Среди столичных городов субъектов Южного федерального округа Майкоп как центр республики Адыгея выделяется традициями чистоты, особым, собственным ритмом жизни и стабильностью. Если приложить к нему современную идеологию, то хорошо видно, насколько органично он соединяет в себе консерватизм и модернизацию.
- Михаил Николаевич, завершается непростой 2009 год. Что бы Вы отнесли к активам, которые работают на перспективу, составляют фундамент 2010 года?
- Что 2009 год непростой – это мягко сказано. Мог бы продолжить, что это не только первый год мирового финансового кризиса, но и год политических инициатив по модернизации всех сфер жизни, год, когда Россия обратилась к идеологии консерватизма. Наконец, 2009 – это год реального осмысления наиболее острых социальных проблем нашей жизни, таких как аварийность на дорогах, коррупция, алкоголизация общества и другие. И при этом не надо забывать о том, что внутренним стержнем всей общественно-политической жизни и социально-экономического развития оставалась программа антикризисных мер.
Именно преодоление последствий кризиса наиболее ярко высветило наши главные активы. Первый и главный актив – это стабильность. Политическая и экономическая. Межнациональная и межпартийная. Наконец, социальная и экономическая. Второе, что вызвал к жизни кризис, – это поиск новых путей развития, то, что можно отнести в некотором смысле к модернизации. Мы стали жить экономнее, мы строже стали спрашивать за расходование средств, мы пересмотрели приоритеты и увидели, где перспективы. Разве это не модернизация сознания! Изменить взгляд на предмет, увидеть в привычном порядке новое - это, считаю, на порядок выше технического перевооружения или внедрения новых технологий.
Что касается политики консерватизма, то нельзя не согласиться с тем, что провинция консервативна по духу. И в этом - основа духовных и культурных традиций, основа семейных ценностей. Основа общественной стабильности. А устойчивая общественно-политическая среда – лучшее из того, что ищет бизнес. Адыгея и Майкоп как столица республики на протяжении без малого 20 лет являются центром стабильности на Юге России. И это бесспорный факт. Так что если рассматривать стабильность как одну из граней консерватизма, а поиск нового - как модернизацию, то обе эти грани можно смело отнести к нашим активам.
Сегодня, планируя 2010 год, мы ставим вопросы иначе: насколько эффективно и конкурентоспособно то, что мы имеем? Во всех сферах - в экономике, аграрном секторе, образовании, здравоохранении, культуре, наконец, у себя, в управленческой среде. Приоритетная задача, которая определена для всей России, - переход от старой, сырьевой экономики к умной, новой, создающей уникальные технологии и инновационные продукты. Применительно к нашим возможностям и нашей развитости инфраструктуры мы также ведем работу по данным направлениям.
- Какие антикризисные меры дали наиболее ощутимый результат?
- Прежде всего и во-первых, - это меры по снижению напряженности на рынке труда. Достаточно назвать один показатель, чтобы специалисту и не только стало понятно – мы имеем результат. Это показатель уровня безработицы. В Майкопе мы удерживаем его в пределах 1,7%-1,8%. В республике максимум - 2,6%. Российские цифры просто несопоставимы. В основе нашего результата - повседневный контроль со стороны администрации и настойчивая многообразная и профессиональная работа специалистов Центра занятости населения по городу Майкопу. Добавлю, что все вопросы, связанные с организацией общественных и временных работ, профессионального обучения, содействия самозанятости населения, трудоустройства граждан, находятся под моим личным контролем.
В ноябре 2008, а затем уже в январе-феврале 2009, когда была развернута работа антикризисных штабов, мы думали не только о том, что необходимо сделать сегодня, но и о перспективе. Принципиальной задачей для нас, как и для всех, стала задача не дать обвалиться реальному сектору экономики. К сожалению, для ведущих крупных предприятий Майкопа кризис стал крайне трудным испытанием. Но они удержались, сохранен потенциал, а это самое главное. Принципиальным для нас было исполнение всех социальных обязательств. Сделать это можно было только за счет успешного выполнения бюджета. Кроме перевода бюджетников на новую форму оплаты труда, мы практически не секвестировали ни одной муниципальной целевой программы. Только в ноябре, основываясь на прогнозных показателях, мы пошли на незначительное сокращение расходной части бюджета.
- Инвестиционная политика именно в год кризиса заняла свое законное место во внутренней политике муниципального образования. Какие коррективы будут внесены с перспективой на 2010 год, и нужно ли отказываться от долгосрочных инвестпроектов?
- Начну с участия Адыгеи и Майкопа в международном форуме "Сочи-2009". Не парадокс, но факт – наше участие оказалось более чем результативным. Республика представила солидный инвестиционный портфель из 42 проектов на общую сумму 35 млрд рублей. Мы подписали 5 перспективных соглашений, которые будут реализованы на территории муниципального образования. Это строительство детских садов, мультимедийного центра, мусороперерабатывающего завода, мясоперерабатывающего комбината, размещение и эксплуатация торговых павильонов "Хорошие новости". Инвестиции сегодня по праву называют локомотивом территорий. Однако хочу отметить, что участие в экономических форумах – даже таких масштабных, как "Сочи-2009" - это лишь часть общей инвестиционной политики, которую проводит администрация города при активной поддержке президента Адыгеи и правительства республики.
Что касается основных параметров инвестиционной политики муниципального образования и долгосрочных проектов как ее составной части, то могу заверить, что кардинальных изменений не предусматривается. Напротив, мы намерены приложить максимум усилий для реализации таких долгосрочных инвестиционных проектов, как строительство многоэтажного жилья по новой технологи (инвестор - корпорация "Девелопмент-Юг"). Это строительство мусоросортировочного комплекса общей стоимостью порядка 150 млн рублей, инвестором выступает московская компания "Экологический Альянс". Привлечение зарубежных инвесторов – это также аргумент в пользу наших долгосрочных намерений в сотрудничестве. В этом уходящем году мы имели вполне определенные контакты с нашими китайскими партнерами. Подписан протокол о намерениях установить не только коммерческие, но и побратимские связи между администрацией МО "Город Майкоп" и Народным правительством города Маньчжурия (КНР). Буквально в эти дни совместно с Торгово-промышленной палатой РА состоится встреча с представителями китайской делегации.
- Итак, бюджеты на 2010 год приняты. Какой будет бюджетная политика администрации для обеспечения главной задачи - пополнения бюджета и выполнения социальных обязательств?
- Проект бюджета будущего года мы разрабатывали в непростых условиях. По прогнозам, в 2010 году не приходится ждать существенного роста экономики. Поэтому при расчетах мы ставили одну главную задачу - не допустить снижения расходной части бюджета, чтобы гарантировать стабильную работу всей бюджетной сферы и городской инфраструктуры. Новых публичных социальных обязательств мы на себя практически не берем, потому что сегодня ситуация со сбором налогов, пополнением доходной части достаточно непростая.
Конечно, антикризисные мероприятия в целом некоторые финансовые потоки направили на муниципальный уровень. Но не настолько, чтобы был ликвидирован дефицит. Налоговые поступления тоже не могут гарантировать нам полноценного бюджета. Более 30% собранных на территории муниципального образования налогов поступает в городской кошелек. Остальные налоговые проценты уходят в субъектный и федеральный бюджеты. Основным источником для пополнения бюджета является налог на доходы физических лиц - это более 50% поступлений. К нашим основным источникам пополнения бюджета относятся земельный налог, единый налог на вмененный доход и налог на имущество физических лиц. А вот, к примеру, с налога на добавленную стоимость городской бюджет не имеет ни рубля. Резервы в виде недоимки прошлых лет, активная работа комиссий администрации совместно с налоговиками выровняли ситуацию, но не поменяли ее радикально. Бюджет-2010, безусловно, социально ориентированный, так как более 76% расходной части бюджета будет направлено именно на эти цели.
- Вам нравится современный Майкоп? Как строителю?
- И как строителю, и, тем более, как главе, мне совершенно несимпатичен тот облик, который город приобрел за последние несколько лет. Не хотелось бы употреблять выражений вроде "засилье самостроя", но и не сказать о том, что пренебрежение нормами градостроительного кодекса, отсутствие правил землепользования и застройки (действуют лишь год с небольшим), принятие 153 закона РА об управлении землями поставило под сомнение развитие города в целом, не могу. В итоге мы имеем изрядно "засоренный" архитектурный ландшафт и в перспективе - длительные судебные разбирательства по незаконно возведенным объектам.
- В чем, на Ваш взгляд, корни проблем в градостроительстве и какова роль местного самоуправления в этом деле?
- Отчасти о причинах, которые привели к нынешней ситуации, было сказано. А вот о роли местного самоуправления следует сказать отдельно. Первое и главное, что необходимо осознать всем уровням власти – это приоритет местного самоуправления. Приоритет безусловный уже потому, что муниципальная власть стоит лицом к лицу с гражданином. И для того, чтобы выполнять свое главное предназначение – создание комфортной благоприятной среды – именно муниципальная власть должна иметь контрольный пакет полномочий по управлению вверенной ей территорией. Поверьте, в основе такого вывода - не мои субъективные наблюдения, а горькие уроки практической реализации 131-го ФЗ об основных принципах организации местного самоуправления и сопутствующих нормативных и правовых актов разного уровня. Парадокс заключается в том, что, имея правильную идеологию разграничения полномочий на федеральные, региональные и муниципальные, 131-й закон не имеет такого же четкого финансового содержания. Хотя именно кризис выявил, что между уровнями власти и полномочий нет непреодолимой стены. Есть вполне реальные и эффективные формы взаимодействия. Если не вдаваться в детали, скажу так: антикризисный пакет выполнил свою роль именно потому, что были использованы все правовые ресурсы действующего законодательства. Проще говоря, возможность соединилась с желанием, и родился результат. Вот потому у меня есть огромное желание всегда добиваться результата, высоко нести знамя местного самоуправления. За ним будущее в развитии территории и залог благополучия граждан.
- Коррупция и борьба с этим социальным недугом. Как вы себе это представляете?
- Конечно же, в борьбе с коррупцией главное – открытость всех госструктур для общества, об этом много говорилось. В своей работе по противодействию коррупции мы руководствуемся документами, принятыми на федеральном уровне, а также документами, которые мы принимали на муниципальном уровне и которые составляют правовую и организационную основу противодействия коррупции. Созданы и действуют соответствующие комиссии. В частности, это такие, как программа по реализации антикоррупционной политики в муниципальном образовании "Город Майкоп", Порядок работы рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов. Работа по совершенствованию нормативной и правовой базы ведется постоянно. Создана также Межведомственная комиссия по противодействию коррупции муниципального образования "Город Майкоп". Налажено взаимодействие с общественным советом города. Председатель общественной комиссии по противодействию коррупции общественного совета входит в состав рабочей группы прокуратуры города.
Работа структурных подразделений, где усматривается так называемая коррупционная составляющая, находится под двойным контролем – комиссии и прокуратуры. Такая же установка жесткого и повседневного контроля дана руководителям структурных подразделений, таких, как комитет по управлению имуществом, управление архитектуры и градостроительства, управление муниципального заказа и ряда других. И все же главным и наиболее эффективным средством от этого закоренелого социального недуга считаю открытость, публичность власти. Проверку работы муниципальных структур расцениваю как кратчайший путь к наведению порядка и законности. Главное, чтобы основным принципом работы любой проверяющей комиссии или контролирующих и надзорных органов было достижение истины, а не выполнение "заказа общества". Когда ищут правду и хотят найти правду, тогда у людей нет страха. Ни у тех, кого проверяют, ни у тех, кто проверяет.
- Вы несколько раз упоминали в беседе слово "модернизация". Что бы Вы модернизировали прежде всего?
- Первым, наверное, - то, что труднее всего меняется – это человеческие отношения. К сожалению, прошедшие годы утверждали не самые лучшие принципы человеческих взаимоотношений. Многие пороки проявились особенно выпукло. Зависть и тщеславие, равнодушие и безразличие, жестокость и нетерпимость укоренились и дают новые побеги. Неслучайно особое значение приобрели семейные ценности, высокие понятия: долг, честь, патриотизм.
Выстраивая отношения общественного самоуправления на уровне ТОСов с администрацией и администрации с институтами гражданского общества, такими, как общественный совет, мы стремимся к взаимопониманию. Именно дух взаимопонимания есть основа здоровых отношений и основание успеха в реализации любых задач. И поэтому есть желание искать, находить, убеждать людей. Как, к примеру, в большой трудной повседневной работе по созданию индустрии чистоты. Сегодня, год спустя, могу утверждать, что лед тронулся, заложена основа. Убежден, Майкоп вернет себе имя самого чистого и благоустроенного города России. Сейчас нам предстоит прописать комплекс мероприятий по каждому направлению деятельности муниципалитета. Конечная цель – не только переход к "новой, умной" экономике, модернизация производства, внедрение инновационных технологий. Но главное, от чего не отказываюсь, - это основной пункт моей выборной программы: добиваться реального улучшения жизни людей. Помогать людям, чтобы их стремления и мечты становились достижимыми, насколько это возможно.
- Михаил Николаевич, Год молодежи передает эстафету Году учителя. Каким будет Ваше напутствие?
- Главное пожелание – чтобы Год учителя состоялся, чтобы он стал трамплином к полномасштабной реализации Национальной образовательной инициативы "Новая школа". Пожалуй, это самое важное. Если вы обратили внимание, то уже не первый раз год наступающий имеет одно главное приоритетное направление. Год семьи дал старт демографическому прорыву. Сегодня мы видим, что впервые за десятилетия мы имеем рождаемость с большим знаком плюс.
Год молодежи мы не завершаем с боем курантов. Напротив, мы говорим: "Год молодежи. Продолжение следует". Потому что наступающий год – это год завершения нашей целевой муниципальной программы "Молодежь столицы Адыгеи (2008-2010)". Молодежная политика – это возможность молодому человеку соотнести свои жизненные планы с перспективами и целями развития своего родного города, своей республики, своей страны. Наша задача - помочь ему реализоваться, стать гражданином и патриотом. Вторая задача – это поставить заслон наркотикам, оградить молодежь от этой беды, укоренить здоровый образ мыслей. Третье – открыть дорогу молодым и талантливым. Есть федеральная целевая программа "Молодежь - основа инновационного развития России". Ее реализация должна начаться с 2011 года. Вот еще одно основание выстраивать новые, модернизированные проекты молодежной политики.
Год учителя и национальная образовательная инициатива "Новая школа" - это возможность заложить новый фундамент для образования и воспитания поколения XXI века. Среди приоритетов - качество школьного образования. Потому что именно школа призвана обеспечить инновационное развитие. Роль школы, безусловно, ключевая.