- Яхья Магометович, в последнее время часто говорят о радикализации ислама и усиливающемся противостоянии суфиев и салафитов на Северном Кавказе, так ли это и как обстоят дела в Ингушетии?
- Наш регион являет собой территорию, где в мире и согласии живут и должны жить представители любых традиционных конфессий или религиозных течений.
Политика главы республики Юнус-Бека Евкурова строится на том, что все мусульмане не должны разделяться. Так нам повелевает Всевышний Аллах в Священном Коране. В Ингушетии есть последователи несуфийских течений, однако нет религиозных деятелей, которые призывали бы к радикализму и экстремизму. Мы сегодня можем смело утверждать, что Ингушетия это благополучный, развивающийся регион, где давно нет ваххабизма и терроризма, показателем чего является стабильность во всех сферах жизнедеятельности.
Исторически так сложилось, что жители нашей республики, в основном, являются приверженцами Кадирийского и Накшбандийского тарикатов (религиозные ордена). Вместе с тем, мы говорим о том, что враги тарикатов - наши враги. Но с теми, кто мирно живет и не придерживается какого-либо тариката, вести вражду не собираемся. Мы убеждены в том, что надо находить общий язык со всеми группами, если они не выходят за рамки дозволенного светским законом и шариатом.
- В среде некоторых северокавказских богословов бытует мнение о том, что нельзя вести переговоры с представителями тех религиозных течений, кто, по их мнению, призывает молодежь к радикализму. В Чеченской Республике по этому поводу даже приняли соответствующую декларацию. Какова позиция по этому вопросу в Ингушетии?
- В Ингушетии придерживаются других способов и методов разрешения богословских споров и иных религиозных противоречий. Мы будем вести диалог со всеми религиозными течениями, призывая их к единению и совместному труду во имя всей мусульманской общины региона.
Говоря о том, что некоторые ингушские имамы, не являющиеся последователями тарикатов, позволяли себе нелицеприятно высказываться о вирдах и святых, то мы сами внутри своей общины проводим с ними работу и считаем, что в Ингушетии достаточно авторитетных ученых-богословов, которые могут давать оценку высказываниям религиозного характера. Таким образом, вмешательство в наши внутриконфесииональные дела третьих лиц считаем абсолютно недопустимым.
Мы прекрасно помним, как в недалеком прошлом того же самого имама Насыр-Кортской мечети в Назрани Хамзата Чумакова богословы Чечни принимали с почестями у себя в Грозном, на многотысячном митинге против карикатур на Пророка Мухаммада (с.а.с), и ему единственному давали слово от лица всего ингушского народа. Кроме того, советник главы Чечни по вопросам религии, посещал тогда Насыр-Кортскую мечеть и называл Хамзата Чумакова своим братом. Но сегодня, когда это невыгодно, риторика почему-то изменилась.
- Разность в подходах к решению возникающих религиозных противоречий в отдельных субъектах говорит об отсутствии должного взаимодействия между представителями духовенства, так ли это?
- Безусловно, несогласованные действия ведут к расколу наших обществ и нагнетанию ненужных страстей. Если возникают какие-либо вопросы, то духовенство Ингушетии всегда открыто для диалога, готово сотрудничать по проблематике любой сложности, а также может организовать встречи с ингушскими алимами. Для этого необязательно использовать ресурс средств массовой информации, достаточно поговорить по телефону или встретиться лично и договориться. Надеюсь, что отныне мы будем обмениваться мнениями по религиозной тематике исключительно в формате, исключающем публичную огласку и вместе сделаем все, чтобы на Кавказе царили мир и согласие.