- Виктор Ефимович, Вы один из инициаторов внесения на рассмотрения Донского парламента проекта закона "О порядке отзыва губернатора Ростовской области", чем это вызвано и не станет ли этот законодательный акт, в случае его принятия, определенным инструментом давления на главу региона в интересах тех или иных политических сил?
- Летом этого года был принят федеральный закон о процедуре прямых выборов губернаторов, когда за кандидатуры глав региона голосуют непосредственно жители. Депутаты Законодательного собрания Ростовской области его также приняли на региональном уровне, прописали процедуру выборов, однако помимо этого вопроса необходимо было создать также механизм отзыва избирателями главы региона.
В созданном законодательном акте мы четко определили условия, при которых возможно инициировать отзыв губернатора. Согласно законопроекту, губернатор Ростовской области может быть отозван в случае неисполнения им федеральных или областных законов, при условии, что такие факты будут установлены областным судом. Также отзыв может быть инициирован из-за неисполнения губернатором своих полномочий, что должно быть также подтверждено областным судом.
Инициировать отзыв губернатора Ростовской области могут как политические партии, так и группа из ста жителей региона. Сто избирателей Ростовской области собираются, объединяются в группу и направляют в Ростовский областной суд заявление, в котором указывают факты нарушений со стороны губернатора. В том случае, если суд подтверждает указанное, то запускается процедура отзыва.
Таким образом, данный законопроект прописывает осуществление гражданского контроля над высшей исполнительной властью региона. Если она демонстрирует свою неэффективность, то жители имеют возможность ее законно сместить. Я считаю, этот механизм достаточно четко прописан и может быть, не дай Бог конечно, при необходимости реализован.
При этом, по моему мнению, воспользоваться разработанным законом для достижения каких-либо политических целей в интересах отдельных групп весьма проблематично. Во-первых, в условиях полноты исполнения губернатором возложенных на него обязанностей и полномочий, найти факты нарушений и предъявить их областному суду будет сложно. Если в таких условиях любая политическая партия или группа жителей Ростовской области вознамерится через этот закон давить на губернатора, шантажировать его, то их действия в рамках закона заведомо теряют смысл. Поэтому ни я, ни губернатор Ростовской области Василий Голубев, не видим в этом законе никакой угрозы. Действующий губернатор старается максимально эффективно работать, мы, законодатели, убедились в этом, когда слушали отчет губернатора о деятельности правительства области за 2011 год на заседании Законодательного собрания. Конечно, там были обозначены и имеющиеся проблемные вопросы, однако вместе с тем губернатор указал и намеченные пути их решения. Резюмируя, можно сказать, что как механизм общественного и политического контроля власти, данный законопроект необходим. Однако какой-либо политической угрозы он в себе не содержит.
- Какие наиболее актуальные для жителей Дона законы приняты в уходящем году Законодательным собранием Ростовской области?
- Год 2012 был достаточно непростой. Из основных законотворческих моментов можно отметить принятие депутатами области программы социально-экономического развития региона на 2013-2016 годы. В документе в целом рассмотрены все основные отрасли жизнедеятельности области, отмечены пути их дальнейшей эволюции и меры необходимой поддержки их развитию. Не так давно региональными законодателями был принят и один из основных законов - о бюджете Ростовской области на 2013 и плановый период 2014-2015 годов. Радует, что в нем четко прослеживается социальная направленность областного бюджета, причем доля финансирования этой сферы возросла по сравнению с прошлым годом почти на 5%. Таким образом, в 2013 году 65% от 116 млрд рублей бюджета Ростовской области будут направлены на решение вопросов социального блока, что фактически гарантирует исполнение губернатором и правительством области всех обязательств в полном объеме.
Крайне важно, что в регионе имеется положительная динамика развития, одним из основных показателей которой служит рост собственных доходов как минимум на протяжении трех последних лет. В том числе, на 2013 год, по моим данным, мы ожидаем рост в этой сфере более чем на 20%.
Данные показатели говорят о том, что в регионе создаются новые рабочие места, растет эффективность экономики, все большая масса денежных средств поступает в бюджет области от собственных видов деятельности, а не спускается из федерального центра.
Кроме того, в текущем году завершился очень мощный совместный проект губернатора Ростовской области, регионального правительства и Законодательного собрания по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ). В 2011 году мы приняли закон о многофункциональных центрах, и уже в этом году завершилось создание МФЦ в каждом муниципалитете Ростовской области. Появление региональной сети МФЦ дает возможность облегчить получение государственных и муниципальных услуг жителями. Все, кто идут к чиновникам по различным вопросам, теперь имеют возможность решить их централизованно в одном месте, сведя к минимуму временные затраты и контакты с чиновниками.
Также в этом году был принят ряд областных законов о поддержке предпринимателей в сфере АПК в части развития малого бизнеса и для повышения инвестиционной привлекательности области.
Конечно, проработанный в 2012 году донскими законодателями социальный блок касается в большей части законов, связанных с демографической ситуацией, с детством, материнством. Эта тема и в дальнейшем будет являться одной из самых приоритетных для регионального парламента.
Федеральный законопроект о запрете на усыновления гражданами США российских детей мы, конечно же, обсуждали с депутатами. От имени коллег-депутатов было направлено письмо с выражением единодушной поддержки в адрес Валентины Матвиенко. Отмечу, что областные парламентарии не выступают против того, чтобы американцы брали на усыновление наших детей-сирот. Мы категорически против того, что некоторые граждане США и других стран берут наших детей из добрых побуждений в начале, а после жестоко с ними обращаются.
В целом, вопрос, который был поднят при обсуждении данного законопроекта, весьма глубокий – огромная страна Россия должна быть в состоянии самостоятельно своего ребенка и растить, и воспитывать, и учить за счет государства, если не создана приемная семья. Государство должно быть занято этим направлением, полностью обеспечивать качественное воспитание.
При этом считаю, надо дать возможность развиваться институту приемной семьи, для чего необходимо сформировать экономические возможности более высокого уровня для того, чтобы приемные родители имели возможность достойно содержать малышей. Возможно, подобная деятельность должна финансово поощряться, стимулироваться иными методами, тогда количество их значительно возрастет. В этом году Законодательное собрание приняло областной закон, связанный с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим на территории Ростовской области, которые усыновляют или удочеряют детей. Такое единовременное денежное пособие в размере 30 тыс. рублей выплачивается на каждого ребенка при его усыновлении для обеспечения его необходимой мебелью, одеждой, обувью. За год около трехсот детишек обретают своих новых пап и мам. Этот закон позволяет приемным родителям приобрести всё необходимое на первое время для принятого на воспитание ребенка.
- Принятые Донским парламентом законодательные акты, безусловно, должны быть реализованы в интересах населения Ростовской области. Существуют ли механизмы контроля за исполнением регионального законодательства?
Механизмов подобного контроля существует несколько, во-первых, это рассмотрение вопросов по темам в рамках правительственного часа в Законодательном собрании. На таких слушаниях разбираются наиболее актуальные темы – модернизация здравоохранения, проблема обманутых дольщиков и так далее. Если посмотреть, то на будущий год мы поставили много таких вопросов в рамках контроля. Вопросы также рассматриваются и на комитетах областного парламента. Цель одна – заставить региональные законы работать. И если где-то в законе прописан механизм, который муниципалитет или правительство реализовать не может по тем или иным причинам, то мы оперативно вносим изменения. Главное, чтобы существующее законодательное поле приносило максимальную пользу, неся решения проблем для наших жителей, а не сами проблемы. Законодатели проводят постоянный мониторинг, насколько эффективно реализуются региональные законы. На сегодняшний день около 250 основных постоянно действующих региональных законов, во многие законы вносим изменения периодически, и постоянный мониторинг по отдельным направлениям ведем.
В частности, в Ростовской области более 2 тыс. обманутых дольщиков благодаря усилиям правительства решили свою проблему в течение последних 2,5 лет. Тем не менее, остаются по-прежнему ряд домов в Ростове, Батайске где, к сожалению, люди вложили деньги, но не получили жилье. Сегодня Законодательным собранием подготовлен проект областного закона о защите долевого строительства от недобросовестных застройщиков, мы будем принимать его в первом квартале 2013 года. Тема серьезная, если смотреть в лобовую, то не может областной бюджет, не может губернатор или правительство нести ответственность за частное лицо или акционерное общество, которое взялось строить, и не построило жилье. Компенсировать обманутым людям потерянные ими деньги из бюджета мы не сможем, поскольку это нецелевое назначение. А вот сложить законодательный механизм их защиты и помощи попавшим в такую ситуацию необходимо, над чем сейчас и ведется работа.
Еще одним примером контроля может служить ситуация с региональным законом о волонтерстве. Ростовская область стала первым регионом России, где по инициативе молодежи был принят закон о добровольческой деятельности, что позволило молодому поколению жителей Дона работать в этом направлении. Сегодня более 30 тыс. молодых людей официально зарегистрированы в качестве волонтеров. Часть из них принимали участие в ликвидации последствий наводнения в Крымске, участники движения помогают решать ряд задач на территории области.
Недавно я провел встречу с активистами движения и выяснил, что принятый закон функционирует не в полную силу, из-за некоторых шероховатостей не решает ряд проблем волонтерства. Совместно с добровольцами мы обнаружили порядка 15 таких проблемных моментов, которые являются осложняющими факторами в работе механизма закона. К примеру – пропал ребенок, волонтеры подключились к поискам, а кто координирует их работу? Кто обеспечивает при необходимости волонтеров транспортом? Эти и ряд других организационных вопросов повисли в воздухе. В связи с этим мы создали рабочую группу, и в будущем году законодатели вернутся к решению этих проблем, которые мешают движению волонтеров быть востребованным по всем направлениям.
- Насколько эффективно взаимодействие между законодательной и исполнительной властью в Ростовской областью?
- В первую очередь об этом должны судить сами жители Ростовской области, избиратели. Но принципы, которые я, как председатель Законодательного собрания неукоснительно соблюдаю, – это четкая и однозначная независимость законодательной и исполнительной власти друг от друга в совокупности с такой же строго отлаженной процедурой взаимодействия. Каждый должен заниматься своим направлением, при этом эти две ветви власти должны совместно работать исключительно на благо жителей области, над решением существующих проблемных вопросов. В плане процедуры могу сказать, что Законодательным собранием ежегодно разрабатывается план, в который могут вносить свои предложения все, кто обладает правом законодательной инициативы. Губернатор по своей линии вносит туда свои предложения, депутаты Законодательного собрания - свои, что-то инициируют муниципалитеты, что-то - суд, прокурор. Таким образом, сразу становятся видны практически все аспекты жизни Ростовской области.
И уж конечно, никак нельзя наших региональных законодателей назвать "карманным парламентом". Споры и обсуждения по ряду вопросов с исполнительной властью бывают достаточно бурными, каждый депутат может высказать свою точку зрения. Но губернатор у нас высшее должностное лицо в области, и мы солидарную ответственность несем за то, что делается в регионе. К примеру, недавно решался вопрос о принятии размеров прожиточного минимума для пенсионеров. Мы не согласились с заявленной суммой, в проекте по отношению к другим регионам мы резко проигрывали, в итоге убедили, и результатом стал прожиточный минимум для пенсионеров в размере 6 тыс. 52 рубля. Так что большинство вопросов находят свое решение в процессе рабочего диалога.
- Кстати сказать, в 2012 году какая из ветвей власти - законодательная или исполнительная - более активно инициировала принятие региональных законов?
- В уходящем году больше половины инициатив по изменению законодательства внесена губернатором. Это во многом результат качественно поставленной работы региональных министерств, которые в развитии своих направлений инициируют принятие того или иного закона или его изменения в зависимости от федерального законодательства. Пока приоритет за ними. В первом квартале 2013 года, исходя из программы нормотворческой деятельности, законодательных инициатив будет больше у Законодательного собрания области. В среднем же, я думаю, это нормально, когда работают 50 на 50.
- Насколько активны в проявлении законотворческих инициатив законодатели, представляющие различные политические партии?
Если смотреть по количеству - какая из фракций инициировала наибольшее число вопросов, то по законам, которые в текущем году приняты по инициативе депутатов, а в целом это более 60 законов, все законопроекты были внесены депутатами "Единой России". Ни одного законопроекта не внесла фракция КПРФ. Но это не значит, что они не работают. Более 30 вопросов по их инициативе мы рассмотрели на заседаниях.
- В связи с установлением единого дня голосования полномочия депутатов Донского парламента четвертого созыва продлены на полгода. Что планируют сделать в интересах повышения качества жизни населения Ростовской области донские депутаты? Какие наиболее значимые законодательные инициативы будут реализованы?
- Данное увеличение сроков полномочий еще больше обязывает депутатов Законодательного собрания завершить свой созыв максимально достойно. Мы уже приняли программу на первое полугодие, она весьма насыщенна и еще увеличится. В частности, будут рассмотрены такие вопросы, помимо уже названных, как развитие малой авиации в Ростовской области, поддержка переработки зерновых в регионе, закон о личном подсобном хозяйстве, поддержка тех, кто занимается животноводством. Будет решаться проблема индустриальных парков. У нас в области созданы шесть промышленных зон, но вопрос об индустриальных парках назрел, и соответствующий закон мы планируем принять в будущем году. Конечно, формы поддержки малого бизнеса тоже будут рассмотрены депутатами.
- Виктор Ефимович, не менее актуальный вопрос, что оставят депутаты Заксобрания Ростовской области четвертого созыва своим преемникам?
- Депутаты всех созывов Законодательного собрания стремились отдавать приоритеты в своей деятельности двум направлениям – экономике и социальной сфере. Усилия в сфере экономики направлены на то, чтобы все отрасли стабильно и динамично развивались, чтобы собственная налоговая база однозначно росла. Мы должны сделать регион привлекательным для инвесторов, чтобы создавались новые рабочие места. Второе плечо - социальная сфера. Здесь в первую очередь решаются задачи поддержки малоимущих, сирот и так далее, обеспеченность населения услугами в сферах образования, здравоохранения. В настоящее время в Ростовской области есть стабильная законодательная база, которая позволяет региону развиваться уверенно дальше. Но, наверное, мы и депутаты следующего созыва должны еще более оперативно реагировать на ход социально-экономических процессов.
- С чем связана инициатива увеличения числа депутатских мандатов регионального парламента с 50 до 60? Насколько это оправдано в плане эффективности работы Заксобрания Ростовской области с избирателями?
- В настоящее время по представительству избирателей Ростовской области в Законодательном собрании, мы, наверное, будем в стране третьими после Москвы и Санкт-Петербурга по минимальному количеству депутатов. У нас сейчас 50 депутатов. К примеру, после избрания депутатом я курирую шесть районов Ростовской области. Туда только доехать в одну сторону – 450 км. Там провожу встречу с депутатами, прием граждан, посещение объектов. Иногда необходимо объехать поселения, находящиеся на расстоянии до 100 км друг от друга. Бывает сложно всё охватить и успеть.
Сегодня на 25 депутатов областного парламента, избранных по спискам партий, приходится около 70 тыс. человек на одного депутата. С увеличением количества депутатских мест мы уменьшаем нагрузку до 53-55 тыс. человек на одного депутата.
- Сегодня большое внимание уделяется необходимости участия региональных парламентов в законотворческой деятельности на общероссийском уровне. Как решают эту задачу депутаты Донского парламента, какие их инициативы получили поддержку на федеральном уровне?
- За три минувших года Законодательным собранием Ростовской области было осуществлено 19 инициатив и обращений на федеральный уровень, в министерства и Госдуму РФ. Честно, очень сложно что-либо провести или пробить. В частности, мы выходили с инициативой изменить водный кодекс, для внесения ряда поправок в федеральный закон об аквакультуре в помощь рыбохозяйствам. Надеялись на его принятие в этом году, однако не получилось, закон стоит в планах Госдумы РФ на 1 квартал 2013 года, с учетом наших изменений. Кроме того, мы обращались в МВД РФ по вопросу увеличения числа сотрудников полиции в Ростовской области, когда их количество в нашем регионе сильно сократилось после проведенной в ведомстве реформы. В настоящее время наш вопрос находится на рассмотрении. Мы обращались в Минобороны РФ по поводу сохранения училища РВСН в Ростове-на-Дону, но безуспешно, и по передаче неиспользуемых зданий министерства муниципалитетам. Но зато были учтены наши предложения в федеральном законе об образовании. Всего инициатив из регионов, которые бы превращались в федеральные законы, – около 2%. На сегодня мы искали механизм, каким образом усилить, лоббировать продвижение наших инициатив на федеральном уровне. Сейчас создан совет законодателей регионов России, надеемся, что работа с федеральными органами власти в рамках этой структуры будет активизирована.
- Как осуществляется взаимодействие депутатов Донского парламента с коллегами из других регионов Юга России?
- Для всестороннего взаимодействия с коллегами из соседних регионов создана Южно-парламентская ассоциация, в которую входят все парламенты Юга России. Раз в полугодие съезжаемся, рассматриваем проблемы, инициативы, вырабатываем единую позицию, подаем предложения в Госдуму РФ от ассоциации. Здесь полезны точки зрения, опыт коллег. В частности, краснодарских депутатов заинтересовал наш региональный закон о взаимодействии государственных организаций профтехобразования с работодателями о подготовке специалистов и закреплении по рабочим местам.
Есть чему учиться друг у друга, перенимать опыт, делиться мнениями. Все это – рабочие процессы, единственная цель которых сделать жизнь наших соотечественников лучше. В этом, и только в этом, суть нашей работы.