Министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области С.Кржановский: "Регион имеет высокий инвестиционный потенциал"

Министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области С.Кржановский: "Регион имеет высокий инвестиционный потенциал"

            Привлечение инвесторов - залог устойчивого социально-экономического развития любого региона. Вот почему развитию именно этого направления власти Астраханской области уделяют особое внимание. Министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Сергей Кржановский рассказал агентству "Интерфакс-Юг", как развивается регион, на что делает ставку астраханское правительство и какие направления являются драйверами роста на ближайшую перспективу.

            - Сергей Николаевич, расскажите подробнее о наиболее крупных инвестиционных проектах региона. Какие планируется реализовать? Какие пришлось отложить в изменившихся экономических условиях?

            - Министерство сегодня курирует 23 инвестпроекта. Мы работаем с крупными и средними предприятиями, поэтому проекты предполагают значительные инвестиции - в целом 580 млрд рублей. Проекты реализуются на протяжении нескольких лет. Порядка 50% этих инвестиций уже освоено. Сохраняем определенную динамику.

            Понятно, что основные инвестиционные проекты осуществляются сегодня в энергетическом комплексе. В первую очередь они связаны с теми программами, которые реализуют "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Это программы, связанные с добычей и переработкой нефти и газа как на суше, так и на шельфе Северного Каспия, со строительством объектов для освоения месторождений. Они требуют существенных инвестиций. Так, проекты по освоению месторождений на Каспии - им. Корчагина и им. Филановского - суммарной стоимостью 342 млрд рублей. Прогнозируемый на 2015 год объем освоения - 63 млрд рублей.

            На месторождении им. Корчагина по результатам 2014 года добыто 1,46 млн тонн нефти, в текущем году добыча ожидается примерно на том же уровне. В 2015 году закончено бурение скважины N15, а также введены в эксплуатацию 4 добывающие скважины. Объем добычи нефти в январе-мае 2015 года составил 689,5 тыс. тонн, газа - 802,5 млн куб. метров.

            В активной стадии обустройства находится крупнейшее месторождение на российском шельфе Каспия - им. Филановского. Объекты обустройства первой очереди месторождения, построенные на судостроительных заводах Астраханской области, успешно установлены в море. В настоящий момент морские работы на этих объектах завершаются. Также на астраханских верфях продолжается строительство объектов для второй очереди месторождения. НК "ЛУКОЙЛ" ежегодно планирует добывать до 6 млн тонн нефти. 

            В ООО "Газпром добыча Астрахань" в завершающую фазу вступил проект "Расширение производства N3, 6 по переработке газового конденсата на Астраханском газоперерабатывающем заводе (АГПЗ)". Продолжаются работы по проектам "Подключение дополнительных скважин к существующим мощностям I и II очередей Астраханского газоконденсатного месторождения" и "Реконструкция промысловых объектов ООО "Газпром добыча Астрахань". Они позволят расширить ассортимент моторных топлив и обеспечить их соответствие европейским стандартам, а также удержать мощности газового комплекса на уровне 12 млрд куб. метров газа. Кроме того, есть проекты, связанные не только со строительством новых объектов, но и с заменой устаревшего импортного оборудования, в том числе на отечественное.

            Есть еще ряд проектов, которые связаны с транспортировкой. Например, такой проект реализует Каспийский трубопроводный консорциум (КТК-Р). В 2015 году продолжаются строительно-монтажные работы на двух новых нефтеперекачивающих станциях (А-НПС 4 А в Красноярском районе и А-НПС 5А - в Наримановском). Готовность объектов на сегодняшний день составляет около 90%. Министерство сопровождает проект. 

            Что касается отложенных проектов, в нашем нефтегазовом секторе таких нет. Более того, сдвинулось с мертвой точки освоение Правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения (АГКМ). С приобретением ОАО "МХК "Еврохим" акций Астраханской нефтегазовой компании работы по инвестиционному проекту активизировались. За полгода выполнен и представлен в центральную комиссию по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья и иной проектной документации Роснедр технический проект по разработке месторождения.

            Продолжается модернизация производственных объектов на крупнейших промышленных предприятиях Ахтубинского района Астраханской области - цехе добычи и переработки соли "Бассоль" и ЗАО "КНАУФ Гипс Баскунчак".

            ООО "Руссоль" с 2010 года ведет модернизацию астраханского предприятия. За эти пять лет проведена модернизация участков добычи и складирования соли, реконструкция приемных устройств, построен новый участок отгрузки соли, заменено все основное оборудование. Инвестиции составили уже более 1 млрд рублей.

            Также идет реконструкция завода сухих строительных смесей ЗАО "КНАУФ Гипс Баскунчак", завершить которую планируется осенью этого года. Мощность предприятия после реконструкции составит 90 тыс. тонн в год против нынешних 70 тыс. Параллельно идет модернизация гипсоварочного производства. Это позволит усовершенствовать материально-техническую базу, автоматизировать технологические процессы, расширить ассортимент с трех до девяти продуктов, тем самым повысив конкурентоспособность на рынке.

            Во взаимодействии с компаниями мы создаем на территории нашего региона такие условия, чтобы они ощущали себя в благоприятном инвестиционном климате. И при этом, оказавшись сегодня в трудной ситуации, мы со своей стороны, как можем, влияем на эти процессы, ведем переговоры о привлечении дополнительных заказчиков, об участии наших предприятий в различных программах поддержки. Эта большая работа, она не останавливается, несмотря ни на что. Ее можно условно разделить на сопровождение действующих инвестиционных проектов и привлечение новых инвесторов, которое также ведется достаточно успешно.

            - Не сократила ли НК "ЛУКОЙЛ" свою масштабную инвестпрограмму на Каспии в изменившихся экономических условиях?

            - "ЛУКОЙЛ" свою программу не сворачивает. Более того, та часть программы, которая в прошлом году была некоторым образом сокращена - это было связано с закупкой оборудования, - в этом году будет осуществлена в полном объеме на территории Астраханской области и на шельфе Каспия.

            Продолжается реализация начатых проектов, объявляются тендеры на освоение новых месторождений. Построена первая очередь объектов на месторождении им. Филановского. На астраханских предприятиях ведется строительство объектов второй очереди. И более того, будут появляться тендеры на дополнительные объекты. В ближайшее время ЛУКОЙЛ объявит конкурсы.

            - Какой объем запасов углеводородного сырья региона на сегодняшний день находится на государственном балансе?

             -Учтенные государственным балансом запасы углеводородов по состоянию на 1 января 2015 года составляют: на суше по категориям А+В+С1+С2 газ - 5,4 трлн куб. метров, конденсат+нефть (извлекаемые) - 745,2 млн тонн; на прилегающем к Астраханской области шельфе Каспия по категориям С1+С2 газ 0,7 трлн куб. метров, конденсат+нефть (извлекаемые) - 298,3 млн тонн.

            Но это не окончательные цифры. Геологоразведочные работы на суше и на шельфе в регионе продолжаются, и, возможно, уже в текущем году запасы углеводородного сырья будут приращены, в том числе и за счет открытия новых месторождений. По оперативным оценкам, прогнозные ресурсы российского сектора недропользования на Каспии составляют 1,1 млрд тонн нефти и газового конденсата.

            - На какой стадии находится проект "Астрахань Ойл Корпорейшн Лимитед" по строительству мини-завода по переработке нефти?

            - Инициатором проекта по строительству в Астраханской области небольшого нефтеперерабатывающего завода мощностью по сырью до 300 тыс. тонн в год является ООО "Астрахань-Рефайнинг". В качестве сырья предполагается использовать тяжелую вязкую нефть, найденную на севере Астраханской области, на Верблюжьей площади, лицензиатом которой является АО "Южная нефтяная компания", входящее в состав группы "Астрахань Ойл Корпорейшн Лимитед". 

            На сегодняшний день инвестором обеспечена разработка технико-экономического обоснования, выбран генеральный проектировщик, проработан вопрос выделения земельного участка под завод, решается вопрос получения от Приволжской железной дороги технических условий на примыкание в районе железнодорожной станции "Верблюжье", осуществляется сбор исходных данных для формирования технического задания на проектирование. 

            - Как в целом идет работа по развитию особой экономической зоны "Лотос" (ОЭЗ), по привлечению резидентов? Поступали ли отказы от компаний, заявивших ранее о намерении войти в ОЭЗ, в связи с международными санкциями?

            - Основное направление работы сейчас связано с привлечением новых инвестиций в ОЭЗ. Но при этом мы формируем ряд проектов, которые связаны с привлечением дополнительных инвестиций в модернизацию уже существующих производств и создание новых вне территории зоны.

            Первым резидентом зоны станет компания "Поликомплекс". К 2017 году она планирует построить завод по производству биоразлагаемых трубок капельного полива. Производительность создаваемого завода оценивается в 180 млн погонных метров трубок в год с плановой выручкой около 396 млн рублей в год. На заводе будет создано 58 рабочих мест. Принято решение о софинансировании данного проекта из Фонда развития промышленности в рамках поддержки импортозамещения. Общая стоимость реализации проекта - 428 млн рублей, из которых компания уже инвестировала 13 млн. Заем Фонда покроет почти 2/3 стоимости проекта. Использование биокомпозитных материалов в производстве трубок позволит минимизировать затраты на подготовку полей после уборки урожая, что поможет сельхозпроизводителям снизить себестоимость производства продукции.

            "Поликомплекс" получил поддержку, закупает оборудование, занимается проектированием своего производства. Сейчас готовится соглашение о получении предприятием статуса резидента ОЭЗ.

            - Ранее в СМИ сообщалось, что готовность к реализации своего проекта на территории зоны - производства бурового оборудования - выразила нефтесервисная компания Schlumberger. Действительно ли это так?

            - Мы постоянно контактируем с представителями Schlumberger, но при этом сейчас официального подтверждения со стороны компании о том, что она готова стать резидентом особой экономической зоны, нет. В процессе состоявшихся переговоров компания сообщила о том, что если в перспективе они будут рассматривать возможность создания нового производства, то в том числе они готовы рассмотреть и площадку ОЭЗ. Тот проект, который мы вместе с ними реализовали в прошлом году, - строительство нефтесервисной базы - для них является очень успешным, их радует результат и наше сопровождение. Мы несли этот проект буквально на руках: все согласительные процедуры, включая крайнюю, связанную с пуском газа, велись министерством.

            - Действительно ли финская компания ABB Marine отказалась от участия в астраханской ОЭЗ из-за санкций? Информация об этом озвучивалась в СМИ.

            - Принципиальных отказов мы не получаем. Мы можем получить, как от АВВ, ответ о готовности вернуться к рассмотрению этого вопроса спустя некоторое время. Поскольку представители крупного бизнеса все дипломатичные и бизнес весь высокообразованный, здесь они никогда не исключают для себя варианта возврата, потому что это было бы глупо. Принципиального отказа нет даже от АВВ. Мы получили пояснение, что переговоры пока приостановлены, потому что сейчас действуют определенные санкции, ограничения в отношении России.

            При этом вы видите, что к нам едут компании - немецкие, голландские. Заинтересованность проявляют потенциальные партнеры из Азии, Китая, Индии, Ирана. Есть постоянные письма-подтверждения партнеров со стороны федеральных органов власти. Сейчас только от "Росморпорта" получили - они также предлагают компаниям, с которыми ведут переговоры, участвовать в особой экономической зоне. Активно ведется работа в этом направлении и с Объединенной судостроительной корпорацией.

Нужно понимать, что создание особой экономической зоны - это длительный процесс, большая работа, это не ларек с горячими пирожками. Мы ведем огромное количество переговоров, обсуждаем с потенциальными резидентами условия размещения, рынок, говорим о своем участии в этом проекте.

            - Как Вы оцениваете ситуацию в промышленности и, конкретно, в машиностроении региона?

            - Мы сейчас рассматриваем самые различные варианты участия астраханских предприятий в импортозамещении, направили более 20 предложений, 23 - по конкретным технологиям - вошли в план импортозамещения, утвержденный Минпромторгом РФ. Основная история - это как раз машиностроение, судостроение. У нас многие судостроительные заводы производят часть оборудования, некоторые комплектующие.

            Сейчас самое лучшее время для роста. Есть уникальная возможность изучить рынок, прийти и сказать: "я выбрал, я смогу". Мы пойдем вместе с такими компаниями в министерство промышленности и торговли РФ и попросим поддержать - нас поддержат. Безусловно, это сложное время, ведь все привыкли к тому, что есть сформированный портфель заказов, за счет которого, понимая свою маржу, можно зарабатывать. Сегодня немного по-другому - нужна инициатива.

            Мои сотрудники регулярно направляют на предприятия информацию о существующих мерах поддержки. Первая закладка на моем компьютере - это страница Минпромторга России, где перечислены все меры государственной поддержки - www.prommonitor.ru. Государство создает условия, выделяет деньги. Их можно получить. Зачастую эта поддержка носит характер субсидии, чтобы ее привлечь, нужно что-то сначала вложить.

            Но есть новые формы поддержки, совершенно уникальные, когда тот же Минпромторг субсидирует процентную ставку по кредитам, привлеченным на увеличение оборотных средств. Замечу, что на оборотку никто никогда деньги не давал! Выделяли на увеличение основных средств, на закупку оборудования и т.д.

            Конечно, потребуются годы, чтобы уйти от импорта. Поэтому наш проект по созданию особой экономической зоны особенно актуален, он призван локализовать производство нефтегазового и судового оборудования на территории Астраханской области, перекрыв потребность российских компаний в высококачественном сервисе и оборудовании.

            В перспективе Астраханская область укрепит свои позиции крупнейшего судостроительного центра Каспийского региона - в рамках развития проекта особой экономической зоны планируется создать новые предприятия по производству судового оборудования, что позволит сформировать полноценный судостроительный кластер.

            Помимо судостроения, развиваются и другие отрасли машиностроения. Так, ОАО "Астраханский станкостроительный завод" выпускает различные модели токарно-винторезных станков. При модернизации производства и повышении спроса на качественную отечественную продукцию завод готов к замещению ряда дополнительных позиций продукции станкостроения. При этом будут использованы собственные, совместные с научными институтами, разработки. Надо отметить, что импортозависимость в станкостроении - одна из самых высоких и составляет порядка 90%.

            "Астраханский тепловозоремонтный завод" - филиал ОАО "Желдоррема" - многопрофильное развивающееся промышленное предприятие, оснащенное современным оборудованием и использующее передовые технологии по капитальному ремонту маневровых тепловозов серии ТЭМ-2. В 2013 году предприятием освоено производство нового локомотива ТГМ-50. Кроме услуг ремонта, завод изготавливает запасные части. Завод (АТРЗ) является единственным специализированным предприятием по ремонту маневровых тепловозов в Южном федеральном округе.

            - Как развивается астраханский транспортный узел? Какие проекты реализуются в настоящее время в данной сфере?

            - Приоритет развития транспортного комплекса региона - создание современных транспортных коридоров, позволяющих развиваться континентальному и трансконтинентальному транзиту в направлениях Север-Юг и Запад-Восток.

            Перспективным считаем налаживание грузоперевозок со странами Каспийского бассейна. В частности, активно развивается сотрудничество с Ираном. Иранская сторона сообщила о возможности поставки в Россию фруктов, овощей, мяса курицы, рыбной продукции, замороженной креветки и прочего. Для обеспечения таких перевозок ПАО "Астраханский порт" и ЗАО "Морской торговый порт Оля" оборудовали свои терминалы для приема и хранения контейнеров-рефрижераторов со скоропортящейся продукцией. Первые контейнеры с подобными товарами уже начали приходить на территорию Астраханской области.

            Положительная динамика роста перевалки грузов на морских терминалах Астраханской области, отмеченная в прошлом году, сохранилась и в нынешнем. Так, темп роста перевалки грузов в 2014 году составил 103,2%, а за 5 месяцев 2015 года - 134,7%.

            Кроме того, в 2015 году зафиксирован значительный рост количества судозаходов. Их суммарное количество в заграничном и в каботажном плавании в морских портах Астрахань и Оля достигло 4 тыс. 92, что составляет 117% к прошлому году.

            В номенклатуре грузов в 2015 году на лидирующие позиции вышло зерно - более 560 тыс. тонн, что в 4 раза превосходит показатели 2014 года. Заметный рост также достигнут по перевалке пиломатериалов - 123% и нефтепродуктов - 144%.

            Надо отметить, что важным этапом в развитии порта является подписание в 2014 году соглашения ФГУП "Росморпорт", ЗАО "Морской торговый порт Оля" и ОАО "Олинский нефтехимический терминал" о взаимодействии по реализации проекта строительства нефтеналивного перегрузочного комплекса и перегрузочного комплекса навалочных грузов в порту Оля Астраханской области. Основной задачей нового терминала станет увеличение оборота внешней торговли нефтепродуктами со странами Каспия.

            Руководство порта планирует отправлять на экспорт дизельное топливо и мазут, а импортировать с каспийских месторождений сырую нефть, а также нефтепродукты из Туркменбаши и Актау. Терминал будет иметь отдельные зоны для легких и тяжелых нефтепродуктов, оснащен системой подогрева для обеспечения круглогодичной работы. На терминале навалочных грузов предполагается перевалка таких грузов как уголь, кокс, руда, чугун, окатыш. Согласно утвержденному плану-графику строительные работы должны начаться в 2015 году.

            В 2014 году на территории Наримановского района Астраханской области завершилась реализация инвестиционного проекта по модернизации терминала компании ООО "Трансойл-Терминал" для перевалки светлых нефтепродуктов, включая дизельное топливо, судовое маловязкое топливо. Это позволит оказывать услуги сторонним организациям по перевалке светлых нефтепродуктов на терминале мощностью 480 тыс. тонн в год с использованием таможенного склада временного хранения (т.е. предоставление услуг российским и иностранным компаниям по перевалке грузов, находящихся под таможенным режимом "транзит"), а также осуществлять перевалку российского дизельного топлива на экспорт, увеличить объемы хранения и перевалки.

            ООО "Астраханский зерновой терминал" осуществило инвестиционный проект и ввело в эксплуатацию новую современную линию по автоприему зерна с установкой новых силосных корпусов общей емкостью 17 тыс. тонн, что позволит намного увеличить объемы грузопереработки. Перевозка грузов из терминала преимущественно осуществляется в направлении северных портов Ирана - в порты Амирабад, Энзели, Ноушехр.

            Вместе с тем ситуация по портам будет оставаться сложной до тех пор, пока мы не задействуем полностью все те портовые мощности, которые у нас есть. Мы знаем, что в целом возможности консолидированного порта Астрахань - это порядка 11 млн тонн. А переваливаем в среднем 2,5 млн тонн ежегодно.

            Здесь, конечно, важны два основных направления. Первое - портовая инфраструктура. Сейчас ряд портов - "Оля", "Солянка", "Зерновой терминал" и некоторые другие - создали соответствующую инфраструктуру для перевалки зерна. За счет этого идет большой рост, зерно сейчас - основная номенклатура, которую переваливают порты: правильно вложились в инфраструктуру - получили прибыль.

            Второе направление - пропускная способность Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) - уже наша с "Росморпортом" зона ответственности. Сейчас мы работаем над углублением канала - в этом году планируется поднять со дна 5,4 млн кубометров грунта. Это нужно для того, чтобы торговые суда могли полностью загружаться, максимально комфортно выводить платформы, давать возможность движению судов обеспечения.

            В настоящий момент выполнено более четверти запланированного объема дноуглубительных работ. В ближайшее время в дополнение к работающим четырем земснарядам добавятся еще два.

            - Ранее губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что высокие таможенные пошлины приводят к снижению товарооборота между РФ и Ираном и, соответственно, потере грузооборота астраханскими портами. Прорабатывается пути выходы из сложившейся ситуации?

             - Мы живем в Таможенном союзе. Пошлины установлены законодательством, и говорить об изменении тарифной ставки здесь сложно. В данном случае мы говорим о необходимости эффективного взаимодействия, информационного обмена между органами таможенного контроля стран и бизнес-структурами. Есть вопрос подтверждения таможенной стоимости, а также ускорения прохождения таможенных процедур.

            Сегодня некоторые компании говорят, что в Казахстане все это быстрее и удобнее - не нужно лишних бумажек, чтобы подтвердить таможенную стоимость продукции. Российские таможенники, на мой взгляд, действуют совершенно правильно - ведь они должны обеспечить поставку качественного товара. Но это вопрос правового поля. А наша задача - создавать нормальные пункты пропуска, условия хранения, разгрузки. Еще одна наша задача - обеспечивать взаимодействие в рамках транспортного коридора Север-Юг. Но пока еще очень много вопросов со страхованием грузов, со стоимостью транзита.

            Правительство Астраханской области подготовило и направило ряд предложений Федеральной таможенной службе - создать единое информационное поле между Ираном, Казахстаном и Россией, что позволит получать своевременную и объективную информацию о стоимости ввозимых товаров. Мы выразили готовность организовать в Астрахани трехстороннюю встречу руководителей таможенных структур для детальной проработки этих вопросов.

            Также нередко возникают сложности и с самими участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по правильному и своевременному оформлению документов на груз. Правительство Астраханской области регулярно организовывает встречи с участниками ВЭД и таможенными органами, на которых разъясняются критерии определения достоверности сведений о стоимости товаров, а также рассматриваются спорные вопросы.