Многофункциональные центры в Ростовской области предоставляют жителям региона широкий спектр государственных и муниципальных услуг, дают исчерпывающие консультации о способах, условиях, порядке оказания данных услуг, необходимых документах, а также предоставляют возможность предварительно записаться на прием к специалисту центра. Процесс предоставления услуг с появлением МФЦ стал проще и комфортнее благодаря сокращению времени ожидания, сроков оформления документов, удобному графику работы МФЦ и возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных услуг. О том, какие услуги можно получить в МФЦ региона в настоящее время, и как будет совершенствоваться сеть многофункциональных центров в будущем, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал начальник управления инноваций в органах власти правительства Ростовской области Борис Носко.
- Борис Петрович, расскажите, пожалуйста, более подробно, что такое МФЦ, и какие стандартные услуги жителям области можно получить в многофункциональных центрах?
- Многофункциональный центр или МФЦ - это организация, в которой можно получить широкий спектр различных услуг в одном здании. МФЦ ориентирован, прежде всего, на сокращение перечня предоставляемых заявителем документов для получения услуги и высокий уровень сервиса. По поручению властей РФ к 2015 году МФЦ должны быть созданы в каждом муниципальном образовании таким образом, чтобы их услуги были доступны не менее 90% жителей.
Сегодня в Ростовской области сеть МФЦ охватывает 90,7% жителей области, в 55 муниципальных образованиях создано 80 МФЦ, 344 центра доступа, в том числе в 289 сельских поселениях. На базе МФЦ доступно более 100 обязательных услуг: в сфере социальной поддержки населения, имущественно-земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Дополнительно в ряде МФЦ доступны услуги в сфере подтверждения гражданско-правового статуса, поддержки предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, медицинского страхования и т.д.
Наиболее популярные услуги у граждан - выдача разрешения на строительство, подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка, регистрация права собственности, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплата различных пособий при рождении ребенка и др.
- Как Вы отметили, уже сейчас на площадке МФЦ жителям области доступны новые услуги - это услуги федеральные. Расскажите подробнее, какие именно.
- В каждом МФЦ можно получить полный набор услуг Росреестра и Кадастровой палаты. Это регистрация права собственности на недвижимость или земельный участок, регистрация договоров всех видов сделок с недвижимостью, внесение изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, постановка недвижимости на государственный кадастровый учет и получение сведений из государственного кадастра недвижимости.
- Какие услуги в перспективе будут переданы в МФЦ?
- В ряде МФЦ уже сегодня доступны услуги Миграционной и Налоговой служб, МВД, Пенсионного фонда, Федеральной службы судебных приставов и Фонда социального страхования. Среди наиболее популярных услуг, по которым сегодня ведется работа по передаче на площадку МФЦ, - оформление документов на получение российского и заграничного паспорта, прием и выдача документов о регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета, выдача справки о наличии (отсутствии) судимости. Ведется работа по передаче на площадку МФЦ услуг органов ЗАГС. С начала 2015 года широкий спектр новых услуг будет предоставляться во всей сети МФЦ Ростовской области.
В работе также дополнительно находятся более 100 услуг областных органов власти. Это, прежде всего, поддержка предпринимательства и сельхозтоваропроизводителей, лицензирование отдельных видов деятельности, услуги в сфере лесного хозяйства, охраны объектов животного мира и биоресурсов и прочие. Их передача в МФЦ также планируется в 2015 году.
- Расскажите о принципе экстерриториальности на территории Ростовской области. Какие услуги можно получить по этому принципу, и все ли МФЦ его используют?
- Принцип экстерриториальности - это возможность для гражданина получать услуги в том МФЦ, который ему удобен. Например, в Ростове-на-Дону сейчас 16 офисов МФЦ, и в любом можно получить необходимую услугу. Не нужно обращаться строго в МФЦ по месту жительства. Или другой пример. Житель Батайска работает в Ростове-на-Дону, и ему удобнее обратиться в МФЦ Ростова-на-Дону. Сегодня такая возможность у жителя Батайска есть. Принцип экстерриториальности работает в пределах всей Ростовской области. На сегодняшний день доступны социальные услуги и услуги в сфере имущественно-земельных отношений.
- Ростовская область названа одним из лидеров в вопросе развития сети многофункциональных центров. Что делается, чтобы "держать марку", и какие нововведения уже работают на улучшение качества предоставления услуг в МФЦ?
- Проект по созданию сети МФЦ - это большой шаг вперед в отношениях между гражданином и государством. Это, прежде всего, масштабный социальный проект, направленный на коренное реформирование всей системы государственного и муниципального управления. Вот почему его реализация в Ростовской области стала возможной только благодаря непосредственному участию и поддержке губернатора Ростовской области Василия Голубева.
В области на сегодняшний день создана вся необходимая инфраструктура МФЦ. Внедрен стандарт работы МФЦ. Он утвержден правительством РФ и касается, прежде всего, стандарта комфортности: удобное расположение МФЦ, ориентация на людей с ограниченными физическими возможностями, хорошо оборудованные места ожидания, также создана возможность электронного взаимодействия с органами власти, чтобы запрашивать необходимые для получения услуг справки. В Ростовской области данные требования расширены: детский уголок, вендинговые аппараты для пищи и напитков, телевизор в местах ожидания, свободный доступ к Интернет-ресурсам и wi-fi, - вот лишь некоторый перечень дополнительных сервисов для наших жителей.
Ростовская область - разработчик собственной информационной системы МФЦ, отсюда у нас есть уникальная возможность постоянно развиваться, добавлять новые сервисы, вводить новые услуги. Сегодня через МФЦ, например можно поставить ребенка в очередь в детский сад или проконсультироваться по усыновлению/удочерению ребенка.
Из новинок - разработана новая система опережающего информирования граждан о работе МФЦ. Информационные табло размещаются на фасаде здания МФЦ или прилегающей к нему территории и обеспечивают в режиме реального времени вывод информации о загруженности центров и свободных окнах приема. Сегодня данная система запущена в первом из 16 офисов в МФЦ г.Ростова-на-Дону - в МФЦ Неклиновского района.
Регулярно проводится оценка эффективности работы МФЦ, составляется рейтинг центров. Граждане имеют возможность самостоятельно оценить работу МФЦ, благодаря чему мы видим слабые стороны каждого МФЦ и имеем возможность оперативно реагировать. Оценить МФЦ можно с помощью информационного киоска, расположенного в каждом МФЦ, портала областной сети МФЦ (www.mfc61.ru) или мобильного телефона, скачав соответствующее приложение.
- Если у жителей области возникнут вопросы по предоставляемым услугам, времени работы МФЦ или другие, куда им лучше обратиться, имеется ли горячая линия или интернет-ресурс?
- Портал областной сети МФЦ позволяет в режиме реального времени получить консультацию по любой услуге, предоставляемой в МФЦ области, ознакомиться с перечнем документов и шаблонами их заполнения. Можно предварительно записаться на удобное время для посещения МФЦ, задать вопрос, ответ на который работники МФЦ дадут в течение 3 рабочих дней. В МФЦ Ростова-на-Дону работает центр телефонных обращений: 282-55-55. Если есть вопросы по работе МФЦ или качеству предоставления услуг, можно обратиться в Уполномоченный МФЦ по телефону: 302-04-81.