Interfax-Russia.ru - В августе "национальный вопрос", в том числе в связи с Северным Кавказом, вновь занял центральное место в публичном пространстве.
Однако на фоне горячих обсуждений этой темы в федеральных СМИ осталось незамеченным, что тема межнациональных отношений звучала и продолжает звучать и в самих регионах Северного Кавказа, иногда в совершенно иной тональности и ином "формате".
В частности, в Кабардино-Балкарии началась общественная кампания по обсуждению Концепции национальной политики. Эта концепция была предложена президентом КБР Арсеном Каноковым. Ее проект опубликован на официальном сайте президента, жителям республики предложены разные способы выразить свое отношение к данному документы: по интернету, через СМИ, на публичных площадках.
Проект Концепции устанавливает те принципы национальной политики, такие, как: постоянный мониторинг межэтнических отношений, учет интересов национальных общин республики при подготовке значимых решений регионального уровня, укрепление добрососедских отношений через развитие общероссийской гражданской идентичности. Однако ряд положений проекта вовсе не так очевиден, как может показаться.
Например, в первом разделе предложенной Концепции Кабардино-Балкария определяется как многонациональная и поликонфессиональная республика, в которой проживает более 100 национальностей (здесь же перечисляются все народы, чья численность в КБР превышает одну тысячу человек, - таковых набралось шестнадцать). Такая констатация этнической структуры КБР, на первый взгляд, кажется единственно возможной и не должна становиться предметом для дискуссий.
Тем не менее, за два постсоветских десятилетия в КБР не раз звучали совершенно иные подходы к этническому составу этого региона.
Например, было много попыток выделить два "титульных" народа – кабардинцев и балкарцев – и противопоставить их всем остальным. Предлагалось законодательно ввести идею "национального паритета", закрепляющего "равное представительство" и "ротацию" кабардинцев и балкарцев в органах власти республики. Последний раз такая идея была озвучена организацией "Совет старейшин балкарского народа", которая этим летом внесла свой проект Конституции КБР. "Нетитульные" народы КБР тем самым выводились в положение "вне игры". Так что данный тезис проекта Концепции следует рассматривать не как какую-то дежурную формулировку, а как значимый ход республиканского руководства в полемике с радикальными национальными организациями. Возможно, неслучайно одними из первых проект концепции одобрили представители Русской Православной Церкви, традиционно защищающие на Северном Кавказе интересы русского населения.
Есть в проекте Концепции и другие положения, которые, при внимательном рассмотрении, достаточно много говорят о сегодняшнем положении в республике.
Например, отмечается, что в последние десятилетия в Кабардино-Балкарии сформировалось несколько новых этнических общин, причем "география" их достаточно обширна (например, общины украинцев, азербайджанцев, корейцев). Таким образом, данный регион Северного Кавказа показал в последние годы определенный уровень миграционной привлекательности, ведь речь идет не о "гастарбайтерах", а о людях, переселяющихся с семьями на постоянное жительство.
Обсуждение проекта Концепции обещает быть достаточно острым. Дело в том, что параллельно с национальной в республике обсуждается и земельная тема. Здесь основным вопросам была и остается судьба горных пастбищ, которые веками находились в коллективном пользовании разных народов, проживающих на территории КБР.
О необходимости более широкого публичного обсуждения судьбы сельхозземель в Кабардино-Балкарии заявил депутат Госдумы РФ Адальби Шхагошев во время праймериз "Единой России" в регионе. По его словам, та серия публичных дискуссий, которая прошла в рамках праймериз и касалась, в частности, земельных вопросов, должна продолжиться при обсуждении концепции национальной политики.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что важно не допустить политизации дискуссии по национальным и земельным вопросам.
В этой связи можно указать на две потенциально опасные точки. Во-первых, оппозиционная часть национальных общественников резко критикует закон об отгонных пастбищах, принятый республиканским Парламентом 28 июня. Этот закон устанавливает, что отгонные пастбища остаются в собственности республики. Сколь бы привлекательны ни были альтернативные предложения, которые могут прозвучать в ходе дискуссии, проблема, похоже, состоит в том, что любые альтернативные предложения несостоятельны с чисто экономической точки зрения.
Как отмечает председатель кабардино-балкарского отделения организации ОПОРА и руководитель Центра поддержки предпринимательства КБР Альберт Кильчуков, вопрос отгонных пастбищ – на деле не национальный, а сугубо экономический. По мнению специалиста, эксплуатация горных пастбищ связана с очень существенными затратами на инфраструктуру (дороги, энергоснабжение и т.д.), и нести эти затраты сегодня в любом случае способно лишь государство. Спор о том, как можно поделить горные пастбища между селами разного этнического состава, опасен не только разжиганием межнациональной розни, но и тем, что любой "дележ" такого рода может обернуться экономическим тупиком: ни один населенный пункт не сможет за свой счет содержать пастбища в порядке.
Вторая опасность, которую важно преодолеть в начинающейся дискуссии, - это попытки ее использовать в конъюнктурных политических целях. Примеры подобного рода уже есть. Летом в ряде горных сел было объявлено о проведении собраний жителей для обсуждения земельных проблем, однако их организаторы, как потом выяснилось, имели целью "протолкнуть" резолюцию о выдвижении в Госдуму одного из нынешних депутатов от КБР, с которым сейчас отказываются сотрудничать политические партии.
Впрочем, этой конкретной инициативной группе вряд ли светит участие в дискуссии по проекту Концепции национальной политики: именно ее представители предложили тот самый проект конституции КБР, который закреплял ротацию только двух народов региона в высших эшелонах власти. Идея настолько далека от духа Концепции, что с ней, скорее всего, невозможно "вписаться" в начавшееся обсуждение.