Председатель совета директоров "Нового содружества" К.Бабкин: "Производство на "Ростсельмаше" возобновлено, но о судьбе завода говорить рано"

Председатель совета директоров "Нового содружества" К.Бабкин: "Производство на "Ростсельмаше" возобновлено, но о судьбе завода говорить рано"

             Крупнейший российский производитель сельхозтехники - комбайновый завод "Ростсельмаш" (Ростов-на-Дону), который на несколько недель остановил производство комбайнов из-за резкого снижения спроса на технику, вновь приступил к работе с понедельника.

            Вместе с тем, руководство промышленного союза "Новое содружество", куда входит предприятие, не отказывается от планов по сокращению около 2 тыс. сотрудников в связи с провальными продажами.

            О перспективах завода "Ростсельмаш", отрасли сельхозмашиностроения в целом в контексте вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председатель совета директоров "Нового содружества" Константин Бабкин.

            - Константин Анатольевич, около двух недель назад Вы заявили о том, что производство на комбайновом заводе "Ростсельмаш", возможно в ближайшее время возобновлено не будет. Какова сейчас ситуация на предприятии?

            - Производство с этого понедельника, 18 июня, возобновлено. Сейчас завод работает, правда, не могу точно вам сказать, насколько активно ведется производство, так как эти вопросы решает непосредственно руководство предприятия.

            Пока о судьбе завода говорить рано, мы 26 июня ожидаем делегацию депутатов Госдумы РФ, представителей министерств, возможно, будет вице-премьер Аркадий Дворкович. Они посмотрят все, мы посовещаемся, послушаем, какая будет политика правительства в ближайшее время, и, исходя из результатов, будем строить свои планы. Сейчас мы находимся в ожидании. Что касается планов по увольнению людей, то они, к сожалению, остаются актуальными, мы готовимся к этому.

            - Наверняка, Вы прорабатывали возможные варианты господдержки, которые позволят не прибегать к радикальным мерам. Какая поддержка со стороны государства может решить проблемы предприятия, в частности, в контексте вступления в ВТО?

            - Нужно понимать, что мы не ставим вопрос - поддержите один "Ростсельмаш", такая позиция обречена на неудачу. Есть несколько направлений, и они касаются всех предприятий отрасли. Во-первых, это организация поддержки экспорта, которой сейчас нет. Во-вторых, это кредиты, госгарантии для продвижения наших продуктов. В-третьих, это защита внутреннего рынка, как это делают все страны. Также важны вопросы, связанные с кредитованием крестьян, субсидированием потребителей сельхозтехники. Ну и удешевление производства продукции - с тем, чтобы сырье российского производства не дорожало такими темпами. Плюс компенсация дороговизны кредитов на внутреннем рынке.

            - А если взять негативный сценарий, возможно, у "Нового содружества" есть планы по изменению подхода к работе "Ростсельмаша" или вообще перепрофилированию завода?

            - В современном мире, где слишком много производителей, сохранить производство - это масштабная задача, которая требует усилий руководства завода, его коллектива и, главное, федеральных и региональных чиновников. Если все это вместе работает, собрано в кулак, то предприятие может развиваться. Если нет такого кулака, то все усложняется. Поэтому сохранить - задача непростая, а создать новое, перепрофилировать - это вообще из области фантастики. В России таких успешных перепрофилирований я что-то не припомню.

            Все сейчас сконцентрировали внимание на "Ростсельмаше", и складывается впечатление, что он больше всех страдает. Но на самом деле "Ростсельмаш" - это одно из наиболее успешных предприятий, и страдает он меньше других. Просто мы говорим о проблемах, о том, что ситуация неблагоприятная, а на самом деле очень много предприятий останавливается, закрывается. Вот "КАМАЗ" работает 4 дня в неделю, потому что потребители ожидают вступление в ВТО.

            - И как, по Вашему мнению, вступление в ВТО отразится на экономике страны, на отрасли сельхозмашиностроения?

            - Чем это может обернуться для России? Ликвидация производства или его радикальное сокращение. Причем, чем более сложную продукцию делает отрасль, тем больше вероятность, что эта отрасль загнется. Это - станкостроение, автомобилестроение, производство гражданских самолетов. Одобрив вступление в ВТО, наша страна, наши депутаты, фактически, поставят подпись под тем, что в России никогда не будет производства сложных машин. Соответственно, будут ликвидированы миллионы рабочих мест. Какие после этого наступят последствия - не знаю, сложно сказать. Либо будут беспорядки, либо пройдет все тихо и мирно, но ничего хорошего от вступления в ВТО не будет. И никаких возможностей дополнительных от этого наша экономика не получит.

            Если же говорить об отрасли сельхозмашиностроения, то наиболее сильное направление у нас - это как раз производство комбайнов, потому что производство тракторов у нас практически свернуто. Возможно, от вступления в ВТО в меньшей степени пострадают производства навесных сельхозорудий, которые сами по себе не такие дорогие и достаточно сложны в перевозке из-за габаритов - их везти из далеких стран достаточно дорого. Но в итоге пострадают все.

            - Готов ли в целом промышленный союз "Новое содружество", который объединяет не только предприятия сельхозмашиностроения, к вступлению в ВТО?

            - Сейчас у нас нет никакой критической ситуации в области финансов. Наши активы значительно превышают наши пассивы, поэтому финансовое состояние у нас устойчивое. Хотя, конечно, ожидаемый спад производства нас не радует, и ни к чему хорошему он не приведет в долгосрочной перспективе. Но я думаю, что холдинг "Новое содружество" не находятся в критической ситуации.