Стабильное развитие Северо-Кавказского федерального округа невозможно без надежного и бесперебойного электроснабжения, которое обеспечивает для более 9,5 млн жителей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа". В этом году энергетики снизили число отключений электроснабжения на 10%, ввели в эксплуатацию сотни километров линий электропередачи, реконструировали ряд значимых для субъектов округа энергообъектов, продолжая внедрять современные разработки и применяя научный подход в работе. О том, какие крупные проекты удалось реализовать и какие еще предстоит осуществить в следующем году, а также о том, как выполняются программы по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии в распредсетях и консолидации электросетевого имущества субъектов СКФО на базе компании, в интервью информационному агентству "Интерфакс-Юг" рассказал гендиректор МРСК Северного Кавказа Юрий Зайцев.
- Юрий Викторович, с какими итогами компания завершает год, какие крупные проекты по строительству и модернизации объектов выполнены в заканчивающемся году?
- Мы работаем в рамках утвержденной инвестиционной программы на период 2014-2018 годов, согласованной органами исполнительной власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Инвестпрограммой текущего года предусмотрено освоение капитальных вложений в объеме 2,67 млрд рублей, финансирование на 2,415 млрд рублей, ввод основных фондов на 2,204 млрд рублей, 345 км линий электропередачи и 116 МВА трансформаторной мощности.
По итогам года ожидается выполнение плана капвложений в 2,396 млрд рублей или 116%. Программа будет профинансирована на сумму в 2,395 млрд рублей или 99%. За счет этого планируется ввести 618 км линий электропередачи или 179%, 173 МВА трансформаторной мощности или 149% от плановых значений.
В 2014 году введен такой крупный объект как подстанция "Нальчик-110" после второго этапа реконструкции. Здесь был заменен силовой трансформатор, проведена реконструкция ОРУ 110 кВ и построено ЗРУ-6 кВ. Реализация проекта позволила обеспечить бесперебойным электроснабжением столицу Кабардино-Балкарии, а также снять ограничения в части технологического присоединения новых потребителей.
Также завершен масштабный проект технологического присоединения энергопринимающих устройств парогазовой установки мощностью 135 МВт (ПГУ-135) при ООО "Ставролен" в Буденновске к электрическим сетям филиала МРСК Северного Кавказа - "Ставропольэнерго". Построены четыре линии 110 кВ общей протяженностью 24,3 км, реконструирован питающий центр "Покойная" с заменой оборудования подстанции 110 кВ, построена волоконно-оптическая линия связи.
- Увеличится ли финансирование инвестпрограммы в 2015 году? Реализация каких крупных проектов запланирована в каких субъектах, каковы сроки выполнения, объемы финансирования, соинвесторы?
- Согласно инвестиционной программе на 2015 год, планируется освоить капитальные вложения в объеме 1,757 млрд рублей, ввести в эксплуатацию 342 км линий электропередачи и 117 МВА трансформаторной мощности.
Среди наиболее значимых объектов 2015 года следует отметить реконструкцию подстанции 35/10 "Архыз" Карачаево-Черкесского филиала для улучшения энергоснабжения курортно-рекреационной зоны в районе поселка Архыз в связи с возросшими нагрузками.
И самый важный объект - строительство подстанции 110 кВ "Бештау" с заходами ВЛ 110 кВ для технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого микрорайона "Западный" в Пятигорске к электрическим сетям "Ставропольэнерго". Строительство подстанции позволит увеличить объемы реализации электроэнергии за счет присоединения дополнительных мощностей в столице СКФО, а также улучшит производственно-техническое состояние электросетей.
- Компания заключила уже несколько соглашений с руководством субъектов СКФО о поддержке агропромышленного комплекса. Какие условия по техприсоединению для сельхозпроизводителей на местах предлагает МРСК Северного Кавказа? Сколько планируется подключить в рамках этих соглашений предприятий, в какие сроки? Определены ли инвестиции в предполагаемое строительство необходимых объектов?
- Соглашения о поддержке предприятий пищевой промышленности и производителей сельскохозяйственной продукции заключены со всеми субъектами округа. Электросетевая компания окажет поддержку предприятиям АПК в первую очередь в повышении доступности к электросетевой инфраструктуре и строительстве электросетевых объектов. Имеются в виду инвестпрограммы развития электросетевых комплексов субъектов СКФО для присоединения энергопринимающих устройств получателей поддержки.
Также оговорено сокращение сроков техприсоединения, минимизация размера платы, в том числе за счет оптимизации технических решений, а также предоставление рассрочки платежа до трех лет за присоединение с максимальной мощностью более 150 кВт.
Для получателей поддержки обеспечивается приоритет рассмотрения проектов и предусмотрены источники финансирования проектов электросетевого строительства для технологического присоединения энергопринимающих устройств. Мы готовы принимать электросети в рамках данных соглашений на техническое обслуживание или в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Руководство субъектов СКФО окажет содействие в резервировании земельных участков для размещения объектов электросетевого хозяйства, в оформлении необходимой документации, в изъятии земельных участков путем выкупа для государственных нужд и переводе их в категорию "земли энергетики" в исключительных случаях.
К концу года мы планируем в рамках заключенных соглашений подключить около 132 заявителей суммарной мощностью 2,9 МВт, из которых большая часть - в категории до 150 кВт. Средний срок технологического присоединения для них сокращается с 6 до менее чем 4 месяцев. При этом затраты МРСК Северного Кавказа на оказание услуг по технологическому присоединению вышеуказанных заявителей оцениваются в 0,6 млн рублей.
- Каким образом повлияли санкции, введенные в отношении нашей страны Западом, на работу компании? Предполагается ли в ближайшее время сотрудничество компании с инвесторами или бизнес-партнерами из зарубежных стран, в чем оно будет заключаться?
- Учитывая, что мы не ведем внешнеэкономическую деятельность, тем более со странами, которые ввели санкции в отношении РФ, то и говорить о каком-то ущербе от них не приходится. Все оборудование для нужд распределительного электросетевого комплекса, закупаемое МРСК Северного Кавказа в рамках реконструкции и обновления, производится ведущими отечественными предприятиями. Многие из них образовали совместные предприятия или локализовали производство с зарубежными партнерами, используя последние научно-технические достижения и разработки. Это означает, что мы имеем возможность приобретать самую современную электротехническую продукцию без всяких ограничений. Так что никаких проблем в работе компании, связанных с санкциями, мы не видим.
Что касается взаимодействия с инвестиционным сообществом, хочу напомнить, что акционерами компании являются резиденты как России, так и более 10 иностранных государств, в том числе Великобритании, Германии, Кипра, Швейцарии, Австралии.
В этих условиях МРСК Северного Кавказа ставит своей задачей качественное взаимодействие со всеми представителями инвестиционного сообщества. Его основой является своевременное и полное раскрытие широкого спектра информации, касающейся деятельности компании. Главным инструментом информирования внешней среды является годовой отчет. В нем собрана вся информация о производственной деятельности, экономическом и финансовом состоянии, информация, которая будет интересна и полезна потребителям, акционерам, инвесторам и другим заинтересованным лицам.
Показателем высокой степени информационной открытости и нацеленности на качественное взаимодействие с инвестиционным сообществом и бизнес-партнерами является тот факт, что в настоящем году на конкурсе годовых отчетов, проводимом Московской биржей и журналом "Рынок ценных бумаг", годовой отчет МРСК Северного Кавказа был признан лучшим в России среди компаний с капитализацией до 10 млрд рублей. Это означает, что компания соответствует лучшим практикам раскрытия информации и предпринимает реальные шаги в ее совершенствовании.
Годовой отчет доступен на интернет-сайте в печатной и интерактивной версиях на русском и английском языках. Таким образом, все зарубежные инвесторы и бизнес-партнеры имеют возможность получить актуальную информацию из первых рук.
- Как Вы оцениваете работу по консолидации электросетевого имущества субъектов СКФО на базе МРСК Северного Кавказа?
- Консолидация электросетевого имущества - одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день не только перед МРСК Северного Кавказа, но и перед всей энергосистемой России. О необходимости и преимуществах этого процесса говорилось уже неоднократно, и еще раз хотелось бы подчеркнуть, что консолидация позволяет решить целый ряд проблем. В первую очередь, прекратится "смена вывесок", когда на месте одной территориальной сетевой организации (ТСО), накопившей перед МРСК миллиардные долги, возникает другая и продолжает заниматься тем же самым. Эта проблема характерна и для других регионов. Как известно, судебное урегулирование по накопленным долгам может длиться годами - таковы реалии сегодняшнего дня.
В 2014 году нам удалось значительно продвинуться в этой работе. Общий объем консолидированного имущества в текущем году составит 21 тыс. 339,2 условных единиц оборудования.
При этом Северо-Кавказский регион имеет ряд особенностей и требует взвешенных и зачастую нестандартных решений. Безусловно, без поддержки и содействия органов власти субъектов СКФО, лично полномочного представителя президента РФ в округе Сергея Меликова консолидация невозможна. Поэтому в 2014 году с руководством республик проведен целый ряд встреч и совещаний, итогом которых стало подписание "дорожных карт" по консолидации, в которых детально прописаны основные шаги с учетом особенностей каждого региона.
Необходимо отметить, что "дорожные карты" являются действительно рабочими документами и уже сегодня можно говорить о первых результатах их исполнения. Например, в завершающей стадии находится реализация одного из крупнейших проектов по консолидации - аренде имущества Владикавказа и Алагирского района Северной Осетии. Отмечу, что к этому мы шли практически три года. Антимонопольным органом данная сделка одобрена. У нас есть планы выйти с предложением о приобретении этого имущества в собственность.
Ранее в этом году в аренду МРСК Северного Кавказа переданы сети Махачкалы, что обеспечило исполнение договоренностей "дорожной карты" по консолидации ОАО "Махачкалинские городские электрические сети". Кроме того, продлен до 2019 года договор аренды имущества города Избербаш.
В Ставропольском крае пролонгирован до 2017 года договор аренды электрических сетей, расположенных в Ставрополе, и в завершающей стадии находится подписание дополнительного соглашения о продлении аренды сетей в Ессентуках.
Кроме того, сейчас компанией рассматривается еще ряд проектов по аренде электросетей на территории Дагестана и Ставрополья. Определенные договоренности достигнуты, оформление сделок запланировано на 2015 год. Напомню, что в 2013 году в счет погашения долга консолидировано, а фактически приобретено имущество ОАО "Кизлярские горэлектросети" и в счет долгов погашено 80,7 млн рублей, а на базе ОАО "Чеченэнерго" практически полностью консолидирован электросетевой комплекс Чеченской Республики.
- Какова позиция компании по бесхозяйным сетям? Что удалось сделать в этом году, с какими трудностями пришлось столкнуться, что планируется предпринять?
- Согласно действующему законодательству, сетевая организация обязана осуществлять обслуживание бесхозяйного электросетевого имущества, технологически присоединенного к своим сетям. Однако затраты на ремонт и реконструкцию этих объектов, которые обычно находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, не учитываются при формировании тарифно-балансовых решений. Получается, что электросетевики без оформления прав собственности в установленном порядке вынуждены за счет экономии содержать данное имущество. Бесхозяйных объектов в Северо-Кавказском федеральном округе огромное количество, в связи с этим возникают значительные риски в обеспечении устойчивого электроснабжения потребителей.
Вместе с представителями исполнительной власти регионов округа мы сформировали совместные рабочие группы по инвентаризации электросетевого имущества, по результатам деятельности которых будет определен перечень бесхозяйных объектов для дальнейшего оформления прав на них. Несмотря на то, что инвентаризация бесхозяйного имущества была начата несколько месяцев назад, в некоторых субъектах СКФО она уже практически завершена.
Параллельно в МРСК Северного Кавказа началось систематическое выявление бесхозяйного имущества, технологически присоединенного к сетям компании. Ключевой задачей при этом является определение объема затрат для выполнения капитального ремонта, технического перевооружения и реконструкции объектов. Конечно, остается еще немало нерешенных вопросов, требующих планомерных, детально проработанных и всесторонних решений.
На территории округа сегодня функционируют порядка 60 ТСО, для которых установлен тариф на услуги по передаче электроэнергии. Большинство из них - частные компании, которые никак не заинтересованы в передаче своего имущества МРСК Северного Кавказа. При этом ежегодно в некоторых из них из-за ненадлежащего содержания энергообъектов возрастают потери электроэнергии и, как следствие, увеличивается задолженность перед нашей компанией.
Другой немаловажной проблемой является наличие организаций, владеющих электросетевым имуществом, которые не обращаются к регулятору для установления тарифа. О существовании этих компаний зачастую становится известно лишь в случае происшествий в их сетях, так как они не имеют даже персонала для оперативного устранения аварий. Лишь некоторые владельцы обращаются с предложением о передаче имущества в МРСК Северного Кавказа на том или ином праве.
В значительной степени препятствует процессу консолидации ненадлежащее оформление прав на имущество ТСО в СКФО. Это осложняет процедуры и значительно увеличивает сроки процесса консолидации. Задач по-прежнему остается немало, но мы движемся в правильном направлении, как и закреплено в указе президента "Об открытом акционерном обществе "Российские сети" от 22 ноября 2012 года и стратегии развития электросетевого комплекса РФ, утвержденной распоряжением правительства РФ в 2013 году, где четко обозначена необходимость консолидации электросетевого имущества.
- Завершена ли комплексная программа мер по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии в распределительных сетях, и какой экономический эффект достигнут в этом году от ее внедрения в республиках СКФО?
- Изначально данная программа была предназначена для самых проблемных с точки зрения потерь электроэнергии регионов: Дагестана, Чечни, Ингушетии. Для них характерны высокие коммерческие потери электроэнергии, то есть прямо скажем - воровство энергоресурса. Помимо регулярных проверок потребителей в ходе подворовых обследований, создаваемая система учета позволяет проконтролировать энергопотребление каждого абонента. На сегодняшний день работы по созданию системы учета на территории Ингушетии завершены. Ведется подготовка к передаче системы в промышленную эксплуатацию.
В Чечне также завершились строительно-монтажные работы. Передача системы в промышленную эксплуатацию ожидается в конце 2015 года. В Дагестане, где самый большой объем приборов учета, работы планируется окончить в 2016 году.
Несмотря на то, что комплексная программа по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии в распределительных сетях выполнена не полностью, работа систем учета электроэнергии позволила снизить уровень потерь в Дагестане на 8,6%, в Ингушетии - на 4,7%, в Чечне - на 11,2% в сравнении с показателями на начало реализации программы.
Только за 10 месяцев текущего года экономический эффект от реализации комплексной программы в целом по трем республикам составил 66,384 млн кВт.ч или 109,58 млн рублей, в том числе в Дагестане - 58,79 млн кВт.ч или 92,1 млн рублей, Ингушетии - 294 тыс. кВт.ч или 840 тыс. рублей, Чечне - 7,3 млн кВт.ч или 16,64 млн рублей.
- Как идет работа над проектом "Умные города", выработана ли единая концепция, составлены ли "дорожные карты", определены ли источники и объемы финансирования проекта? Когда и где планируется начать его реализацию?
- Инновационная программа по созданию высокоэффективной энергетической инфраструктуры разработана МРСК Северного Кавказа совместно с "Россетями". Реализация проекта включает три этапа: модернизацию энергообъектов на базе современных технологий, создание территориальных интеллектуальных кластеров - "умных городов", организацию высокоэффективной региональной инфраструктуры.
Один из самых сложных этапов проекта - создание территориальных интеллектуальных кластеров "умных городов". И совершенно не случайны планы по его развертыванию на трех площадках - в Магасе в Ингушетии, Каспийске в Дагестане и Гудермесе в Чечне. Это молодые, быстро развивающиеся города с новой инфраструктурой и серьезными перспективами, в которых высоки темпы жилищного строительства, появляются новые производства, ориентированные на увеличение объемов потребляемой электроэнергии. В то же время еще только предстоит определить проблемные места и сконцентрировать усилия на их решении с помощью передовых разработок.
Необходимо понимать, что создается совершенно новый продукт, соответствующий развитию технологий XXI века. В этот процесс вовлекаются все объекты электроэнергетики: трансформаторные подстанции, распределительные сети, начинка жилых домов и зданий.
Новым схемам управления будут подчинены транспортная логистика и инженерная инфраструктура. "Интеллектуальные" сети должны стать неотъемлемой частью "умных городов" Северного Кавказа, высокоэффективным элементом с межсистемными связями для обеспечения более надежной работы энергетической инфраструктуры различных систем потребителей в рамках кластера. Инновационная концепция должна появиться на стыке научных выкладок, детального аудита, консалтинговых услуг, менеджмента и практических наработок. И, в конечном итоге, дать высокий экономический эффект.
В подписанных 15 октября этого года в Москве на международном электроэнергетическом форуме "Rugrids" пятисторонних соглашениях о сотрудничестве при реализации пилотного проекта "умных городов" между правительствами субъектов СКФО, администрациями городов, ОАО "Россети", ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Энергострой-МН" (проектировщик - ИФ) предусмотрена проработка вопроса и привлечение к проекту государственных, муниципальных, а также частных организаций, компаний городской инфраструктуры и ЖКХ. Таким образом, будет обеспечен комплексный подход к основным сферам функционирования городского хозяйства, сформированы предложения о механизмах финансирования из республиканского бюджета, иных фондов и источников.
Стороны при реализации проекта берут обязательства содействовать в проведении на территории городов энергетического аудита и обследовании состояния городской инфраструктуры, изыскательских и проектных работ, способствовать внедрению высокоэффективных энергосберегающих технологий с применением инновационного экологически безопасного электротехнического оборудования и программных средст.
В ближайшее время под руководством нашей компании будет выработана единая концепция, составлены "дорожные карты" для каждого из перечисленных городов, созданы рабочие группы, разработан подробный график реализации мероприятий, определены источники финансирования.
- Сократилась ли дебиторская задолженность компании в этом году и насколько? Сколько удалось взыскать с должников?
- По состоянию на 1 декабря дебиторская задолженность за оказанные услуги по передаче электроэнергии, по предварительным данным, составила 9,34 млрд рублей. Для понимания: на эти средства можно построить более 9 тыс. км распределительных сетей 0,4-10 кВ или установить более 3,7 тыс. трансформаторных подстанций мощностью 1 МВА каждая. А это значит - обновить десятую часть подстанций или имеющихся на балансе линий электропередачи! Но деньги не доходят до нашей компании, несущей основное бремя расходов по содержанию всего электросетевого хозяйства Северного Кавказа.
Не первый год в числе должников-контрагентов значатся ТСО с давно известными причинами неэффективной работы: собираемостью оплаты, высоким уровнем коммерческих и технологических потерь электроэнергии - до 50%.
Ежемесячно юридические службы наших филиалов подают иски к должникам, причем некоторые из контрагентов гасят свои долги в ходе судебного разбирательства или после вынесения судебных актов о взыскании долга. Полученные исполнительные листы незамедлительно направляются в службу судебных приставов, а также в банки для исполнения.
За 10 месяцев текущего года юрслужбами группы компании МРСК Северного Кавказа подано к неплательщикам-потребителям электроэнергии и услуг по ее передаче 1 тыс. 456 исков на общую сумму более 3,56 млрд рублей, удовлетворено 1 тыс. 218 исков на сумму более 2,46 млрд рублей. По результатам правовой работы поступило более 4 млрд рублей.
По факту уклонения от уплаты денежных средств за оказанные услуги по передаче электроэнергии в течение года в правоохранительные органы направлено 17 заявлений на общую сумму 2,182 млрд рублей.
- Кто продолжает числиться в злостных неплательщиках, что предпринимает компания для решения этой проблемы?
- В Кабардино-Балкарии дебиторская задолженность на 1 ноября составила 1,2 млрд рублей, прирост - 168 млн рублей, причем уровень оплаты - 68%, что на 7% больше аналогичного периода 2013 года. В числе наиболее крупных "дебиторов" в республике - ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания", задолжавшее на 1 ноября 897 млн рублей. За 10 месяцев этого года произведено частичное погашение в сумме 64,4 млн рублей.
Задолженность за оказанные услуги по передаче электроэнергии МУП "Каббалккоммунэнерго" составила 259 млн рублей. Уровень оплаты в этом году - 42%. Взыскано в судебном порядке 10 млн рублей, причем в ходе судебного разбирательства оплачено 92 млн рублей. Подано исковое заявление на 48,8 млн рублей за август, готовится иск на 105,8 млн за сентябрь-октябрь 2014 года.
"Дебиторка" МУП "Чегемэнерго" за 10 месяцев составила 32 млн рублей. Контрагенту в настоящее время предъявлены иски на 7,2 и 7,08 млн рублей. На исполнении у судебных приставов находится 2 исполнительных листа на сумму 10,2 млн рублей за октябрь и декабрь прошлого года.
Ситуация с дебиторской задолженностью в Северной Осетии вызывает серьезную озабоченность. К началу ноября она составила 3,206 млрд рублей, уровень оплаты - всего лишь 14%.
Задолженность за услуги по передаче электроэнергии уже не функционирующего ВМУП "Владикавказэнерго" на 1 ноября текущего года - 1,7 млрд рублей за период с июня 2009 года по март 2012-го.
Другой должник - ГУП "Аланияэлектросеть", задолжавшее за 10 месяцев этого года 1,174 млрд рублей за периоды с сентября по декабрь 2012 года и с апреля 2013 года по октябрь 2014 года. В этом году уровень оплаты равен нулю. В настоящее время в суде рассматривается 7 наших исков на сумму 471,9 млн рублей, получено 12 исполнительных листов на сумму 663,6 млн рублей. С 1 декабря электросетевое имущество "Аланияэлектросеть" взято в аренду с условиями проведения зачета стоимости аренды в счет долга.
Задолженность МУП "Моздокские электрические сети" к 1 ноября составляет 37 млн рублей. В суде рассматриваются 2 иска на сумму 13,17 млн рублей.
По ООО "Осетия-Энергосети" размер задолженность к 1 ноября достиг 89 млн рублей. Уровень оплаты в этом году составил 6%. В настоящее время в суде рассматривается 4 иска на сумму 20,5 млн рублей. Судебные приставы возбудили семь исполнительных производств на сумму 40,5 млн рублей. Также для взыскания в банк направлено три исполнительных листа на 14,9 млн рублей.
В Дагестане также весьма непростая ситуация. Размер дебиторской задолженности по состоянию на 10 месяцев с начала года - 1,878 млрд рублей, уровень оплаты - 35%.
По МУП "Электросеть" города Кизилюрт размер задолженности в период с июля 2011 года по октябрь 2014-го составил 207 млн рублей. В этом году оплата от них не поступала. В рамках исполнительного производства с МУП "Электросеть" взыскивается 180,7 млн рублей, в судебном порядке - 4,4 млн рублей.
Долг за услуги по передаче электроэнергии МУП "Каспийские электрические сети "Каспэнерго" на 1 ноября достиг 114 млн рублей, а уровень оплаты в нынешнем году - 21%. В рамках исполнительного производства с этого контрагента взыскивается 85,2 млн рублей. В судебном порядке идет взыскание еще 19,14 млн рублей.
В Ингушетии значительный рост задолженности до 656 млн рублей пришелся на гарантирующего поставщика - ОАО "Ингушэнерго", прирост долгов которого составил - 314 млн рублей. Уровень оплаты за 10 месяцев составил 212 млн рублей или 40%. Контрагенту предъявлено 2 иска на общую сумму 417,9 млн рублей. Возбуждено исполнительное производство на 75,2 млн рублей.
По ТСО Ингушетии дебиторская задолженность к 1 ноября составляет 4,882 млрд рублей, прирост с начала года - 886 млн рублей, уровень оплаты - 71%.
Хочу отметить, что мы также инициируем встречи с главами субъектов СКФО по оказанию содействия в погашении задолженности, направляем обращения в правительства регионов, инициируем проведение заседаний региональных комиссий по вопросам неплатежей за поставленные энергоресурсы, штабов по обеспечению энергобезопасности. В течение года направлено 7 обращений в прокуратуру и 9 - в МВД, ФСБ России по вопросу противоправных действий потребителей услуг.
Кроме того, по заявкам гарантирующих поставщиков введены ограничения электроснабжения более чем 47 тыс. потребителям-неплательщикам с общей суммой задолженности 722,2 млн рублей.
- Какие методы применяет компания в борьбе с энерговоровством, каковы потери от этой проблемы и насколько она актуальна на данный момент для Северного Кавказа?
- Проблема энерговоровства - злободневная тема, которая, к сожалению, имеет актуальность за все время существования наших предприятий. Основной составляющей так называемых "коммерческих потерь" в сетях являются потери от безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии. В первом случае недобросовестные потребители стараются обмануть или испортить приборы учета, чтобы не оплачивать полностью электроэнергию, во втором - незаконно и нередко с риском для жизни подключиться к нашим сетям для кражи энергоресурса.
Для противодействия хищениям нашими специалистами разработаны и осуществляются различные мероприятия по выявлению и предотвращению нарушений. В частности, устанавливаются антивандальные пломбы-индикаторы магнитного поля, контрольные счетчики электроэнергии, производится монтаж приборов учета электроэнергии на фасаде здания, неизолированные провода ввода в дом меняются на самонесущий изолированный провод, ограничивается доступ абонентов к средствам учета.
Наиболее эффективным методом выявления неучтенного потребления электроэнергии является проведение рейдов. Самые действенные из них - в выходные дни и в вечерние часы. По их итогам составляются акты о безучетном или бездоговорном потреблении электроэнергии, в зависимости от выявленного нарушения.
Так, за 10 месяцев этого года по МРСК Северного Кавказа и управляемым обществам составлено 14 тыс. 836 актов о безучетном потреблении электроэнергии в объеме 183,2 млн кВт.ч, что на 30,98 млн кВт.ч больше, чем за аналогичный период прошлого года. По выявленным фактам бездоговорного потребления электроэнергии в 2014 году в правоохранительные органы субъектов СКФО направлено 512 обращений на общую сумму 42,3 млн рублей. Взыскано 2,5 млн рублей.
Динамика роста выявленных фактов безучетного потребления свидетельствует как раз о том, что МРСК Северного Кавказа уделяет особое внимание разработке профилактических мероприятий по предотвращению, выявлению и исключению фактов безучетного потребления электроэнергии. Это направление работы мы будем только усиливать.
- Нет ли планов по допэмиссии компании в следующем году? Если да, в пользу кого она будет сделана, и на что предполагается направить привлеченные средства?
- Таких решений пока не принималось. Дополнительная эмиссия акций является масштабным событием, и ее проведение принимается решением общего собрания акционеров, для созыва которого необходимо одобрение совета директоров. Учитывая, что компания придерживается политики информационной прозрачности и открытости, мы строго соблюдаем требования по раскрытию информации о существенных фактах, в том числе обо всех решениях совета директоров. Поэтому в случае появления планов по допэмиссии мы, конечно же, сообщим об этом посредством раскрытия информации о принятых советом директоров решении.