Полпред президента РФ в ЮФО В.Устинов: "Инвесторы и бизнес сейчас "подстраиваются" под новые условия работы"

Полпред президента РФ в ЮФО В.Устинов: "Инвесторы и бизнес сейчас "подстраиваются" под новые условия работы"

            Практически все регионы Южного федерального округа (ЮФО) участвовали в международном инвестиционном форуме, прошедшем в начале октября в Сочи. Об итогах участия в мероприятии, инвестиционной деятельности сегодня и дальнейших перспективах в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал полпред президента РФ в ЮФО Владимир Устинов.

            - Владимир Васильевич, совсем недавно завершился международный инвестиционный форум "Сочи-2015". Как регионы Южного федерального округа участвовали в нем, что дает это участие?

            - Финансово-экономический кризис заставляет переосмыслить роль государства в обеспечении экономического роста. Поэтому сегодня назрела необходимость детально обсудить и власти, и общественности, и экспертному сообществу, и бизнесу дальнейшие действия по укреплению отечественной экономики, развитию социальной сферы.

Сочинский форум уже давно по праву считается международным центром общения авторитетных представителей российского и зарубежного бизнеса, известных политиков и руководителей органов власти. И та дискуссия, которая состоялась на форуме под общим девизом "Вернуться к росту. Стратегии для России", на мой взгляд, была весьма конструктивной и плодотворной.    

            Что касается регионов Юга России, я всегда подчеркиваю, что в нынешних условиях для нас сочинский форум важен как инвестиционный центр, ярмарка инвестиций, как площадка для заключения соглашений, обсуждения перспектив и определения экономических прогнозов на будущее. Мы прекрасно понимаем, что привлечение капитальных вложений - это основной путь развития экономики.

            Ежегодно на сочинском форуме заключаются сотни соглашений и договоров. В нынешнем году регионы Юга России представляли проекты в сфере импортозамещения, туризма и строительства жилых домов, промышленности и АПК, электроэнергетики, транспорта, связи и торговли, а также развития наукоемкого производства и нанотехнологий.

            В целом результат инвестиционного форума "Сочи-2015" оказался скромнее прошлогоднего. Но есть один несомненный плюс: по оценке экспертов, подписанные на форуме соглашения имеют более высокий уровень проработки и хорошие перспективы реализации. Бизнес и власть опасаются давать невыполнимые обещания, так как это подрывает взаимное доверие. И это говорит о том, что степень ответственности инвестиционного сообщества растет.

            - Как в целом Вы оцениваете инвестиционную активность на юге России?

            - Для наглядности приведу следующие статистические данные. На развитие экономики и социальной сферы Южного федерального округа в 2014 году направлено 1,3 трлн рублей инвестиций. В целом по округу привлечено инвестиций на 16,8% меньше, чем в 2013 году. По итогам прошлого года рост по привлечению инвестиций в сравнении с 2013 годом наблюдается в Калмыкии (на 10,7%, объем - 17,8 млрд рублей), Волгоградской (на 20,1%, 175,1 млрд рублей) и Ростовской (на 1,5%, 262,5 млрд рублей) областях. Снижение отмечается в Адыгее (на 18%, объем - 16 млрд рублей), Краснодарском крае (на 27,2%, 693,2 млрд рублей) и Астраханской области (на 19,3%, 112,6 млрд рублей).

            По итогам первого полугодия 2015 года отмечается снижение поступивших инвестиций в целом по округу на 21,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

            На мой взгляд, причины сокращения инвестиционной активности обусловлены повысившейся экономической неопределенностью, выражающейся в сокращении спроса на товары, работы и услуги на фоне олимпийского и постолимпийского периодов. Например, на Кубани, о чем я уже неоднократно говорил, объем инвестиций снизился почти на треть. Это отразилось на общеокружных показателях.

            К тому же ситуация отягощается санкционным давлением со стороны ряда стран Запада, способствующем повышению стоимости заемных средств по причине сокращения доступа компаний реального сектора к привлечению дополнительных кредитных ресурсов для рефинансирования за рубежом. И все это в условиях значительного роста стоимости заимствований внутри страны в связи с высоким уровнем ключевой ставки Банка России.

Тем не менее, не могу сказать, что все в округе замерло. По основным макроэкономическим показателям отмечается рост.

            Просто инвесторы и бизнес сейчас "подстраиваются" под новые условия работы и, я думаю, что в ближайшее время мы увидим значительную активизацию инвестиционной деятельности. Для этого в нашем регионе есть все возможности.

            Кстати, не так давно в округе реализован ряд крупных инвестиционных проектов. В Республике Адыгея завершено строительство свинокомплекса и цеха по переработке мяса, в проект вложено более 4 млрд рублей инвестиций. В Республике Калмыкия в конце прошлого года введен в эксплуатацию цех по переработке сельскохозяйственной продукции в Сарпинском районе. В Краснодарском крае введена технологическая линия по производству цемента сухим способом на территории Первомайского цементного завода, создано более 500 рабочих мест, объем вложений составил более 19 млрд рублей. В Астраханской области введена в эксплуатацию современная производственная база для предоставления высококачественных услуг в нефтесервисной сфере, на реализацию проекта направлено более 1,2 млрд рублей инвестиций из внебюджетных источников, создано порядка 150 новых рабочих мест. В Волгоградской области реализован проект в сфере нанотехнологий по производству огнезащитной добавки с модифицированной поверхностью. В Ростовской области в прошлом году закончено строительство битумной установки ОАО "НЗНП" (стоимость проекта - 2,5 млрд рублей); в текущем году произведен технический запуск энергоблока N3 Ростовской АЭС.

            - Что предпринимается органами власти, полпредством для активизации инвестиционной деятельности в регионе?

            - Должен отметить, что на протяжении последних лет с целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику регионов округа развернута работа по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для бизнеса.

            Так, во всех регионах приняты инвестиционные декларации, определяющие принципы взаимодействия инвесторов с органами исполнительной власти, а также нормативные акты, предусматривающие защиту прав инвесторов, включая механизмы поддержки инвестиционной деятельности.

            Определены регламентирующие процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых документов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

            Внедряются "дорожные карты" по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Созданы также механизмы взаимодействия с инвесторами по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории регионов округа, по принципу "одного окна", а также региональные инвестиционные порталы в среде Интернет, которые призваны обеспечить наглядное представление инвестиционных возможностей регионов бизнес-сообществу.

            В аппарате полпреда работает институт инвестиционного уполномоченного по Южному федеральному округу. За время деятельности (с апреля 2011 года по июнь 2015 года) к инвестиционному уполномоченному обратилось более 90 организаций. Характер обращений инвесторов связан в основном с проблемами земельно-имущественных отношений, бездействием региональных и местных органов власти, федеральных органов исполнительной власти.

            Для инвесторов открыта телефонная "горячая линия", соответствующая информация размещается на сайте полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в интернете. Ведется прием инвесторов по проблемным вопросам.

            В регионах для помощи инвесторам работают агентства и корпорации инвестиционного развития. При органах власти сформированы соответствующие комиссии и рабочие группы, осуществляют деятельность региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей.

            В заключение хочу подчеркнуть, что улучшение инвестиционного климата в регионах и обеспечение шагов к экономическому росту - практически единая проблема, одно невозможно без другого. Инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию. Отcюдa пpинципиaльный вывoд: paзyмнaя экономическая пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe и нeyклoннoe yлyчшeние экономической cитyaции в регионах округа.