В текущем году завершается реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы". Что удалось сделать при поддержке федерального центра в самом молодом субъекте России в рамках этой программы? Какие проблемы решены в Ингушетии, где катастрофически не хватало социальных и производственных объектов? На эти и другие вопросы в интервью агентству "Интерфакс-Юг" ответил министр строительства, архитектуры и ЖКХ региона Мустафа Буружев.
- Мустафа Ахметович, в том, что Ингушетия развивается, сомнений нет. Об этом мы недавно говорили с главой республики Юнус-Беком Евкуровым в кулуарах ПМЭФ-2016. В нашем с Вами интервью хотелось бы затронуть конкретно программу социально-экономического развития республики, которая завершается в этом году. Каковы основные итоги выполнения мероприятий, предусмотренных этой программой?
- За эти годы успешно реализованы 72 государственных и инвестиционных проекта, 68 из которых предусматривали строительство объектов социальной, инженерной и производственной инфраструктуры. Их суммарная контрактная стоимость составила более 16,5 млрд рублей. Реализация проектов позволила создать более 3,1 тысяч рабочих мест. Это - без учета тех рабочих мест, которые появляются вокруг завершенного строительством предприятия, школы или больницы.
- Достаточно внушительные цифры для региона, где высокий уровень безработицы...
- Да. Но до решения всех проблем, конечно, далеко. Руководство региона не утешается сделанным, поэтому задача - наращивать усилия, чтобы выйти пока хотя бы на уровень субъектов нашего округа.
- Какие из реализованных проектов, наиболее важные и необходимые?
- Экономически важными являются 13 проектов, в их числе которых - строительство тепличного хозяйства в Джейрахском районе, техническое перевооружение предприятия по добыче и переработке нерудных строительных материалов в Карабулаке. Этот завод широко был известен в бытность СССР, теперь он, можно сказать, обрел второе дыхание.
Также не менее важны такие проекты, как строительство фабрики по производству картонажных изделий, завода по производству полимерных труб и облицовочных материалов, мясомолочного комплекса в сельском поселении Сагопши Малгобекского района, комбината детского питания в сельском поселении Али-Юрт Назрановского района и других производственных предприятий.
Конечно, нам хотелось бы, чтобы они быстрее стали рентабельными, но так не бывает. Нужно время и определенные шаги, чтобы была отдача. Завод "Полимер", ММК "Сагопшинский" уже реализуют продукцию, ближайшие год-два будет отдача и от других производств. Для всего нужно время.
- Остро стоит в Ингушетии вопрос строительства социальных объектов, хотя республика в этом отношении сделал рывок за последние годы.
- Действительно, прорыв есть. Развитие образования и здравоохранения - это, безусловно, приоритетное направление в деятельности властей. Школы, детские сады, медучреждения возводятся и реконструируются в рамках различных программ, в том числе, благодаря безвозмездной помощи "Роснефти", "Газпрома", частных инвесторов. В этом отношении главе республики идут навстречу многие представители крупного и малого бизнеса.
Что касается конкретно программы, о которой мы говорим, то в ее рамках реализовано 19 социальных проектов, в том числе, 11 проектов в сфере образования, 7 - здравоохранении и один - в сфере социальной политики. Речь идет о реконструкции детского лагеря "Эрзи" в горной Ингушетии.
В части жилищного строительства для отдельных категорий граждан построены 32 многоквартирных жилых дома на участке площадью 110 га, прилегающем к Юго-Западной части Малгобека, и 10 многоквартирных домов для беженцев и вынужденных переселенцев в Назрани и сельском поселении Яндаре.
- Глава Счетной палаты Татьяна Голикова по итогам аудиторской проверки попросила генерального прокурора Юрия Чайку провести прокурорскую проверку в Минздраве РФ. Речь идет, в том числе, и об Ингушетии, которая в 2015 году получила на строительство социальных объектов 28 млн рублей, а из республиканского бюджета выделена только четвертая часть запланированной суммы, что привело к нарушениям закона. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
- Я знаю об этом письме. Хочу отметить, что вопрос - не в качестве и сроках строительства объектов здравоохранения. Речь идет о недофинансировании со стороны регионального министерства финансов. При этом все задачи в рамках названной программы выполнены и с опережением сроков.
- Что делают власти для создания рабочих мест?
- В рамках программы в 2016 году планируется завершить 16 переходящих объектов. В их числе - семь многоквартирных домов для вынужденных переселенцев, 4 школы, детская больница и онкологический диспансер в Назрани, завод светодиодных изделий в Малгобеке и швейное объединение "Ингушетия" в сельском поселении Али-Юрт Назрановского района. Общая сметная стоимость объектов - 9,4 млрд рублей.
- А вопросы возникают?
- Ну, как же без этого. Всегда есть люди, которые критически оценивают действия властей. Но вернемся к объектам этого года. Завершение их строительства и ввод в строй позволит создать почти 1,4 тысяч рабочих мест.
Отмечу, что уже открыто финансирование работ двум школам в сельских поселениях Нестеровское и Экажево, в ближайшее время - по объектам здравоохранения.
Особенно значимым для республики в целом является реализуемый в этом году второй этап строительства многоквартирных жилых домов на окраине Малгобека.
- Речь идет о переселении жителей из оползневой зоны?
- Да. Мы в этом году закрываем вопрос, который не решался еще с советских времен, более 40 лет. Так вот, в рамках второго этапа строится 26 многоквартирных домов на 738 квартир и инженерные сети к ним.
- Не менее актуальна и проблема переселения людей из аварийного жилищного фонда, хотя республика справилась с этой задачей очень хорошо, как заявили в Фонде содействия реформирования ЖКХ. Но, насколько известно, есть еще несколько десятков домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. Какая работа ведется в этом направлении?
- Действительно, мы досрочно завершили мероприятия по реализации программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ингушетии в 2013-2015 годах", в которую был включен аварийный многоквартирный жилищный фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года. Это признано на федеральном уровне, и Фонд ЖКХ нас уже поощрил бонусами за досрочное выполнение программы.
В ходе ее реализации ликвидировано 38 аварийных многоэтажек общей площадью почти 36 тыс. кв. метров. 222 гражданина переселены в новые и добротные квартиры.
В прошлом году, в частности, республика перевыполнила целевой показатель в 2,1 раза.
Работа в этом направлении не завершена, на сегодняшний день в Ингушетии - еще 30 многоквартирных домов, признанных аварийными. Пока я не могу определенно сказать, когда именно начнется реализация очередного этапа по переселению. Учитывая то, что мы успешно справились с первыми этапами, думаю, Фонд содействия реформированию ЖКХ окажет нам помощь в решении этой проблемы.
- Будет ли завершен процесс обустройства беженцев из Чечни, решивших остаться в Ингушетии в этом году?
- Процесс идет. В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем вынужденных переселенцев из Чеченской Республики по линии ФЦП и республиканской программы строительства жилых домов в северо-западном микрорайоне Назрани и сельского поселения Яндаре Назрановского района уже построено жилье для 671 семьи. До конца этого года планируется обустроить еще 773 семьи, за счет введения в эксплуатацию 7 жилых домов.
- В Ингушетии, как Вы отметили, реализуются масштабные проекты, но в стране не очень простая ситуация в связи с политикой западных стран в отношении России. Как это отражается на республике? Не приходится ли урезывать или откладывать на потом строительство того или иного объекта?
- Мы не имеем права что-то урезать либо откладывать, если объект не снят с программы и по нему идет финансирование, то его строительство будет реализовано.
Другой вопрос, сокращает ли федеральный центр финансирование. Не буду скрывать, такие факты имеют место. Все мы знаем сложную экономическую ситуацию в стране, в связи с чем идет повсеместная оптимизация расходов, и строительная отрасль в этом плане - не исключение.
Я хотел бы обратить внимание на следующие достигнутые целевые индикаторы и показатели, которые наблюдаются в рамках программы относительно показателей базового 2008 года.
Касаясь беженцев, о чем мы говорили выше, уже обеспечено жильем около 91,3%, показатель улучшен на 80,3%. Говоря о площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, она выросла с 10 кв. м. на человека в 2008 году до 16,7 кв. м. в 2015 году. Обеспеченность больничными койками удалось улучшить на 27%. Показатель детей, занимающихся в одну смену, улучшен на 42% - теперь 66% наших детей учится в одну смену. Если в 2008 году физически было изношено 70% сетей коммунальной инфраструктуры, то в 2015 году - 41,1%.
Стратегическими задачами для себя на 2016 год мы видим своевременную сдачу в эксплуатацию всех строящихся и передачу балансодержателям уже завершенных строительством объектов.