Мэр Краснодара В.Евланов: "Решение проблем Краснодара - это решение проблем роста"

Мэр Краснодара В.Евланов: "Решение проблем Краснодара - это решение проблем роста"

Краснодарский край в ближайшие пять лет направит на развитие Краснодара около 30 млрд рублей. В начале декабря, выступая на сессии краевого Законодательного собрания, губернатор Александр Ткачев заявил, что после завершения зимней Олимпиады в Сочи он сосредоточит основное внимание на развитии краевой столицы. Какие задачи предстоит решить в ближайшие годы, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава города Владимир Евланов.

- Владимир Лазаревич, столица Кубани ежегодно занимает первые строчки национальных рейтингов по качеству и уровню жизни, инвестиционному климату, считается одним из наиболее быстро развивающихся региональных центров. Какие показатели, на ваш взгляд, наиболее убедительно демонстрируют динамику развития кубанской столицы?

- За 10 лет Кубань серьезно преобразилась, и Краснодар не стал исключением. По многим рейтингам мы действительно занимаем лидирующие позиции и по комфортности городской среды, и по созданию лучших условий для бизнеса.

Возьмем несколько наглядных примеров. Первый - и это главный экономический индикатор - муниципальный бюджет. По сравнению с 2004 годом он увеличился в два с половиной раза - с 4,5 млрд до 12,5 млрд рублей в нынешнем году, и это без учета финансовой помощи из бюджета края.

Второй пример - структура экономики. Сегодня более 40% от объема выпускаемой в Краснодаре продукции и оказываемых услуг приходится на малое и среднее предпринимательство. То, к чему Россия, в целом, стремится, у нас на территории города уже достигнуто за счет активности горожан. И в период мирового финансового кризиса в 2008-2010 гг. это стало для нас своего рода защитным барьером. Кризис мы пережили без падений экономических показателей именно за счет того, что поддерживали малый и средний бизнес.

Мы занимаем лидирующие позиции в России по строительству жилья. При этом цены на новые квартиры - 47-49 тыс. рублей за квадратный метр - остаются одними из самых оптимальных в стране. Наличие мощного строительного комплекса дает нам возможность расселять краснодарцев из ветхого и аварийного жилья. Если в предшествующие годы мы всего десяток семей переселяли, то сегодня счет идет на тысячи. К примеру, за последние три года около четырех тысяч краснодарцев переехали в благоустроенные квартиры.

- Но не секрет, что массовое жилищное строительство породило целый комплекс проблем: инфраструктура, транспорт, социальные объекты. Как вам удается справляться с этими вызовами?

- Согласитесь, решать проблемы роста всегда лучше, чем проблемы деградации. Уверен, мы их решим. Решим при поддержке края, губернатора Александра Николаевича Ткачева, используя механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Население города неуклонно растет. В 2013 году в Краснодаре постоянно проживают 878 тыс. человек. Это только официально. Не секрет, что до 30% у нас неучтенного населения, которое зарегистрировано в пригородах или других муниципальных образованиях. Если это учесть, то население столицы Кубани уже перевалило за миллион.

Конечно, с этим связаны проблемы обеспечения объектами социальной инфраструктуры. И в настоящий момент существует возможность строительства сети детских садов и школ с помощью механизма государственно-частного партнерства. Подготовлен перечень из первоочередных 18 объектов на сумму 7,4 млрд рублей - это детские сады и школы в наиболее быстро растущих районах города с оформленными земельными участками. Механизм ГЧП позволит нам за 2-3 года построить все эти объекты.

Если мы в прошлые годы вводили в строй дополнительно по тысяче мест в детских садах, то в этом году планируется три тысячи, а к 2016 году предполагаем закрыть проблемы с детсадами. Кроме того, параллельно увеличиваем темпы строительства школ. На протяжении последних семи лет каждый раз к 1 сентября в обязательном порядке открывается новая школа. Теперь эта работа будет усилена с учетом того, что появляются новые жилые микрорайоны.

Хочу подчеркнуть, что рост объемов строительства жилья сегодня не является идеей-фикс для города. Искусственно сдерживать или стимулировать застройщиков мы не намерены. Главный регулятор - это сложившийся рынок недвижимости. Он расставит все на свои места. Уже в этом году по объему ввода жилья мы находимся чуть ниже уровня прошлого года.

- Какова судьба центра города?

- Мое понимание концепции развития центральной части Краснодара остается прежним. Акцент должен быть сделан на развитии коммерческой недвижимости, культурных учреждений, музеев, парков, зон отдыха и развлечений. Вместе с тем, здесь же, в центре до сих пор расположена значительная часть жилого фонда, причем ветхого. И экономический эффект от использования данной территории очень низок.

До 2008 года различные крупные компании у нас разобрали около 300 кварталов в центре - и большинство из них исчезли во время кризиса. Сегодня совсем другое отношение к деньгам и проектам. Нет таких заоблачных сумм, такого количества инвесторов. Сейчас мы движемся, может быть, более медленно, но и более ответственно.

Несмотря на все сложности, в рамках реконструкции центра было построено более 30 объектов, введено в эксплуатацию 110 тыс. кв. метров административно-офисных и коммерческих помещений и 112 тыс. кв. метров жилой площади (900 квартир). Построены автопарковки на 1300 машиномест. Общий объем инвестиций составил 57 млрд рублей.

На текущий момент ведется строительство более 50 объектов. Мы ожидаем, что в результате будет введено в эксплуатацию еще 300 тыс. кв. метров административно-офисных и коммерческих помещений и 215 тыс. кв. метров жилой площади (3200 квартир). Также планируется построить парковки на 4,5 тыс. машиномест. Общий объем инвестиций превысит 140 млрд рублей.

Как видно, жилье в центре города - не на первом месте у инвесторов. Поэтому, реализуя проекты, мы преследуем две главные цели: социальную, чтобы переселить людей из ветхого жилья в новые квартиры, и экономическую, чтобы увеличить эффект от использования данных территорий.

Несколько лет назад у меня была встреча с группой архитекторов из Сингапура. Очень запомнились слова одного гостя, который отметил, что Краснодар, в отличие от многих современных городов России и мира, имеет счастливую возможность построить центр практически заново. Главное - не ошибиться, не идти на поводу у сиюминутных выгод.

- С ростом количества офисов в центре возрастает и нагрузка на транспортную сеть. Известно, что вы являетесь приверженцем опыта правительства Москвы по организации платных парковок. Как собираетесь решать проблемы "пробок"?

- Действительно, перенимая опыт Москвы и ряда европейских городов, мы в настоящее время уже начали работу по созданию единого парковочного пространства. В октябре открыли первую открытую платную стоянку в районе пересечения улиц Рашпилевской - Новокузнечной. Это современный автоматизированный парковочный комплекс на 54 машины. Стоимость услуги здесь составит 30 рублей в час или 300 рублей за сутки. Оплата осуществляется через терминал (паркомат) наличными или с использованием банковской карты.

Еще одна стоянка, оборудованная паркоматами, в самое ближайшее время заработает на улице Буденного.

Опыт работы этих двух парковок поможет нам определиться с дальнейшими планами по развитию сети. В первую очередь предстоит проанализировать наполняемость стоянок по времени суток, дням недели. Понять их востребованность и отработать способы оплаты парковки - наличными, банковскими картами, с помощью SMS, изучить возможность внедрения годовых абонементов.

До конца 2014 года, с учетом полученного опыта, мы должны создать около 3 тыс. мест в центре города. Тогда, я думаю, улицы во многом разгрузятся, ведь по подсчетам специалистов, сейчас каждая третья машина в центре - это та, что едет, чтобы найти бесплатную парковку. Такая альтернатива порождает увеличенный дорожный трафик. С расширением системы парковок мы параллельно усилим работу по наказанию нарушителей. И будем улучшать качество работы общественного транспорта. Все вместе это даст нужный эффект.

Для размещения платных парковок уже определены 20 площадок - это существующие парковочные "карманы" и участки автомобильных дорог общего пользования в центральной части города.

Одновременно мы планируем создать несколько крупных перехватывающих парковок на въездах в город.

- Краснодар сегодня активно развивается, застраивается в северо-восточном и западном направлении, идет освоение новых массивов, к которым необходимо тянуть новые инженерные коммуникации. Как решаются эти проблемы роста?

- К сожалению, собственных ресурсов, достаточных для обеспечения опережающего развития инфраструктуры, у Краснодара нет. Я благодарен губернатору Александру Николаевичу Ткачеву, Законодательному собранию края, уделяющим серьезное внимание решению данной проблемы.

Прежде всего, необходимо отметить краевую программу "Краснодару - столичный облик". Законодателями она была продлена на 2013-2017 годы. Именно с ее реализацией связаны планы города по проектированию и строительству важнейших инфраструктурных объектов. Только в этом году программой предусмотрено освоить 2,5 млрд рублей, а общий объем средств, планируемых на весь период, оценивается порядка 30 млрд рублей.

- Можете перечислить основные объекты программы?

- Первый - это прокладка второй очереди канализационного коллектора №20, который позволит принимать хозяйственно-бытовые стоки из микрорайона Восточно-Кругликовский, района Краснодар-Спортивный с интенсивно развивающейся жилой застройкой, а также всей восточной части Краснодара.

Второй объект - строительство второй очереди головного канализационного коллектора. Целью проекта является увеличение объема принимаемых хозяйственно-бытовых стоков в связи с перспективой застройки микрорайона "Солнечный" и разгрузки существующих коллекторов.

Наконец, строительство ливневой канализации и канализационно-насосной станции по ул. Дзержинского, а также реконструкция водоотводящей системы по балке реки Осечки. Реализация последнего проекта даст возможность отвести ливневые воды из северо-восточных и северо-западных районов города и откроет перспективы для жилищного строительства на этих территориях.

Программой предусмотрено дальнейшее развитие городских дорог. В частности, в 2014 году начнется возведение трехуровневой транспортной развязки на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской. В ближайшие годы планируется провести комплексную реконструкцию шоссе на въезде в город со стороны станицы Елизаветинской, работы уже активно идут. Намечено строительство двухуровневой транспортной развязки на пересечении улиц Тургенева и Красных партизан. Идет проектирование нового автомобильного моста через Кубань в районе поселка Яблоновский.

Не могу не упомянуть и про реконструкцию ул. Восточно-Кругликовская на участке от ул. Уссурийская до ул. 40 лет Победы. Фактически речь идет о строительстве современной улицы, которой там до этого не было. На всем ее протяжении предусмотрено строительство ливневой канализации, сетей наружного освещения, благоустройство прилегающих территорий.

Это основные, наиболее затратные проекты. Но предусмотрено еще и строительство школ, и десятка детских садов, и спортивные объекты. Всего за пять лет на социальную сферу кубанской столицы будут направлены 7,7 млрд рублей

Не могу не отметить, что в мае будущего года мы запустим у кинотеатра "Аврора" один из самых больших на юге России новый каскадный светомузыкальный фонтан. Его длина - 81 метр, чаши оснастят почти 900 форсунками, 24 из которых будут формировать различные трехмерные композиции. Водные столбы фонтана будут бить на высоту до 15 метров.

- Вы отметили, что одним из эффективных путей решения городских проблем является реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Можете привести примеры таких проектов?

- До недавнего времени практически весь северо-восток города, где ведется масштабное жилищное строительство, - район улиц Восточно-Кругликовской, Московской, Российской - испытывал дефицит тепловых мощностей. Люди въезжали в новые квартиры и жаловались на холодные батареи. По договоренности с группой компаний "ВКБ" в этом районе строится новая газовая котельная мощностью 250 Гкал тепла в час. В начале декабря первая очередь этого объекта на 100 Гкал в час введена в эксплуатацию.

Это чисто инвестиционный проект, который очень хорошо продуман и просчитан. Эта же группа сегодня строит в том же районе трансформаторную подстанцию мощностью 100 МВт, которая обеспечит потребности потребителей в этом районе города с большим запасом.

Упомянутые уже проекты - 20-го канализационного коллектора, система ливневой канализации через балку Осечки - также будут реализованы с участием частного капитала. Сами строительные компании заинтересованы в том, чтобы эти объекты были введены в эксплуатацию как можно раньше.

Еще один механизм ГЧП - возведение детских садов. Компания-инвестор строит объект за счет собственных средств, а город в дальнейшем выкупает его по определенной фиксированной цене. Таким образом, в сентябре этого года мы получили сразу три таких готовых детских сада. Они стали муниципальными. В части экономии средств, сокращения сроков строительства, повышения качества работ такой способ партнерства является наиболее приемлемым.

Мы также выкупили и до конца года откроем еще 4 новых детских сада. Всего же за год в Краснодаре появится около 3 тыс. новых мест для дошкольников.

Но чтобы до 2016 года решить проблему дефицита мест в детсадах, мы планируем вводить ежегодно по 4-5 тыс. мест. На следующий год под детские сады уже зарезервировано 9 новых площадок в районах комплексной застройки. Дополнительные места будут вводиться за счет строительства пристроек, реконструкции и капитальных ремонтов зданий, установки быстровозводимых модулей. Планируется также развивать группы кратковременного пребывания и группы семейного воспитания.

На принципах ГЧП мы планируем строить и школы, и социальные объекты. Уже началось проектирование крупнейшей в городе школы в ЖК "Московский" на 2,5 тыс. мест, там же выкупаем у застройщиков площади для размещения медицинских учреждений, отделений полиции.

- В ноябре Александр Ткачев потребовал от властей Краснодара устранить нарушения в работе крупнейших городских рынков города - "Сенном" и "Вишняковском". Какие меры принимаются для наведения порядка?

- Эти вопросы на моем особом контроле. Напомню, что в Краснодаре функционируют 22 рынка. Крупнейшие из них - центральный колхозный или "Сенной" рынок, вещевой рынок в районе ул. Вишняковой ("Вишняковский"), рынок в центре города в районе ул. Гоголя ("Кооперативный"). Еще один - рынок поношенных вещей по ул. Коммунаров, на который мы собрали всю несанкционированную торговлю, процевтавшую в городе несколько лет назад.

Прежде всего, мы проводим работу по наведению порядка на "Сенном" рынке. В ближайшее время здесь будут разобраны вещевые ряды, усилится миграционный контроль. Все предприниматели предупреждены, что с 1 января 2014 года торговля вещами вокруг здания рынка будет закрыта. Сам рынок будет дооснащен холодильными камерами, дополнительным оборудованием для торговли сельскохозяйственной продукцией.

Рынок в районе ул. Вишняковой также приводится в порядок. Уже сегодня там освобождены от торговых мест проходы и проезды по рынку со стороны ул. Новороссийской. Сокращено общее количество торговых мест. Напомню, что в соответствии с утвержденным в 2012 году генпланом Краснодара территория "Вишняковского" рынка будет разделена на общественно-деловую зону со стационарными магазинами и парком. Торговые ряды в ближайшем будущем будут перенесены на новую площадку в районе Восточного объезда.

Мы собираемся наводить порядок и на Кооперативном рынке с открытием движения транспорта по ул. Гоголя. Для этого придется серьезно "почистить" все торговые места, которые сегодня мешают свободному проезду и создают неудобство в самом центре города.