Сибирь / Точка зрения 4 июня 2014 г. 16:03

Узнать по зубам

Interfax-Russia.ru – Красноярские археологи нашли челюсть древнего человека, жившего во времена позднего палеолита. С ее помощью они надеются разгадать тайны первых сибиряков.

Ценную археологическую находку обнаружили специалисты ООО "Красноярская геоархеология" во время раскопок Афонтовой горы в зоне строительства четвертого моста через реку Енисей.

"Найдена целая нижняя челюсть взрослого человека, который, предположительно, жил 12-14 тыс. лет назад в период позднего палеолита. Пол и точный возраст еще предстоит установить", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" научный сотрудник компании Иван Стасюк.

До этого, по его словам, человеческие останки времен палеолита в Сибири находили только дважды: в 1930-х годах в Иркутской области и в 1992 году под Дивногорском. В обоих случаях найденные фрагменты принадлежали детям и не отличались очень высокой сохранностью.

"Вообще археологические находки в палеолите представляют огромную редкость. В Сибири известно только одно палеолитическое погребение, несмотря на то, что стоянки раскапываются уже более 100 лет. Все остальные находки – это разрозненные части – отдельные косточки, отдельные зубки. Целых фрагментов до этого момента обнаружить не удавалось", - пояснил ученый.

В том, что находка принадлежит именно к эпохе палеолита, ученые не сомневаются. Определить ее возраст им помогли найденные вместе с челюстью предметы и останки животных. Артефакты позволили ученым предположить, что либо они имеют дело с погребением, разрушенным оползнем, либо человеческие останки являются свидетельством каннибализма, который, как предполагают исследователи, практиковался населением Сибири в эпоху позднего палеолита.

"Почему каннибализм? Потому что челюсть лежит вместе с орудиями охоты и колотыми костями крупных копытных (остатками охотничьей добычи древнего человека)", - пояснил археолог Interfax-Russia.ru.

Насколько верны такие предположения, ученым еще только предстоит выяснить.

"Из зубов будет изыматься анализ для сегментирования ДНК, который даст нам представление о половой принадлежности, возрасте, наследственных и приобретенных болезнях этого человека, о том, оттуда пришла его популяция, каковы были ее проявления в дальнейшем. Ведь мы все несем в себе те же самые генные цепочки, которыми обладали те люди, которые жили в палеолите", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

По его словам, ввиду отсутствия необходимого оборудования извлекать ДНК древнего человека будут в Германии или Великобритании. После этого к исследованиям находки подключатся и российские специалисты.

Между тем, нижняя челюсть древнего человека – далеко не единственная находка, сделанная археологами за время раскопок Афонтовой горы в зоне строительства четвертого моста через реку Енисей.

"Афонтова гора была открыта в 1912 году учеником Красноярской мужской гимназии Валерьяном Громовым. На стоянке обнаружено несколько культурных слоев, относящихся к позднему палеолиту. Своеобразие материалов позволило выявить на Енисее особую культуру – Афонтовскую культуру, для которой характерны орудия на каменных отщепах с разнообразными костяными наконечниками, а также продукты микролитической индустрии", - рассказал Иван Стасюк.

Впрочем, Афонтова гора хранит в себе следы не только эпохи палеолита, но и более поздних периодов. Так, к примеру, в 2013 году археологи обнаружили здесь древнее поселение, относящееся к железному веку.

"На месте раскопок мы обнаружили битые кости и остатки керамической посуды ручной лепки. Это указывает на то, что мы, вероятно, имеем дело с поселением периода железного века. Я бы определил время его существования между 1-м тыс. до новой эры и 1-м тыс. новой эры. Для более точной датировки недостаточно датирующих элементов", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" руководитель разведочных археологических работ в зоне строительства четвертого моста, кандидат исторических наук, археолог Евгений Артемьев.

Он отметил, что в указанный период здесь находились племена двух культур.

"Первоначально в данном районе находились племена тагарской, в большей мере европеоидной, археологической культуры (7-3 вв. до н.э.). В конце этого периода эту культуру сменяют племена таштыкской археологической культуры. Это население монголоидного типа пришло из Забайкалья с первой волной великого переселения в хакасско-минусинскую котловину", - рассказал археолог.

По его словам, для более точной датировки необходимо провести исследования и получить дополнительные материалы.

Ученый отметил, что найденный объект обладает признаками памятника археологического наследия, однако нетронутым его сохранить не получится, поскольку он находится на одном из участков будущего моста. Тем не менее, его сохранность будет обеспечена фотографированием, отрисовкой и паспортизацией.

"Целиком найденную стоянку перенести в музей невозможно, однако отдельными элементами она вполне может быть размещена в музейных экспозициях в дальнейшем", - пояснил тогда историк.

Еще одной знаменательной находкой того года стали наконечники стрел, орудия труда и керамика эпох неолита - раннего бронзового века, также найденные в районе строительства моста через Енисей в Красноярске при раскопках памятника Николаевка-1.

Позднее, в 2014 году, в районе Афонтовой горы археологи обнаружили фрагмент царской железной дороги. Выяснилось, что это тупиковая ветка рельсового пути, который был проложен здесь в конце 19 века.

"Дорога существует уже более 115 лет, это подтверждают данные о состоянии земляной насыпи и основания пути. В конце XIX века, в период возведения Царского моста (ныне - железнодорожного), ветка шла от угольных складов в Николаевке до пристани в районе Мелькомбината. На зиму дорогу "продляли" по льду Енисея – именно по ней железнодорожные составы пересекали реку и попадали на правый берег в районе станции Енисей, а далее шли на восток", - рассказал "Комсомольской правде" директор Музея истории Красноярской железной дороги Константин Карпухин.

Позднее, когда мост был построен, путь использовался для подвоза угля с угольных складов на пристань "Левый Енисей".

"В советские годы дорогу несколько раз обновляли: более раннего производства костыли, накладки, крепежные элементы пути. Они хорошо сохранились и представляют интерес для истории Красноярской железной дороги", - добавил историк.

Как известно, строительство четвертого автомобильного моста в Красноярске началось в июне 2012 года. Стоимость проекта - 12 млрд рублей. Финансирование осуществляется из федерального и краевого бюджета на паритетных началах.

Согласно проекту мост общей протяженностью 1,2 тыс. метров с шестью полосами движения и двумя двухуровневыми развязками на правом и левом берегах Енисея (общая протяженность развязок - 5 км) должен быть построен за 40 месяцев - до конца 2015 года.

Обозреватель Наталья Пономарева