Сибирь / Точка зрения 23 октября 2013 г. 09:59

Условно опасна

Interfax-Russia.ru – Сибирские ученые обнаружили у кур ранее неизвестное заболевание, поражающее сердце, легкие и кости птицы. Как предполагают биологи, болезнь может передаваться и животным.

Неизвестное ранее заболевание, получившее предварительное название "бактериальный эндокардит кур", идентифицировали ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока (ИЭВСиДВ) СО РАСХН. Специалистам удалось не только выделить новую патогенную бактерию, но и расшифровать ее геном.

"Далеко не все из подобных культур легко получить, но нам удалось подобрать такие условия, чтобы выделить ту, что нас интересует", - сообщил заведующий сектором молекулярной биологии ИЭВСиДВ СО РАХН кандидат биологических наук Василий Афонюшкин.

По его словам, природу инфекции, губившей птиц на протяжении более чем двух лет и тем самым нанесшей производителям ущерб в размере 4 миллиардов рублей, удалось установить не сразу. Эмпирические попытки борьбы с ней были недостаточно успешны, но эффективность работы антибиотиков позволила ученым предположить ее бактериальную природу.

"В результате вскрытия у кур наблюдалось поражение сердца, в частности, эндокарда. Также интересные патологии мы обнаружили в легких и костях, однако, все было завязано на то, что возбудитель паразитирует в кровеносных сосудах, и от этого все идет", - пояснил Афонюшкин.

По словам ученого, еще одной особенностью новой болезнетворной бактерии является ее способность оставаться "невидимой" для организма. Да и внешне, как признается специалист, микроорганизм выглядит весьма необычно.

"У него явно какие-то проблемы с образованием клеточной стенки. Он способен длительное время циркулировать в кровеносной системе. Казалось бы, за этот промежуток должен сформироваться иммунитет и подавить возбудителя, но в нашем случае такого, как правило, не происходит. Интересно понять - почему", - отмечает микробиолог.

Пока что достаточно туманным для ученых остается и путь заражения новой инфекцией. Однако специалисты предполагают, что заболевание может передаваться от родителей к потомству.

Впрочем, по словам Афонюшкина, такой путь распространения – не является гарантом безопасности для других видов живых существ. Выяснилось, что к возбудителю помимо кур чувствительны крысы и мыши, которые впоследствии также могут стать "резервуаром" для данной инфекции. А если зверьки способны переносить инфекцию и болеть ею, то, вполне возможно, что они могут заразить и человека. Впрочем, бить тревогу ученые пока не спешат.

"Я думаю, мы можем гарантировать, что массового заболевания людей из-за обнаруженной бактерии не произойдет. Ветеринарные врачи работали в очагах заражения, зачастую не имея специфичной защиты, и все они живы. Кроме того, болезнетворный организм очень чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и очень быстро в ней погибает. Его убивает не только варка. Скорее всего, он не переживет простого хранения мясопродуктов. Тем не менее, лучше перестраховаться и продолжить исследования", - сказал Василий Афонюшкин.

Ученые уже выяснили, что наиболее близким видом для данного болезнетворного микроорганизма, пусть и это несколько искусственное родство, является бактерия Lactobacillus salivarius.

"Это классическая бактерия, которая используется для приготовления пробиотических продуктов наряду с другими подобными молочнокислыми "собратьями", которые, по общему утверждению, очень полезны", - пояснил руководитель лаборатории фармакогеномики ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Максим Филипенко.

Впрочем, как в свою очередь отметил Афонюшкин, среди родственников бактерии числятся и опасные патогены - например, возбудитель рожистой инфекции человека. Получается, что в какой-то момент пути этих близких между собой микроорганизмов расходятся.

"Человечество до сих пор толком не знает, почему какие-то микроорганизмы вдруг со временем становятся болезнетворными или, будучи вредными только для животных, становятся таковыми и для нас. Четких и выверенных законов или единой теории инфекционного процесса на сегодняшний день нет, поэтому в каком-то смысле наши исследования фундаментальны", - говорит ученый.

Как поясняет Филипенко, зная, что отличает бактерию, выбравшую "неправильный" путь, можно добиться серьезного прорыва в развитии как прикладной науки, так и биотехнологий. Ведь зная геном, ученые могут попытаться идентифицировать разные его участки: определить, есть ли там бактериальные элементы и могут ли они достаточно легко переходить от одного вида бактерий к другому, изменяя их функцию.

Еще одна важная задача, стоящая сейчас перед новосибирскими микробиологами, - выяснить, почему болезнетворный микроорганизм не видит иммунная система. Может, это происходит из-за особенностей клеточной стенки, а, возможно, идет продуцирование молекул, способных воздействовать на иммунитет.

"Вся эта информация может применяться в самых разных областях: от очень практической - для создания диагностической системы, до романтических научных рассуждений о том, как знание механизмов избегания этой бактерии иммунной системой может оказаться полезной совершенно в другой области", - пояснил руководитель лаборатории фармакогеномики ИХБФМ СО РАН.

Стоит отметить, что "бактериальный эндокардит кур" – не единственное ранее неизвестное науке заболевание. По словам ученых, новые болезни у людей и животных появляются регулярно, однако пока что диагностировать их все у специалистов просто нет возможности.

Дело в том, что в настоящее время изучать эмерджентные инфекции (инфекции, возникшие или появившиеся внезапно и этим обусловившие чрезвычайные ситуации) получается только на базе академической или вузовской науки, так как деятельность различных медицинских и ветеринарных служб очень жестко регламентирована. Иными словами, подобные учреждения просто не имеют права заниматься новыми болезнями. Безусловно, при наличии каких-то неспецифических симптомов у птиц и животных им предписано должны проводить соответствующую диагностику, однако только в том случае, если подобные исследования укладываются в определенные рамки.

"Мы же не столь жестко ограничены в правилах, принципах и протоколах наших исследований, и сами можем придумывать новые методы. Либо, при обнаружении каких-то неизвестных ранее признаков понять, что это необычная проблема и начать ей заниматься", - сказал Афонюшкин, отметив, что единственным сдерживающим факторов для ученых является время.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"