Мэр Ставрополя Н.Пальцев: "Элементарная чиновничья нерасторопность - одна из причин низкой эффективности и качества освоения средств"

Мэр Ставрополя Н.Пальцев: "Элементарная чиновничья нерасторопность - одна из причин низкой эффективности и качества освоения средств"

Мэрия Ставрополя актуализировала вопрос финансовой и исполнительской дисциплины в краевом центре. Какие конкретно меры будут приняты для наведения порядка в этой сфере с целью минимизации "потерь от бюрократии", в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава города Николай Пальцев.

- Николай Иванович, в последнее время темой планерок в мэрии Ставрополя все чаще становится вопрос исполнительской дисциплины, борьбы с бюрократией. А вот Вы лично ощущаете на себе ее гнет? Как она Вам, как главе города, мешает в работе?

- Чтобы определить степень забюрократизированности любого учреждения, достаточно посмотреть, сколько времени уходит на подготовку и прохождение постановлений, правовых документов и прочее. Ни для кого не секрет, что в администрации города на это уходит несколько месяцев. Собираются десятки подписей. Многие из них дублирующие, что называется, для перестраховки. И что самое страшное - как в порядке вещей сложилась традиция, когда по нескольку раз документ возвращается на доработку одним и тем же человеком - то запятая пропущена, то тире… Таким образом, только на расстановку знаков препинания могут уходить недели, после чего начинается собственно анализ содержания и… новые "круги адовой бюрократии".

Элементарная чиновничья нерасторопность является одной из причин низкой эффективности и качества освоения денежных средств. К примеру, к началу текущего года остались неиспользованными за 2008 год средства бюджета в размере свыше 800 млн рублей. Да, часть этих денег поступила в городскую казну в конце года и поэтому не была освоена по объективной причине. Однако в ряде случаев сработал и субъективный фактор: более половины финансового года, как правило, уходит на раскачивание, и только в ноябре-декабре начинается галопирующее освоение средств. Самое страшное, что такой подход приводит не только к остаткам на счетах, но и к низкому качеству выполняемых работ.

В прошлом администрация Ставрополя заключила соглашение со Счетной палатой Ставропольского края о взаимодействии в области контроля над эффективностью использования средств муниципального бюджета. Анализируя ситуацию в дальнейшем, я пришел к выводу, что необходим не просто контроль - необходимо менять систему в целом.

- Что именно Вы планируете предпринять в этой связи?

- В ближайшее время управделами администрации города будет проведен детальный анализ прохождения документов: у кого, на каком этапе и по какой причине они стопорятся; сколько раз возвращаются на доработку одниv и тем же лицом; сколько времени в целом уходит на визировку. К чиновникам, по чьей вине "волокитятся" дела, будут применены меры дисциплинарного воздействия. Но, главное, будет оптимизирована сама методика рассмотрения правовых документов.

Кроме того, я поставил задачу максимально усилить контроль за равномерным и своевременным исполнением финансовых заданий. Руководители всех структурных подразделений уже в начале года должны сформировать планы-графики размещения муниципальных заказов. А к 1 июля текущего года главные распорядители бюджетных средств должны разместить муниципальный заказ на сумму не менее 70% годовых лимитов бюджетных обязательств. Безумной гонки, когда в конце года в авральном порядке осваивается чуть не половина выделенных средств, больше быть не должно. Чтобы отсеять недобросовестных исполнителей муниципальных заказов, я поставил задачу перейти на открытый аукцион в электронной форме, а также отказаться от практики авансирования подрядчиков.

- Сегодня прилагается немало усилий для оптимизации деятельности "одного окна" в сфере градостроительства и землепользования. Что принципиально нового появится в его работе?

- Единый Центр по вопросам градостроительства и землепользования, работающий по принципу "одного окна", был создан еще в прошлом году на базе муниципального учреждения "Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя". Однако желаемого результата достигнуто так и не было. Не работали регламенты. Оставалась непрозрачной сама процедура прохождения документов. А главное - получатели муниципальной услуги продолжали самостоятельно обивать пороги структурных подразделений администрации города, МУПов, и федеральных структур, ответственных за выдачу той или иной разрешительной документации.

Именно эта межведомственная разрозненность комитетов, отделов и федеральных, краевых и городских структур, в чью компетенцию входят вопросы градостроительства и землепользования, технологического обслуживания и разрешения на ввод в эксплуатацию, во многом и питает прогрессирующее развитие коррупции. Сегодня строители просто стонут от гнета бюрократии, обложившей их такой данью, которая, без преувеличения, губительнее любого мирового кризиса. По свидетельству руководителей ряда строительных организаций, 25% от себестоимости строительных работ - это всевозможная "мзда" за получение необходимой документации.

Чтобы положить конец всему этому беспределу, я поставил задачу технологически объединить деятельность всех структур, осуществляющих выдачу документов в сфере градостроительства и землепользования. Получаемый на выходе пакет будет содержать документы, необходимые для получения постановлений, договоров о землепользовании, а также полный объем технической документации и заключений федеральных структур. Его предоставление будет производиться строго в соответствии с установленным регламентом и заключенным индивидуальным договором с заказчиком. Только таким образом мы сможем, наконец, в полной мере реализовать принципы "одного окна".

В настоящее время полностью завершена работа по разработке проектов регламентов работы администрации города. Они регулируют порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями, а главное - устанавливают жесткие сроки, в течение которых должна быть оказана та или иная муниципальная услуга. Кроме того, в регламентах четко прописаны основания для отказа в предоставлении услуг, что полностью исключает самоуправство чиновников.

Также разработана новая форма заявления. Она максимально упрощена и предполагает визирование специалистом, который в дальнейшем будет сопровождать прохождение документов по инстанциям и в любой момент сможет информировать клиента, на каком этапе рассмотрения находится его дело. Заключены и соглашения со сторонними организациями - различными федеральными и краевыми структурами, а также эксплуатирующими организациями - ОАО "Ставропольгоргаз", ОАО "Теплосеть", МУП "Водоканал". Также создана экспертная группа, которая будет ежемесячно проводить мониторинг, отслеживать эффективность работы системы "одного окна" и в случае необходимости принимать решение по упрощению процедуры прохождения документов.

- Это будут платные и или бесплатные услуги?

- Деятельность Центра будет вестись как на бесплатной, так и на платной основе. Но, во-первых, она будет в рамках закона, а значит, гарантирована властями города. Во-вторых, все полученные средства будут поступать в бюджет, а не оседать в карманах отдельных чиновников. А в-третьих, стоимость самих муниципальных услуг будет строго обоснованна.

- Если говорить о контроле над расходованием средств, то едва ли не самая главная тема здесь - капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в рамках реализации ФЗN185. Его качество вызывает много нареканий со стороны жильцов. Что делать, как заставить строителей делать свою работу на должном уровне?

- Город делает все для того, чтобы эти государственные средства были потрачены эффективно. С этой целью были разработаны различные механизмы контроля над расходованием бюджетных средств и качеством проведения капитального ремонта. В том числе использованы и ресурсы краевой счетной палаты. Это беспрецедентный для края шаг, который был отмечен председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным и рекомендован в качестве положительного опыта другим субъектам ЮФО!

К сожалению, приходится признать: в ряде случаев проблемных ситуаций, связанных с недобросовестным отношением подрядчиков к принятым обязательствам, избежать все-таки не удалось. Дело в том, что по закону комитет городского хозяйства не имеет возможности влиять на выбор подрядчиков управляющими компаниями. Как следствие, в администрацию города стали поступать жалобы от жильцов, недовольных качеством выполняемых ремонтных работ. Чтобы восполнить законодательный пробел, я волевым решением включил в выстроенную вертикаль контроля глав администрации районов, у которых есть свои рычаги воздействия на управляющие компании. Выбор подрядчиков - основополагающий вопрос успешной реализации ФЗN185 - теперь будет проходить при их непосредственном участии.

Однако и это еще не все. Выполнить поставленную задачу по эффективному освоению выделенных средств постфактум, то есть когда подрядчики уже, как говорится, наломали дров, весьма затруднительно. Поэтому мы должны контролировать процесс еще на подготовительной стадии, когда формируется смета. С этой целью администрация города в лице специалистов МУП "Стройинвест", контрольно-ревизионного управления начнет проводить экспертизу проектно-сметной документации на предмет соответствия объема и характера заявленных работ их стоимости.

Кроме того, на каждом ремонтируемом объекте созданы так называемые "пятерки контроля". В их состав, помимо специалистов, вошли жильцы ремонтируемых домов и депутаты городского парламента. Так вот, работа подрядной организации не оплачивается до тех пор, пока качество работ не будет подтверждено протоколом собрания жильцов.

Добавлю также, что все районные администрации разрабатывают так называемые адресные листки, отражающие всю необходимую информацию, связанную с ремонтом. Они содержат данные по заказчику, подрядчику, о специалистах, осуществляющих технический надзор за производством работ. На сегодня у любого жильца дома, который увидел какие-то недостатки в ремонтном процессе, есть возможность позвонить по указанному телефону в администрацию и тут же получить четкий ответ. И сегодня этим правом соучастия и контроля люди успешно пользуются.