Успешное развитие региональной экономики, её конкурентоспособность во многом зависит от качества подготовки кадров. Поэтому в Краснодарском крае реализуется программа модернизации системы профессионального образования, направленная на подготовку квалифицированных рабочих кадров, востребованных экономикой региона, а также на повышение престижа рабочих профессий. С 2008 года в системе профессионального образования Кубани проводится комплекс мероприятий, направленных на преобразование профессиональной школы: совершенствуется сеть и структура подготовки рабочих кадров испециалистов, ведется среднесрочный прогноз кадровых потребностей экономики. О приоритетных направлениях развития региональной системы профобразования на Кубани в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала министр образования и науки Краснодарского края Наталия Наумова.
-В 2011 году Краснодарский край участвовал во Всероссийском конкурсе региональных программ модернизации систем профессионального образования по отрасли "Энергетика", выиграл его и создал стажировочную площадку. Что она представляет собой, как строится ее работа? С какими энергокомпаниями уже заключены соглашения и с какими планируется это сделать?
- Сегодня приоритетным направлением в системе модернизации профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих кадров, востребованных экономикой нашего региона. Одной из важнейших отраслей Краснодарского края является энергетика, которая в последние годы активно развивается. И поэтому энергетическому комплексу необходимы новые квалифицированные кадры. Для их подготовки и создана стажировочная площадка. Она представляет собой объединение учреждений профессионального образования, ведущих обучение с использованием современного оборудования, программ и технологий, связанных единым информационным сетевым взаимодействием. В ее основе - ресурсные центры. Стажировочная площадка также объединяет работодателей, с которыми образовательные учреждения заключают соглашения о сотрудничестве. На этих предприятиях ребята проходят производственную практику, определяются места для их трудоустройства.
Нашим ведущим работодателем в отрасли "Энергетика" является "Кубаньэнерго" и его 11 филиалов, расположенных в Краснодарском крае и республике Адыгея, а также предприятия отрасли ЖКХ. В "Кубаньэнерго" в ближайшее время появится ресурсный центр для студентов и преподавателей. Уже сейчас совместно с работодателем разработаны программы профессионального обучения в отрасли энергетика, на базе предприятий "Кубаньэнерго" прошли переподготовку 40 мастеров производственного обучения.
Тем не менее, мы сегодня понимаем, что дефицит рабочих кадров ощущается не только в отрасли "энергетика", но и в токарном и слесарном мастерстве, строительстве, во всех профессиях металлообрабатывающей отрасли, сфере обслуживания, туризме. Поэтому, вопросы модернизации образования в Краснодарском крае всегда в приоритете, Кубани необходимы рабочие руки, ведь именно они создают реальный сектор экономики.
-Каково финансирование программы? Из каких источников направляются средства и на какие цели?
- Финансирование региональной программы модернизации начального и среднего профессионального образования в 2011-2013 годы составляет 2 млрд рублей, в том числе из краевого бюджета – 954 млн рублей, из федерального – 151 млн рублей, а также 900 млн рублей – привлеченных внебюджетных средств.
В рамках программы предполагается приобрести современное учебно-производственное и учебно-лабораторное оборудование, программное обеспечение. Кроме этого, будет создана единая информационная сеть по трудоустройству выпускников и профориентации школьников.
-Сколько человек уже получает образование в рамках этой программы? Какого в целом эффекта от ее работы?
- В рамках программы по отрасли "Энергетика" сегодня обучается около 2 тыс. человек в 24 образовательных учреждениях. Краснодарский край достиг высоких темпов развития высокотехнологичных производств, особенно в энергетической отрасли. Пример – город Сочи. Программа позволит нам увеличивать количество учреждений, подготавливающих высококвалифицированных специалистов для этих производств. Дополнительно, отрабатывается модель взаимодействия учреждений профессионального образования с крупными компаниями – работодателями по подготовке кадров.
Что касается эффекта, то, во-первых, приобретение современного оборудования позволяет нам готовить специалистов, которых не надо переучивать, а значит, они не придут в центр занятости, а будут работать, и получать достойную заработанную плату. Во-вторых, новые формы профориентационной работы позволяют выпускникам школ убедиться, что рабочая профессия, которая востребована и высокооплачиваема – оптимальный выбор.
В-третьих, тесное сотрудничество с работодателями дает нам возможность эффективно использовать бюджетные средства на подготовку специалистов, которые владеют новейшими технологиями и остаются в профессии как авангард модернизации промышленного производства.
- Аналогичная программа по энергетике реализуется только в Приморском крае. Почему именно на Кубани было решено организовать обучение энергетиков? Планируется ли как-то распространять этот опыт в других районах края, в других регионах страны?
- Этот выбор связан с тем, что энергетический комплекс определяет особый статус Краснодарского края в экономике страны и является ведущей отраслью по объему привлекаемых инвестиций. Особое внимание администрации края уделяется приоритетному использованию энергосберегающих технологий и повышению энергетической эффективности производства.
Более того, опыт стажировочной площадки по энергетике будет передан восьми субъектам ЮФО и СКФО.
- Что предпринимается в крае для повышения престижа профессионального образования, социального статуса рабочих профессий?
- Престиж рабочих профессий напрямую зависит от условий образовательного процесса и заинтересованного участия в нем работодателей. В последние годы успешно развивается материальная база учреждений. С 2008 по 2011 годы на капитальный ремонт и приобретение оборудования было выделено 260 млн рублей. Учебные заведения оснащаются современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Центры дистанционного обучения, созданные на базе Новороссийского колледжа строительства и экономики, Краснодарского информационно-технологического техникума открыли новые возможности для непрерывного обучения и переподготовки специалистов.
Этими учреждениями совместно с работодателями разрабатываются профессиональные программы, организуется стажировка инженерно-педагогических работников на производстве. Все это меняет отношение выпускников школ к профтеху. Меняется и профориентационная работа. Она становится системной и проводится в школе, начиная с младших классов.
- В Краснодарском крае в сфере профессионального образования действуют ресурсные центры. Сколько их на сегодняшний день и на чем строится успех их деятельности?
- В крае создано 12 профильных ресурсных центров, которые благодаря современным производственным и педагогическим технологиям обеспечивают качественно новый уровень профобразования.
Успех их деятельности строится на обновлении технологий обучения, которые в первую очередь, ориентированы на запросы работодателей. Более того, учебно-производственная база обновлена так, что ребята проходят обучение на оборудовании, которое еще даже не используется на предприятии, то есть студенты осваивают технологии будущего.
И такой подход к их обучению привлекает ребят.
- Как вы считаете, в каких отраслях экономики края необходимо заключить подобные "энергетическому" контракты и по какой причине?
- Прежде всего, это сфера ЖКХ, обслуживающий персонал, инженеры, технологи, строительство, деревопереработка. Это растениеводство, животноводство, перспективной для нас является и отрасль сферы услуг, которая сегодня очень широко развивается на Кубани. Все зависит от того, какие заявки на рабочие специальности будут поступать от работодателей, такие специальности мы будем открывать в ресурсных центрах.