Interfax-Russia.ru – Торговые сети в период кризиса пересматривают приоритеты.
Не исключено, что экономический кризис внесет существенные коррективы в планы российского ритейла. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин полагает, что в сложившейся ситуации замедление дальнейшего развития российского розничного рынка будет заметно опережать предварительные прогнозы Минэкономразвития РФ. Между тем, в министерстве прогнозируют следующее: если в 2007 году прирост оборота розничной торговли к предыдущему периоду составил 16,1%, то по предварительной оценке в 2008 году будет 14,8%, в 2009 году (прогноз) - 13,2%, в 2010 году – 10,5%, в 2011 году – 9,5%.
Клягин считает эти цифры слишком оптимистичными. "Видимо, как минимум в 2009 году мы уже не увидим темпов роста выручки на уровне 40-50% и более, - сказал собеседник Interfax-Russia.ru, - хотя его ранее демонстрировали ведущие игроки, заметно опережая рынок. Даже для крупных компаний данный показатель может снизиться примерно в 1,5-2 раза".
Как следствие снижения выручки эксперт ожидает снижения рентабельности ритейла. "Основные негативные факторы, которые на это сыграют, - нестабильная ситуация на финансовых рынках, общее ухудшение экономической конъюнктуры, а также рост рыночных рисков, прежде всего в части падения темпов роста реальных доходов населения и, соответственно, снижения платежеспособного спроса", - говорит аналитик.
По его мнению, негативные тенденции в первую очередь затронут дорогостоящие группы товаров и услуг, не относящиеся к категории повседневного спроса. Именно поэтому положение продовольственного ритейла может оказаться несколько лучше розничного рынка в целом. "Люди будут продолжать есть", - констатировал очевидное в начале года руководитель продуктового розничного оператора X5 Retail Group (сети "Пятерочка" и "Перекресток") Лев Хасис.
Эта торговая сеть – один из крупнейших операторов на рынке российского продуктового ритейла (в Сибири магазины расположены в Омске, Новосибирске, Барнауле) и один из семи ритейлеров-счастливчиков, которые, согласно планам правительства, вскоре получат солидную господдержку.
"Главная задача работы с такими компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д. Кроме этого, при необходимости будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий", - говорится в сообщении пресс-службы правительства со ссылкой на главу Минэкономразвития Эльвиру Набиуллину.
Впрочем, участники рынка полагают, что сетевики, как и другие представители бизнеса, в первую очередь будут бороться за финансовые вливания. Ведь деньги – это единственный механизм, который может начать работать быстро и так же быстро приносить отдачу. Деньги делают деньги - эта рыночная аксиома как никому другому хорошо знакома ритейлерам.
Полученные преференции, безусловно, напрямую или косвенно скажутся на жизнедеятельности торговых сетей и повлекут целый ряд изменений на рынке. "Мы полагаем, что среди наиболее вероятных кандидатов на получение субсидий на сделки M&A (слияний и поглощений – ИФ) могут стать торговые сети "Магнит" и X5,- говорит Клягин, - которые уже подали заявки в ВТБ на привлечение порядка 10 млрд рублей. В результате, если сегодня доля 10 крупнейших продовольственных ритейлеров не превышает примерно 10-15% рынка, то в среднесрочный период - 1-2 года - эта цифра может значительно вырасти". Сделки M&A в сфере ритейла сегодня оцениваются экспертами как наиболее вероятное развитие кризисного сценария.
"Крупнейшие ритейлеры в среднесрочной перспективе сумеют извлечь определенную выгоду из сложившейся ситуации за счет выгодных приобретений с существенным дисконтом к "докризисным" уровням, - полагают в "Финаме". - То есть, вполне вероятно, будут скупать разоряющихся конкурентов, а также за счет снижения стоимости органического развития в результате снижения стоимости недвижимости, строительства, снижения ставок аренды и т.д.". По словам Клягина, процесс слияний и поглощений скорее всего будет стимулироваться государством, которое готово предоставлять крупнейшим компаниям кредиты не только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование, но и на сделки в сфере M&A.
Однако сами ритейлеры не столь однозначно относятся к таким прогнозам. В компании "Система РегионМарт" (головной офис - в Кемерово) не исключают возможных покупок, но пока предпочитают о них умалчивать. Для справки - этот оператор представлен в Кемеровской, Новосибирской, Томской, Иркутской областях, Красноярском и Забайкальском краях, а также в Хакасии 161 торговым центром общей площадью 96 тыс. кв. метров. В компании трудится более 5 тыс. человек.
"Возможно, сделки M&A будут, а возможно мы от них откажемся, - сказала Interfax-Russia.ru руководитель отдела внешних коммуникаций "Система РегионМарт" Зинаида Жук. - Любую покупку следует хорошо взвесить и оценить, чтобы это в будущем не обернулось против тебя. Этот подход становится особенно актуален в кризисный период".
Представитель "Система РегионМарт" образно описывает позицию компании, которую та намерена занять в это сложное время. "Многие компании на протяжении последних лет предпочитали занимать позицию акул и пожирать слабых, - рассуждает Жук, - но в природе, как и в жизни, бывают моменты, когда движение замирает, течение останавливается. Во время кризиса течения не будет, и в этих новых условиях выживут только крокодилы, способные жить в стоячей воде".
Эту способность крокодила к выживанию и взяла на вооружение компания "Система РегионМарт" (которая, кстати, в прошлом году слилась из двух торговых сетей - "Система Чибис" и "РегионМарт"). Не нужно забывать, что крокодилу, как собственно и акуле, тоже нужно питаться, дабы выжить. Безусловно, принимать решения по глобализации и укрупнению нужно, но эти решения должны помочь компании выжить, а не просто нарастить масштабы, подчеркивают ритейлеры.
В цифрах позиция компании "Система РегионМарт" выглядит более чем оптимистично. Если по итогам прошлого года оборот оценивается в 11,8 млрд рублей, то планы наступившего года - 17 млрд рублей. И это при том, что в компании ждут и роста цен, и оттока покупателей. "Мы, работающие в формате дискаунтера, переживем этот период легче, чем супермаркеты премиум-класса", - уверена руководитель отдела внешних коммуникаций "Система РегионМарт".
Что касается представителей торговых сетей по продаже бытовой техники, которые в Сибири представлены главным образом федеральными операторами и которые уже привыкли громогласно заявлять об открытиях новых торговых мегаобъектов, то в изменившихся условиях они хранят таинственное молчание. И, скорее всего, им есть о чем задуматься. По оценкам экспертов, рынок бытовой техники "просядет" сильнее продуктового ритейла: прогнозируемое снижение платежеспособного спроса вкупе с девальвацией уже сейчас заставляет компании пересмотреть стратегии продвижения.
И не только представители бизнеса взглянули на торговлю по-новому. В последнее время ей озабочены и чиновники, в основном их опека сводится к увеличению контроля, что, стоит признать, бывает небесполезно для рядового потребителя. Например, в Новосибирской области в новогодние праздники следили за тем, чтобы из магазинов не исчезали продукты первой необходимости: хлеб и молоко. Подобное здесь бывало в постновогоднее похмелье. Мелочь, казалось бы, а без этих стратегических продуктов и до социального взрыва недалеко.
И пока только в Кемеровской области решили сыграть по-крупному, наряду с угольными компаниями здесь решили поддержать и местный ритейл. Поддержка будет строиться по образу и подобию федеральной.
Обозреватель Любовь Третьякова
Фото ИТАР-ТАСС