Губернатор Ростовской области В.Голубев: "Ростовская область - регион с высокой инвестиционной привлекательностью"

Губернатор Ростовской области В.Голубев: "Ростовская область - регион с высокой инвестиционной привлекательностью"

            Ростовская область на Х Международном инвестиционном форуме "Сочи-2011" представила около 60 проектов на общую сумму 300 млрд рублей. О том, какие из них нашли своих инвесторов, а какие наиболее интересны с точки зрения развития региона, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

            - Какой из представленных проектов можно назвать фаворитом экспозиции?

            - Трудно сказать, поскольку мы говорим о комплексном развитии, и все проекты взаимосвязаны. Один из них - проект создания нового аэропортового комплекса "Южный". Завершение проектирования намечено на 2014 год. Но эту работу планируется закончить раньше, в 2013 году. Ввести в строй хаб намечено в 2017 году. Напомню, что Ростов-на-Дону претендует на проведение матчей Чемпионата мира по футболу - к этому времени региону необходим современный аэропортовый комплекс. Проект включен в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России". Общий объем финансирования - более 24 млрд рублей, из которых почти половина - внебюджетные источники.

            Вне зависимости от строительства Южного хаба, пока не построен новый аэропорт, необходимо обеспечить безопасное и качественное авиасообщение. Сегодня требуется усиление взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта и реконструкция дренажной системы. Проектно-сметная документация есть. Предположительный срок реализации - 2012-2013 год.

            Мы планируем до конца этого месяца представить в правительство РФ предложения по передаче нам 38% госакций ростовского аэропорта. Ранее планировалось провести его приватизацию в этом году, но потом было решено, что регион сможет распоряжаться ими более эффективно. Это поможет нам решить вопрос с финансированием реконструкции взлетно-посадочной полосы.

            Второе. Учитывая предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 года, перспективу формирования агломерации "Большой Ростов", мы должны заниматься модернизацией транспортной системы, дорожного хозяйства. Мы не сможем развить новый левобережный район в Ростове, если не построим еще один мост через Дон, если в ближайшее время не найдем правильного решения по модернизации транспортной системы.

            Кстати, мы сейчас очень основательно задумались над тем, насколько возможно и экономически целесообразно строительство метро в Ростове в том виде, в котором мы его понимаем, как метро в Москве. Эта тема скоро станет предметом одного из моих совещаний по модернизации транспортного сообщения в Ростове и в Ростовской области. Сегодня есть несколько альтернативных видов транспорта, которые позволяют совместить элементы метро и нового транспорта.

            Но вряд ли мы сможем развить всю область, если не будем развивать наши агломерации. Ростовская - третья по значимости в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо также развивать Восточно-Донбасскую и Волгодонскую агломерации. Им надо придать импульс: привлекать инвестиции, развивать инфраструктуру.

            Если некий период 2008-го и даже 2009-го года, который мы называем кризисом, не создал условий для новых вложений, то, естественно, в 2011-м и частично в 2012-м году мы не получим отдачу. Но то, что мы в прошлом году подписали и начали реализовывать некоторые мощные соглашения, которые в этом году уже выходят на реализацию, убеждает меня в том, что регион начинает набирать обороты.

            Вот я интересовался "Лафаржем". Там сегодня активнейшим образом идет работа. С начала реализации проекта компания уже инвестировала более 1 млрд рублей. Мы, естественно, сразу предпринимаем дополнительные усилия по выполнению своих обязательств.

            Цементный завод компании будет расположен на территории Матвеево-Курганского района, рядом проходит автодорога регионального значения. Конечно, необходимо снизить нагрузку на дорогу. Инвестор будет строить подъездные пути к будущему заводу. Кроме того, инвестором будет введена ветка железной дороги. Она будет пересекаться с двумя региональными трассами, инвестор на одной из них построит путепровод, а на другой обустроит железнодорожный переезд.

            - Каковы планы области по развитию существующих и организации новых производств?

            - Мы будем производить товары с добавленной стоимостью: продавать полуфабрикаты, выводить на рынок конкретную, конечную продукцию, которая принесет дополнительную прибыль. Примеры уже есть. Так, инвестпроекты компаний "Евродон" и "Оптифуд", благодаря которым в области вырос объем производства до 150 тыс. тонн мяса птицы в год, строились изначально не только как птицефабрики, но и как мясоперерабатывающие комплексы. Это предприятия полного цикла, у которых есть и комбикормовые цеха и площадки подращивания птицы и собственная переработка. Благодаря такой самодостаточности, они защищены от эпизоотических угроз, а продукция реализуется уже в готовом виде, что решает проблемы с реализацией и делает производство более рентабельным.

            Еще один пример: группа компаний "Юг Руси", которая работает по системе вертикальной интеграции. Существующая сырьевая база позволяет компании доставлять продукты питания от поля до прилавка: в сельхозпредприятиях холдинга выращивается зерно и масличные, которые потом перерабатываются внутри компании и поставляются жителям области и в другие регионы в виде готового подсолнечного масла и хлебобулочных изделий.

            Сегодня зачастую, к сожалению, мы вывозим то, что производим, за пределы области, и оно возвращается в виде более дорогих товаров. Поэтому для нас принципиален комплексный подход.

            В качестве примеров можно привести зерно, которого наш регион производит обычно в два раза больше, чем потребляет. Получается, что по зерну мы изначально ориентированы на экспорт. Но в прошлом году экспорт зерна был закрыт, правда, позже можно было экспортировать муку. Поэтому нам сегодня необходимо наращивать внутреннее потребление. Это возможно только открывая новые перерабатывающие предприятия: мукомольные, комбикормовые заводы, кондитерские фабрики. Тем более что вывозя за пределы области зерно, мы покупаем корма, кондитерку, макароны в других регионах.

            Буквально на днях на инвестиционном форуме в Сочи я подписал соглашение о реализации нескольких проектов, позволяющих перерабатывать сельхозпродукцию, выращенную на Дону.

            Так, в Волгодонске компания "Русбиотех" совместно с немецкой фирмой EVONIK намерены построить биотехнологический комплекс по переработке пшеницы, запустить производство лизина и других сопутствующих продуктов. Его мощность только на первом этапе составит 250 тыс. тонн зерна в год, но возможно увеличение объемов переработки до полумиллиона тонн. Инвестиции в строительство составят 6,75 млрд рублей. В результате будет создано более 200 новых рабочих мест, налоговые отчисления превысят 400 млн рублей.

            Аналогичных производств нет не только в России, но и во всех странах СНГ. А потому, ожидаем, и спрос будет гарантирован со стороны не только российских, но и зарубежных производителей. Направление, которое планирует развивать биокомплекс, поможет реализовывать часть зерна донских производителей, а также поможет животноводству.

            Еще пример. В Аксайском районе будет создана кондитерская фабрика "Мишкино". Объем вложений в этот проект составит 2 млрд рублей. Но ведь есть возможность влиять на цену продукции, производимой на территории нашей области. Для этого надо сокращать издержки при производстве сельхозпродукции, применяя современные научные разработки и инновационные технологии, а также развивать собственную перерабатывающую отрасль.

            Принципиальными являются такие вещи, как создание новых рабочих мест, возможность занятости людей. Размещение производительных сил может регулироваться, и мы планируем в Стратегии развития области до 2020 года обозначить отдельную тему - размещение производительных сил на территории области.

            - Какими темпами ведется реализация проектов, соглашения о которых были подписаны на форуме в Сочи ранее?

            - В прошлом году было подписано три соглашения на сумму 6 млрд рублей. Для сравнения, в этом году в Сочи подписано шесть соглашений на сумму порядка 21 млрд рублей. Процессы идут, ни один из проектов не остановлен.

            Если говорить о турецкой компании ООО "Аксай & Истанбул", сейчас завершается строительство первой очереди фруктово-овощного терминала "Форт". Ввод в эксплуатацию намечен на октябрь этого года.

            Инвестиционный проект компании Air Products на финальной стадии подготовки, в ближайшее время согласует проект и оформит аренду земельного участка компания ContourGlobal.

            Но, кстати, многие из них, в том числе те соглашения, по которым мы подписывали уже здесь, в Сочи, вошли в состав "100 губернаторских инвестиционных проектов". Сегодня в перечне их 52, со сроками реализации до 2021 года. Общий объем инвестиций - 287,9 млрд рублей. Все эти проекты имеют определенное сопровождение. Я, кстати, специально интересовался мнением бизнесменов по этому поводу. Если они удовлетворены условиями, которые правительство Ростовской области создает для реализации проектов, если они получают поддержку, то мы выбрали верный путь.

            После пленарного заседания я в очередной раз убедился, что в ближайшее время нам необходимо будет вернуться к оценке качества предварительной работы по продвижению проектов. Именно здесь кроются задержка, барьеры, которые действительно удлиняют сроки реализации проектов. Для этого нужно будет скорректировать областное законодательство по снижению административных барьеров на уровне муниципальных образований. Если мы изменим ситуацию, то сроки реализации инвестпроектов и инвестиционная привлекательность донского региона реально изменятся в лучшую сторону.

            - Василий Юрьевич, каким ожидается объем инвестиций в экономику области по итогам 2011 года? Насколько больше, чем в 2010 году? Как вы считаете, отразятся ли на этом результате предпринимаемые областными властями меры по улучшению инвестклимата?

            - Пока показатель по сравнению с прошлым годом не может радовать. Но не будем забывать, что для этого есть объективная причина: мировой финансовый кризис в 2009-2010 годах не позволил создать "заделы" на будущее новых инвестиционных проектов.

            Но мы двигаемся вперед - в первом полугодии этого года в эксплуатацию было введено шесть объектов из числа приоритетных проектов Ростовской области. Нам есть что из инвестиционных проектов вводить и во втором полугодии. Завершится строительство торгово-развлекательного центра в Ростове, комплекса мелкосортно-проволочного стана в городе Шахты, реализуемого ООО "Ростовский электрометаллургический завод"; расширится Шахтинская ГТЭС; будет введено новое бумагоделательное производство в промзоне "Заречная" в Ростове.

            В нынешнем году мы формируем портфель инвестиционных проектов на перспективу, разрабатываем и систему мер по повышению инвестиционной привлекательности области.

            Уверен, что инвестиционную активность повысят те меры, которые мы приняли в этом году. Это и 100%-ное освобождение от уплаты налога на имущество, и возможность одновременно пользоваться как налоговыми льготами, так и субсидиями на уплату процентной ставки по инвестиционным кредитам. Из областного бюджета субсидируется процентная ставка по кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком.

            Кроме того, в текущем году мы уже приняли первые решения по государственно-частному партнерству в рамках областного закона. В этом случае инвестор вправе рассчитывать на получение из областного бюджета компенсации по затратам на подключение к объектам электро- и газоснабжения, а также на строительство за счет областного бюджета объектов водоснабжения, водоотведения и дорог.