- Таймураз Каурбекович, какие приоритеты определили для себя в министерстве на 2009 год?
- Главнейшей стратегической задачей, стоящей перед министерством, остается сохранение межнационального и межконфессионального мира, политической стабильности, общественного согласия. В 2009 году продолжена реализация в полном объеме целевых программ по противодействию экстремизму (на 2008-2010 годы), гармонизации межнациональных отношений, поддержки казачества.
Северная Осетия стала родным домом для представителей более чем 100 национальностей. Издавна республике свойственны традиции прочного межнационального согласия, основанного на духовных ценностях, которые складывались веками. Они сильны и сегодня.
В республиканском министерстве, как всегда, приоритетна работа с нашими соотечественниками и землячествами за рубежом. Это важнейшее звено в нашей деятельности.
Все мы помним, что во время агрессии Грузии в Южную Осетию в августе 2008 поддержка наших земляков по всему миру имела огромное значение. Тот же инцидент на СNN, когда выступала наша соотечественница и буквально прорвала существующую тогда информационную блокаду. Или массовые марши, организованные нашими землячествами в Турции с требованием обратить внимание мировой общественности на гуманитарную катастрофу в Южной Осетии.
И, конечно же, развитие многоуровневых отношений с Южной Осетией. Мы понимаем, что сегодняшний статус Южной Осетии как суверенного государства, в одном случае, упрощает взаимодействие по всем направлениям, но в другом - несколько усложняет. Тем не менее, контакты по-прежнему будут непрерывные, а интеграция между Цхинвали и Владикавказом будет только углубляться. По-другому между народами нашими народами и быть не может.
- Насколько удается поддерживать добрососедские отношения в многонациональной республике? В целом как Вы оцениваете ситуацию в сфере межнациональных отношений?
- Северная Осетия - полиэтничная республика, поэтому задача сохранения и развития национальных культур, языков, духовных ценностей проживающих здесь народов никогда не теряет своей актуальности для органов власти любого уровня никогда.
Большую роль здесь играют национально-культурные общества (их 29), которые объединены в общественную организацию "Наша Осетия". Деятельность центров непосредственно направлена на повышение уровня национального самосознания, изучение истории своего народа, традиционной культуры и родного языка, а также на самое активное участие в общественно-политической жизни республики. Поэтому поддержка деятельности национально-культурных центров и общественных организаций, действующих в республике, является центральной в нашей работе.
Сближению национальных культур способствует проведение традиционных национальных праздников, которые широко отмечаются национально-культурными обществами (национальный татарский праздник "Сабантуй", национальный грузинский праздник "Ломисоба", мусульманский праздник Курбан-Байрам, еврейский национальный праздник "Ханука" и др.).
Недавно торжественно был отпразднован 15-летний юбилей общественного объединения славян "Русь" и корейского национально-культурного общества "Хон Гиль До". В прошлом году общественность республики отметила 20-летний юбилей создания греческого национально-культурного общества "Прометей" и 10-летний юбилей кабардино-балкарского национально-культурного центра "Намыс".
- В последнее время все чаще звучат высказывания об оттоке русскоязычного населения…
- Скажу честно, раньше мы никогда не анализировали, представители какой национальности уезжают - русские, армяне, грузины и кто-либо другой. В этом не было необходимости. Но после неоднократных заявлений некоторых общественных представителей о том, что их беспокоит отток русскоязычного населения, мы вынуждены запросить соответствующую информацию от органов статистики. Выяснилось, что люди покидают республику, но уезжают с целью получения образования, трудоустройства, они находят себя в новых профессиях. Это нормальный процесс и не означает, что они уезжают окончательно. Кроме того, анализ показал, что в большинстве своем уезжают представители как раз титульной нации. Если сравнить в процентом соотношении, то в последние годы осетин уезжает приблизительно столько же, сколько и русских.
Есть еще один важный момент. Те, кто поднимает проблему оттока русскоязычного населения, утверждают, что раньше русских в Северной Осетии было 26%, а сейчас всего более 20%.
Численность населения республики составляет сейчас более 700 тысяч человек. Это простая арифметика - есть 150 тысяч человек, в основном осетин, которые прибыли за последние годы из внутренних районов Грузии и Средней Азии. Без них останется 550 тысяч жителей, где доля русских составит те же 25-26%.
Считаю, что проблема оттока русскоязычного населения преувеличена. Утверждать об этом огульно, бездоказательно недопустимо. Тем более что с 2002 года в паспорте гражданина РФ отсутствует графа "национальность".
- Как известно, нашу республику не обошли стороной проявления экстремизма, ваххабизма…
- Действительно, более трех лет назад в республике существовала группа, демонстрировавшая свою приверженность ваххабизму. У руководителя этой группы в ходе оперативно-следственных мероприятий были найдены оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы. В настоящее время он отбывает наказание. Другие члены этого сообщества выехали за пределы республики и даже России.
На сегодня внутренней базы по взращиванию экстремизма у нас нет. Это подчеркивают все аналитики. Другое дело, что есть внешние импульсы, попытки создания экстремистских течений внутри республики с использованием сложной общественной политической ситуации, которая складывается в регионе, а также с учетом сложностей социально-экономического развития. Подобные усилия, несомненно, регистрируются, но они контролируемы.
По поручению главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова в республике разработана и уже год действует целевая программа по противодействию экстремистским проявлениям, рассчитанная до 2012 года. На ее реализацию предусмотрено более 3,6 млн рублей из средств республиканского бюджета.
Программа направлена на формирование установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия, профилактику и противодействие различным видам экстремистских проявлений, а также на обеспечение стабильности межэтнического и межконфессионального диалога. В документе определен комплекс эффективных мер и превентивных шагов по противодействию любым экстремистским проявлениям.
В целевой программе определены полномочия всех заинтересованных сторон, уполномоченных влиять на эти процессы, начиная от силовых органов до работников образования и культуры.
- Для Северной Осетии уже более десятилетия остро стоит проблема тысяч вынужденных переселенцев и беженцев. Как продвигается их обустройство, есть ли реальные результаты?
- Эта проблема уже многие годы одна из острейших в республике. На сегодня, по данным Федеральной миграционной службы, в республике проживают более 12 тысяч человек (это более 4 тысяч семей), которые в соответствии с федеральным законодательством получили статус вынужденных переселенцев.
Но правительство очень волнуют и те, кто не обстроился, потерял соответствующий статус и сегодня прозябает в местах компактного проживания без перспектив обустройства.
В предыдущий период руководством Северной Осетии, совместно с федеральными органами власти, принимались возможные меры по решению проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев: с 1992 по 2001 годы построены несколько поселков в населенных пунктах Комсомольское, Попов-Хутор, Раздольное, Цалык, Ир, осуществлялись строительно-восстановительные работы на объектах социальной и инженерной инфраструктуры.
Всего с 1994 года по настоящее время за счет средств федерального и республиканского бюджетов, средств международных гуманитарных организаций, оказана поддержка в жилищном обустройстве более чем 4,5 тысячам семей (около 18 тысяч человек).
К решению выхода из этой сложной ситуации привлекаются российские и международные гуманитарные структуры. Так, для интеграции переселенцев силами Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС) восстановлено здание в селение Алханчурт, с помощью структур ООН для мигрантов построены коттеджи в селении Красногор, осуществлена их газификация за счет привлеченных средств Российского детского фонда.
Однако проблема обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в силу ряда причин объективного и субъективного характера до настоящего времени не решена.
Процесс обустройства данной категории граждан продвигается крайне медленно, и руководство республики не устраивают такие темпы. В 2007 году федеральным центром было выделено два жилищных сертификата на обустройство, еще два сертификата в 2008 году. На этот год запланировано три сертификата. А нуждающихся в обустройстве семей, заметим, более 4 тысяч. Эта проблема неоднократно поднималась на федеральном уровне, однако изменений позитивного характера не произошло.
Нужно отметить, что руководство республики находится в постоянном контакте с федеральными структурами, уполномоченными решать эту проблему. Во-вторых, проводится достаточно плодотворная работа с международными организациями (в особенности отмечу Швейцарское управление развития и сотрудничества). В этом году при содействии органов местного самоуправления и международных организаций планируется обустроить более 130 семей. Это те ресурсы, которыми мы на сегодня располагаем.
Нас очень порадовал тот факт, что определенная часть переселенцев готова обустраиваться на территории Южной Осетии. По этому поводу состоялся заинтересованный разговор с соответственными уполномоченными сотрудниками правительства республики Южная Осетия, в открытом режиме мы этот вопрос обсуждаем.
- Актуальна ли по-прежнему проблема ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года и обустройства пострадавших вынужденных переселенцев этой категории.
В целом за период с 1994 года по настоящее время в республике удалось решить вопрос обустройства более 80% от числа жителей ингушской национальности, проживавших в Северной Осетии в доконфликтный период.
Правительство России планирует завершить работу по обустройству вынужденных переселенцев, пострадавших в результате этого конфликта уже в нынешнем году. Для этого необходимо решить вопрос о дополнительном выделении из федерального бюджета 900 млн рублей на выплату различных видов социальной помощи и 2,2 млрд рублей - на строительство социальной и инженерной инфраструктуры в местах обустройства граждан. В целом, несмотря на имеющиеся сложности, нельзя не отметить позитивной динамики в процессе урегулирования последствий данного конфликта. Возвращение вынужденных переселенцев сопровождается их активной социальной интеграцией.