Цветочный рынок Юга и Северного Кавказа отмечает рост цен на импортные материалы, надеется на господдержку

Ростов-на-Дону. 19 мая. ИНТЕРФАКС - Рост цен на импортный посадочный материал, слабо развитая местная селекция и отсутствие мер господдержки - с такими проблемами столкнулись представители цветочной отрасли юга России.

В сложившихся условиях бизнес вынужден активно развивать офлайн и интернет-продажи, работать на импортозамещение и надеяться на помощь государства, свидетельствуют данные опроса представителей отрасли, проведенного "Интерфаксом".

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, КУПИЛ

Как сообщил "Интерфаксу" владелец питомника растений в Краснодарском крае "Кубаньсад" Андрей Деркач, динамика спроса на растения является положительной.

"Продажи растут, и в этом году мы видим, что динамика лучше, чем в прошлом. Это не зависит от коронавируса или других факторов. На какую-то продукцию спрос - больше, на какую-то - меньше", - сказал Деркач.

По словам управляющей ООО "Декоративно-цветочные культуры" (Сочи) Юлии Струк, в 2022 году компанией было продано 95,4 тыс. растений. "Планируемый рост продаж в 2023 году - 6-8% от уровня 2022 года", - добавила она.

Соучредитель питомника многолетних цветов "Сад Красок" в Азовском районе (Ростовская область) Игорь Колосков также отметил, что продажи цветов в 2022 году показали рост относительно предыдущего периода, однако, ожидания на текущий год - довольно сдержанные.

"По ощущениям спрос немного "просел" из-за общей ситуации в стране. Думаем, что ситуация с конфликтом (проведение СВО на Украине - ИФ) оказывает влияние на клиентов. Проще говоря, сейчас многим - не до красоты и цветов, к сожалению, и свободные деньги люди более склонны вложить в обеспечение более важных потребностей. Потому что наш товар не относится к группе товаров первой необходимости", - сказал Колосков.

Владелец питомника растений "4 сезона" (Волгоград), также отмечает снижение спроса. "В прошлом году у нас было много тендеров по городу на цветочное озеленение, в этом году - тишина. Город не озеленяется", - сказал он.

Вместе с тем в Национальной ассоциации цветоводов "Интерфаксу" сообщили, что по общим показателям много лет имеется абсолютная стабильность, спрос не падает, но и не увеличивается.

"Естественно, есть сезонные праздники, как 14 февраля, 8 марта, 1 сентября, там стабильно увеличение спроса более чем в 2 раза. Это, в общем-то, происходит из года в год, и нельзя говорить о том, что какой-то определенный год показал больший спрос или меньший", - отметила управляющая делами Национальной ассоциации цветоводов Виктория Крылова.

По словам владельца питомника "Зеленая Планета" (Дагестан) Гисамудина Юсуфова, заниматься срезкой ("срезка" - срезанные цветы, выращенные в оранжереях или теплицах, чтобы срезать и привезти на продажу в цветочные магазины - ИФ) небольшим предприятиям не выгодно.

"Срезка - очень дорогая, и наши клиенты уже охотно берут не срезку, а живые цветы. На срезке заработать очень тяжело, мучений - много, а результат, практически, нулевой, иногда "в минус" уходим. На это 8 марта мы закупили эквадорские розы, на следующий год я поставил запрет на срезку", - отметил Юсуфов.

Он добавил, что компания также отказалась от онлайн-продаж, потому что клиент сталкивается с эффектом "ожидание-реальность". "Мы отправляем на такси человеку посадочный материал, а он говорит: "я думал, на фото/видео это выглядит так, а оказывается, совсем по-другому", - посетовал Юсуфов.

По словам управляющей ООО "Декоративно-цветочные культуры" (Сочи) Юлии Струк, онлайн-продажи востребованы в слабой мере, поскольку покупатель, в основном, выбирает растения по внешнему виду и по своему вкусу.

Вместе с тем есть и такие производители, которые активно развивают интернет торговлю. Представители отрасли отмечают, что одним из толчком к развитию стали коронавирусные ограничения.

"Конечно, мы занимаемся и продажами через интернет, в период коронавирусных ограничений стали развивать этот канал интенсивнее, и не зря", - сообщил "Интерфаксу" представить розоводческого питомника "Роза" (Краснодарский край), который предпочел остаться неназванным.

Волгоградский питомник "Цветет" также развивает онлайн-продажи. По словам руководителя питомника Юлии Лошковой, крупные оптовые поставщики заказывают продукцию, в основном, через интернет.

"Есть бесплатная доставка в радиусе 500 км. Частные покупатели приезжают за цветами в сам питомник", - отметила она.

НЕЗАМЕНИМОЕ ЗАМЕНИМО

По словам владельца питомника "Зеленая Планета" (Дагестан) Гисамудина Юсуфова, цены на импортный посадочный материал значительно выросли.

"Цены очень сильно взлетели, на импортные растения, хвойные, декоративные, лиственные цены выросли примерно на 20-25%, даже больше на некоторые позиции. Скачек связан с нынешней экономической ситуацией", - сказал Юсуфов.

Он добавил, что цены на посадочный материал выросли также и у местных производителей, однако, незначительно.

"Цены на посадочный материал в местных питомниках не сильно поднялись, примерно на 7%, некоторые позиции - выше, но до 10% не доходят. На общем фоне роста цен это не так уж и много", - считает Юсуфов.

О росте цен на импортный посадочный материал сообщил "Интерфаксу" и владелец питомника растений "Кубаньсад" (Краснодарский край) Андрей Деркач. По его словам, импортного посадочного материала на рынке стало меньше, а цена у них "космическая".

"Это дает хорошие перспективы для отечественных питомниководов. Никаких проблем с оборудованием, материалами для питомниководства у нас нет, все можно добыть в Краснодарском крае", - добавил Деркач.

Директор садового центра "Юнамакс" (Ростовская область) Карина Манукян отмечает, что поставки импорта, практически, сошли на нет.

"Если раньше импортные составляли 80-85%, отечественный материал - 15-20%, то сейчас - 50 на 50, и то европейские растения - под конкретный заказ. Хочется забыть про курс евро, но полностью отказаться от европейского посадочного материала, к сожалению, пока не можем. У нас, практически, нет питомников, производящих привитые хвойные растения, растения для 7-8 зоны, для юга России, в том числе, и крупномеры аллейных деревьев, на которые сохраняется высокий спрос. Такая же история - с качественными семенами, комнатными растениями, луковичными, которые мы, традиционно, покупаем в Голландии", - отметила директор центра, добавив, что такая ситуация дала мощный толчок в развитии отечественного питомниководства.

"На мой взгляд нет необходимости завозить в огромных количествах импортный посадочный материал, так как все можно с большим успехом выращивать в РФ", - добавила Манукян.

Противоположное мнение по наличию посадочного материала высказала руководитель питомника "Цветет" (Волгоград) Юлия Лошкова. По ее словам, дефицита в импортном посадочном материале нет.

"Единственный минус - в цене подорожала почти на 30% закупка семян. В основном посадочный материал - США, Голландия и Япония", - сказала Лошкова.

Она добавила, что компания на 100% использует импортный посадочный материал, и о переходе на отечественный не задумывалась.

"Если бы была альтернатива, то, конечно же, задумались о замещении, проще было бы и в логистике, и в ассортименте. То же самое о местной селекции - лично я не знаю о ее существовании. Нам проще переплачивать, чем искать незнакомый посадочный материал, который неизвестно, как себя поведет в грунте", - отметила Лошкова.

Владелец питомника растений "4 сезона" (Волгоград) Максим Никулин также не видит проблем с поставками в условиях санкций.

"У нас где-то 95% посадочного материала - Голландия. Подорожание есть, но незначительное. Также продукция наша в цене выросла всего на 5-10%, и то - не на все позиции", - сказал Никулин, добавив, что российские селекционные станции, в основном, специализируются на сельхозпродукции, овощах и зерне.

"Цветочные семена никто не производит, по их меркам это - "копеечная" отрасль, не те объемы, не те цены", - подытожил он.

В Национальной ассоциации цветоводов "Интерфаксу" сообщили, что российский цветок занимает не такой уж большой процент на отечественном рынке - всего 17%.

"Сейчас российские цветоводы активно занимаются селекцией сами, производят новые сорта, также внутри ассоциации мы часто обмениваемся какими-то сортами, один комбинат закупает у другого, в какой-то степени об импортозамещении можно говорить. Но глобально сказать, что мы полностью перешли на российские саженцы, например, розы, то нельзя сказать, что это точно. Все равно материал Голландии - пока что самый лучший", - сообщила управляющая делами ассоциации Виктория Крылова.

Однако продажа тюльпанов, по словам Крыловой, в текущем году осуществлялась уже от отечественного производства.

"С тюльпанами есть нюанс, вроде как голландские луковицы продолжают закупать, но, как правило, закупают бюджетный посадочный материал. Российские производители сами научились выводить их, и, в общем-то, в текущем году к 8 марта, практически, весь тюльпан уже был российского производства", - подытожила она.

ЛУЧ СВЕТА В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Цветоводы Юга и Северного Кавказа отмечают отсутствие необходимых им для развития мер господдержки. По словам директора садового центра "Юнамакс" (Ростовская область) Карины Манукян, при возможности представители отрасли готовы ими воспользоваться.

"Думаю, было бы хорошо, если бы государство оказывало поддержку предпринимателям, готовым заниматься выращиванием растений здесь, налоговыми льготами, низкими кредитными ставками, размещением заказов", - сказала Манукян.

Владелец питомника растений "4 сезона" (Волгоград) Максим Никулин отметил, что его компания уже пыталась получить микрокредит под 2% на 2 года.

"А вот грант "Агростартап" на растениеводство не дают в регионе, чаще всего деньги выдают на мясное направление. Хотелось, чтобы было какое-то финансирование цветочной продукции - те же гранты, это был бы плюс. Сейчас даже нет такой графы "цветоводство" в мерах поддержки растениеводов", - отметил он.

Соучредитель компании "Сад Красок" Игорь Колосков сообщил "Интерфаксу", что его компания в прошлом году также интересовалась мерами господдержки.

"Все механизмы поддержки направлены на сельхозпроизводителей, к которым мы не относимся. Существуют другие виды поддержки предпринимателей, но нам не подходят слишком сжатые сроки кредитования. Если бы появились виды господдержки узконаправленные на более мелкий фермерский бизнес с лояльными условиями, направленными на получение небольших сумм невозвратных средств на развитие, нам бы это, конечно, помогло", - сказал Колосов.

В Национальной ассоциации цветоводов отмечают, что отрасли необходима господдержка, поскольку в случае ввода новых санкций производители не справятся с общим объемом спроса.

"Если у нас было хотя бы 50% рынка, но другое дело - 17%. Будет цветок в дефиците. Мы обращаемся за господдержкой. В частности, были приняты постановления, которые позволяют предприятиям, занимающимся сельским хозяйством, к чему относится и цветочное производство, брать льготные инвестиционные кредиты. Однако для цветочников эта мера господдержки пока не подходит, поскольку окупаемость в отрасли не очень высокая, связано это с этим импортом, он на данный момент присутствует в стране в большом объеме и при этом - достаточно дешевый. Мы вынуждены для того, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке, держать очень низкую цену, давать низкую наценку", - отметила Крылова.

Она также сообщила "Интерфаксу" о планах ассоциации обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой рассмотрения заявления о демпинге.

"Возможно, если нам удастся доказать, что импортный товар - намного дешевле нашего товара, и он действительно негативно отражается на всей экономике отрасли, будет введена специальная защитная мера, и положение цветоводов улучшится. У нас есть действительно большой ресурс, цветочная отрасль в ближайшее время может быть увеличена вдвое. У нас есть свободные площади, свободные ресурсы в части электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения", - подытожила Крылова.