Депутаты Законодательного собрания Краснодарского края вносят изменения в региональный закон "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление". Необходимость внесения изменений связана с тем, что, согласно федеральному законодательству, средства, направлявшиеся ранее на организацию оздоровительной кампании через Фонд социального страхования, с 2010 года выделяться не будут. Полномочия по организации и финансированию мероприятий передаются субъектам Российской Федерации. Разработанные депутатами края изменения в закон определяют круг предприятий, которые могут привлекаться для этих целей, а также усиливают меры государственной поддержки в сфере организации оздоровления и отдыха детей. О том, как будет проходить эта работа, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председателя комитета Законодательного собрания по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Михаил Миленин.
- Михаил Евгеньевич, может ли повлечь ли за собой передача субъектам полномочий по финансированию детского отдыха снижение объема финансирования на эти цели по сравнению с финансированием, выделенным в прошлом году соцстрахом?
- В 2009 году Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования на оздоровление детей израсходовало 663 млн рублей. Пока на 2010 год в бюджете Краснодарского края предусмотрено 440 млн рублей. Есть обещание, что при росте доходной части бюджета эта сумма будет увеличена.
Как обстоят дела в других субъектах – сказать не могу. Но все прошлые годы краевые детские здравницы принимали на лечение детей из других регионов. Мы отслеживаем по Интернету конкурсные предложения других регионов, особой активности пока не замечается.
- Сколько детей было оздоровлено в прошлом году и сколько планируется оздоровить в этом?
- Если речь идет только о средствах Фонда соцстраха, то в прошлом году они пошли на оздоровление 157 тыс. детей. Задача стоит и в этом году - количество детей не должно быть меньше.
- Не снизилось ли количество здравниц, принимающих детей на отдых и оздоровление, в связи с кризисными явлениями в экономике?
- Действительно, финансовое положение детских здравниц очень тяжелое. Стоимость детского отдыха невысока, а коммунальные тарифы, налоги на имущество, прибыль, на зарплату такие же, как у всех. О рентабельности говорить не приходится, а это значит, что своих средств на серьезное развитие у этих здравниц нет, так что вероятность их перепрофилирования на другие виды отдыха весьма высока. Поэтому наш комитет постоянно выступает за предоставление налоговых льгот этим здравницам, вносим соответствующие предложение в программу реформирования курортной отрасли.
- Какие новые возможности для отдыха и оздоровления детей введет Краснодарский край, взяв на себя полномочия по организации детского отдыха?
- Кроме средств краевого Фонда социального страхования, на оздоровление детей немалые средства выделялись из краевого и муниципальных бюджетов. Но освоение этих денег шло как бы параллельно и не всегда согласованно.
В нынешнем году главным исполнителем этой задачи будет краевой Департамент семейной политики. Совместно с муниципальными образованиями, которые получили дополнительные права, Департамент должен в ближайшее время разработать четкую программу конкретно по всем формам лечения и оздоровления и в разрезе всех муниципальных образований. Это позволит оптимизировать расходы по направлениям, усилить контроль за результатами и, надеюсь, снизить нерациональные издержки, например, транспортные. Как следствие, выделяемые на детский отдых деньги будут расходоваться более эффективно. Полагаю, что и муниципальные власти активнее будут использовать собственные, местные возможности и спонсорскую помощь.
- Какое внимание в программах по оздоровлению и летнему отдыху будет уделяться отдельным категориям детей: из многодетных семей, детей-инвалидов, одаренных детей?
- У администрации края есть краевая целевая программа "Дети Кубани", значительная часть средств по которой направлена как раз на оздоровление детей по различным категориям – по соответствующим краевым департаментам. Когда мы на сессии обсуждали этот вопрос, звучало много предложений и, в основном, они сводились к тому, что есть виды обязательной социальной помощи детям по соответствующим законам, но надо больше выделять средств для поддержки одаренных детей, детей, активно занимающихся спортом, то есть необходимо стимулировать активную жизненную позицию детей. Лично я с этим целиком согласен.
- Какой вклад в организацию детского отдыха должны внести муниципальные образования?
- Как я уже сказал, муниципальные образования, согласно краевому закону, получат все необходимые полномочия по организации детского отдыха. Эти полномочия будут подкреплены финансово. Я полагаю, что основными задачами для муниципальных образований должны стать:
- отбор детей, формирование пакета документов для получения путевок, решение вопросов финансирования приобретения путевок, в том числе и компенсационных выплат родителям, организация транспортных перевозок детей в санатории и детские оздоровительные лагеря;
- организация других форм отдыха и оздоровления детей. Это и работа детских спортивных секций на спортплощадках в микрорайонах и на стадионах, клубная работа. Это лагеря дневного типа в школах, это и детские лагеря, которые создаются предприятиями для детей сотрудникв. Надо мобилизовать общественные советы для организации работы с детьми по месту жительства.
Этот перечень, думаю, можно продолжать. Главное – это желание, настойчивость и инициатива на местах.