Отставание России в организации транспортных потоков на каспийском направлении стало наиболее острой проблемой, которая обсуждалась на минувшей неделе в Астрахани на выездном совещании Морской коллегии при правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Сергея Иванова.
Как отметил на совещании заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, спустя 10 лет после начала раскрутки международного транспортного коридора "Север - Юг" его потенциал реализован минимально. По мнению В.Олерского, основные преимущества коридора - это скорость и стоимость доставки. При этом они сводятся на нет из-за затягивания таможенных процедур, негибкой тарифной политики, имеющей место дискриминации российских судов в некоторых иностранных портах, и несовершенства инфраструктуры российских портов.
Губернатор региона Александр Жилкин полностью согласился с заместителем главы Минтранса РФ в том, что для максимальной реализации потенциала транспортного коридора "Север - Юг", инициатором создания которого выступила в свое время Россия, необходимо ускорить развитие порта Оля и сделать его основным российским портом на Каспии.
"Исходя из динамики перевалки грузов в конкурирующих портах страны, только развитие порта Оля позволит остановить нарастающее вытеснение России из каспийских морских перевозок. Чтобы нас не выдавили с этого направления, необходимо кратно активизировать усилия. Сегодня Казахстан, Иран и Азербайджан занимаются модернизацией портов и портовой инфраструктуры, чтобы увеличить грузооборот на 15-20% и стать еще более конкурентоспособными", - заявил А.Жилкин на совещании.
Как отметил губернатор Астраханской области, по итогам 2010 года общий грузооборот каспийских портов составил около 54 млн тонн, а российская доля в нем - всего 20%. Расчеты, представленные в ходе совещания, говорят о том, что завершение к 2014-2015 годам строительства второго грузового района порта Оля в рамках федеральных целевых программ "Развитие транспортной системы России" и "Юг России" даст возможность России перехватить инициативу.
В соответствии с принятыми федеральными программами, за последние два года объем капитальных вложений в строительство порта Оля составил 17,5 млрд рублей, общий объем вложений в объекты транспортной инфраструктуры Астраханской области превысил 12,5 млрд рублей. Всего же планируется вложить в строительство и модернизацию по запланированным инвестиционным проектам 33,5 млрд рублей.
"Из этой суммы только 4 млрд рублей - средства федерального бюджета, то есть, на один рубль федерального бюджета приходится семь рублей частных средств, что подтверждает высокий интерес инвесторов к этому направлению", - пояснил А.Жилкин.
В целом говоря о работе Астраханской области на каспийском направлении, губернатор региона подчеркнул, что она активизировалась во многом благодаря стремлению всех пяти прикаспийских стран к взаимной интеграции, а важную роль в расширении сотрудничества играет политика, проводимая правительством России.
"Визиты в прошлом году в Астрахань первых лиц Туркменистана, Азербайджана, а также моя недавняя встреча с президентом Казахстана показали высокую заинтересованность прикаспийских государств в развитии сотрудничества с нашим регионом", - сказал А.Жилкин, подчеркнув, что в 2010 году отмечается двукратное увеличение внешнеторгового оборота Астраханской области с Прикаспийскими государствами.
Астраханский губернатор также напомнил собравшимся, что регион использует комплексный подход в развитии всех видов транспорта и привел в качестве примера проект по созданию на базе международного аэропорта "Астрахань" интермодального комплекса "Прикаспийский хаб".
"Уже сегодня в регион вошли новые иностранные авиакомпании из Азербайджана, Армении, Казахстана. Завершаются переговоры по открытию прямого воздушного сообщения с Ираном, ведутся переговоры с несколькими российскими авиакомпаниями о создании представительств в Астрахани, расширении их маршрутной сети в регионы России и в зарубежье через астраханский аэропорт. Предполагается переориентировать часть грузов, перевозимых авиационным транспортом из стран Азии в Россию через Московский транспортный узел, в аэропорт "Астрахань", - сообщил губернатор.
Кроме того в настоящее время проводятся маркетинговые исследования перспективных авиационных грузопотоков, связанных со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, что позволит определить пропускную способность грузового терминала аэропорта и требуемые условия для обработки различных товаров в интересах грузовой авиации, а также других видов транспорта.