, ученые Иркутского технического университета еще несколько лет назад получали успешные результаты по использованию наночастиц в производстве асфальтобетона. Правда, ввиду слишком высокой стоимости тогдашней технологии (цена модификатора - углеродных нанотрубок, получаемых в лабораториях вуза, достигала 45 долларов США за килограмм), на некоторое время идее сибирских ученых было суждено "повиснуть в воздухе".

"Надежду на дальнейшее развитие проект получил сравнительно недавно. Несколько лет назад ученые технопарка ИрГТУ нашли источник дешевых наночастиц в отходах кремниевой и алюминиевой промышленности, благодаря чему наноасфальт стал немногим дороже обычного асфальтобетона", - сказал ученый.

По словам специалиста, обычный порошок сегодня стоит около 2,5 тысяч рублей за тонну, в то время как его модифицированный аналог обойдется потребителю в 7-8 тысяч рублей за тонну.

"Однако пусть такие цифры вас не пугают. Нашего порошка много в асфальт класть не надо, поэтому стоимость асфальта удорожает лишь на 10-15%", - отметил специалист.

"Плюс сравнивать тут надо с полимербитумным вяжущим, которое мы фактически-то заменяем. Стандартный битум по ГОСТУ стоит 15 тысяч/тонна, полимербитумное вяжущее стоит в районе 30-40 тысяч/тонна. Получается, что при расходе 6% стоимость асфальта при использовании полимербитумного вяжущего практически удваивается. Поскольку в нашей технологии мы используем стандартный битум, мы на нем экономим, так что удорожание нашего асфальта идет исключительно за счет стоимости модифицированного порошка", - добавил специалист.

Также, по словам Виктора Алексеенко, во многом в продвижении проекта иркутским ученым помог директор "Шелеховского асфальтобетонного завода" Виталий Бондарь.

"На свой страх и риск он поверил в нашу технологию, на свои деньги купил оборудование и осуществил промышленный эксперимент по нашим разработкам. Так что, можно сказать, что проект практически был осуществлен за счет частных инвестиций", - сказал специалист.

В тоже время собеседник Interfax-Russia.ru отметил, что, по его мнению, в реализации таких проектов ученым помимо частных инвестиций крайне важна и поддержка со стороны государства.

"Понятно, что сегодня в России наука финансируется не очень. Но Иркутская область на фоне других регионов страны отличается в худшую сторону даже по сравнению с другими сибирскими регионами. К примеру, у нас, где-то уже на протяжении 15 лет, в дорожной отрасли нет фонда НИОКР, хотя во всех других областях, окружающих нас, он существует. То есть это деньги, которые предназначены именно для освоения новых технологий. Они обычно небольшие, но, тем не менее, они очень нужны, потому что без этих денег практически невозможно ничего нормально внедрить", - посетовал ученый.

Что же касается будущего этого проекта, то, по словам представителя администрации города Иркутска Андрея Суркова, если наноасфальт хорошо покажет себя в реальных условиях, администрация города возьмет данную технологию на вооружение. Именно поэтому для испытаний был выбран сложный и загруженный транспортом участок в районе Кайской горы. Кроме того, будущее у иркутского "наноасфальта" может быть и в Монголии. По словам Алексеенко, делегация из этой страны, желающая ознакомиться с новой разработкой ученых ИрГТУ, прибудет в Иркутск уже в начале декабре.

"Сотрудничество с монгольскими дорожниками перспективно в том плане, что сеть автомобильных дорог не только в столице, но и по всей стране, находится не в лучшем состоянии. Для Монголии с ее резко континентальным климатом очень актуальна проблема морозоустойчивости и прочности асфальта, который на местных дорогах разрушается еще быстрее, чем в Сибири", - в свою очередь отметил начальник отдела инновационных технологий НИ ИрГТУ Виктор Кондратьев.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"