Власти Ростовской области в прошлом году рассматривали актуальные вопросы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, используя практику зональных совещаний с управляющими организациями. Это дало возможность получить обратную связь и услышать мнение руководителей по целому ряду вопросов. Для продолжения диалога в этом году было принято решение провести областной форум, он состоялся 23 октября в Ростове-на-Дону.
В ходе форума было отмечено, что самым главным показателем деятельности управляющих организаций является удовлетворенность жителей предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами. Но ситуация в этом плане остается очень напряженной. Причины и возможные пути решения проблем прокомментировал министр ЖКХ региона Сергей Сидаш.
- Собственники жилья финансируют выполнение работ и оказание услуг управляющей организацией, и поэтому именно они должны определять, какие работы и услуги в каком объеме подлежат выполнению. Таким образом, одним из основных условий улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг является правильное и четкое оформление договоров управления многоквартирным домом.
Кроме того, руководство организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами, должно осознавать свою социальную миссию. Ведь именно от работы управляющей организации зависит комфорт каждого жителя многоквартирного дома.
В числе причин взаимного непонимания управляющих компаний и собственников жилья в многоквартирном доме является нечеткое определение состава общего имущества На первый взгляд, это простая формальность. Но на практике часто возникают споры по поводу замены радиаторов отопления, полотенцесушителей, ремонта балконов, уборки придомовой территории.
Если бы состав общего имущества, граница ответственности между управляющей организацией и каждым собственником в данных случаях были закреплены в договоре управления, напряженности бы не возникло. Нередко какие-либо указания на этот счет в договорах отсутствуют. Как итог – споры и обращения в органы власти и суд.
По этой причине для прозрачности деятельности управляющей организации, для предотвращения возможных конфликтов с собственниками помещений состав общего имущества должен быть определен четко и конкретно. Кроме того, только в этом случае возможен объективный расчет размера платы за содержание и ремонт.
Еще одной причиной конфликтов и жалоб населения является определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно действующим правилам, управляющая компания для установления объективного и необходимого размера платы должна готовить предложения собственникам по вопросам содержания и ремонта общего имущества для рассмотрения на общем собрании.
Не последнее место при решении этого вопроса играет планирование деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Опять хочу вернуться к разговору о необходимости ежегодного утверждения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме планов текущего ремонта, планов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Деятельность по управлению многоквартирным домом должна перестать быть аварийно-восстановительной, а, напротив, должна приобрести планово-предупредительный характер.
При составлении планов текущего ремонта возможно найти понимание у собственников, объяснить им, на что потрачены их деньги, обеспечить эффективные содержание и ремонт общего имущества, подготовить качественный отчет о своей деятельности.
Зачастую в договорах с собственными жилья условия о порядке осуществления контроля за исполнением управляющей организацией обязательств либо отсутствуют, либо носят формальный характер, то вызывает недовольство людей.
Для того, чтобы успешно вести свой бизнес и выполнять предусмотренные законодательством социальные функции, каждой управляющей организации необходимо понимать, что она должна быть открытой для диалога с собственниками, а не бояться людей и прятаться от них. Поэтому вся работа по управлению многоквартирными домами, их содержанию и ремонту должна быть построена в тесном взаимодействии с собственниками. Это и уже упомянутые планы текущего ремонта, и организация приемки выполненных работ представителями собственников, советом многоквартирного дома, и раскрытие информации в соответствии со стандартом.
Еще одной проблемой является несоответствие действующему законодательству договорных отношений между управляющими организациями и поставщиками услуг.
Между тем исполнители коммунальных услуг не инициируют приведение договоров, заключенных до принятия перечисленных постановлений, в соответствие с новыми обязательными требованиями. Это влечет невозможность осуществления эффективного контроля над качеством ресурсов и приводит к убыткам управляющих организаций. Отсюда такие проблемы как рост задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями.
Одной из причин неплатежей собственников помещений за оказанные услуги является некачественная работа управляющих организаций по организации сбора платежей. С другой стороны, велик процент собственников, несознательно относящихся к своей обязанности по оплате жилищных и коммунальных услуг, что приводит к образованию значительной задолженности.
В то же время проведенный анализ показывает, что задолженность управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов значительно выше, чем имеющаяся задолженность населения перед управляющими компаниями. При этом следует отметить отсутствие экономической заинтересованности управляющих организаций в проведении эффективных мероприятий по сбору и взысканию задолженности.