Признаки стабилизации отмечаются в экономике Краснодарского края по итогам первого полугодия 2016 года, целый ряд макроэкономических показателей оказались лучше, чем в среднем по стране. По итогам 2016 года прогнозируемый рост валового регионального продукта Кубани составит до 1% к уровню 2015 года - более 2 трлн рублей. В интервью агентству "Интерфакс-Юг" заместитель губернатора Краснодарского края по вопросам финансовой, бюджетной и экономической политики Игорь Галась рассказал об особенностях экономического развития региона, бюджетной политике и принципах управления государственным долгом.
- Игорь Петрович, как вы оцениваете ситуацию в экономике Краснодарского края на текущий момент - середину 2016 года? Можно ли говорить об определенной стабилизации обстановки, адаптации? Каков текущий прогноз показателя валового регионального продукта?
- Да, действительно, по итогам шести месяцев 2016 года мы наблюдаем определенную стабилизацию в кубанской экономике. Ряд макроэкономических показателей оказались лучше, чем в среднем по стране.
Могу сказать, что наша диверсифицированная экономика оказалась более адаптированной к изменяющимся условиям, меньше проседает по отраслям и быстрее восстанавливается. В настоящий момент по показателю ВРП мы уже "в плюсе", по итогам полугодия к аналогичному периоду прошлого года рост составил 0,4%.
Рост небольшой, но это уже устоявшийся тренд, и по итогам года также мы ожидаем до 1% роста ВРП к 2015 году - до 2,1 трлн рублей.
Особо хочу отметить рост в секторе промышленного производства. Если раньше темпы развития промышленности серьезно отставали, то на сегодняшний момент она растет быстрее, чем даже сельское хозяйство. То есть рост промышленного производства за полугодие составил 4,4% и достиг 405,6 млрд рублей, а в сельском хозяйстве - 3,5%, до 100,3 млрд рублей.
В агрокомплексе пока не учитываются итоги уборочной кампании. А они, по предварительным данным, рекордные - валовой сбор зерновых впервые превысил 10 млн тонн.
Лидером роста, безусловно, можно считать санаторно-курортный комплекс - 25% - это наш драйвер, который также влияет на многие смежные отрасли. За полугодие объем услуг курортно-туристского комплекса достиг 31,5 млрд рублей.
- А какова динамика потребительского спроса?
- На этом фоне объемы оптовой и розничной торговли за шесть месяцев 2016 года выросли незначительно - на десятые доли процента, составив, соответственно, 584,5 млрд и 548,8 млрд рублей.
Однако хочу отметить, что в структуре потребительского спроса сохраняется "докризисное" соотношение продовольственной и непродовольственной группы товаров. Такая интересная статистика.
До всех этих "санкционных" вопросов (не будем называть это кризисом) на долю продовольственных товаров в розничном товарообороте приходилось 46% и на непродовольственную группу - 54%, что, в принципе, соответствовало общероссийскому тренду.
Но на сегодняшний день по России мы наблюдаем это же соотношение как "50 на 50". То есть, потребление продовольственных и непродовольственных товаров сравнялось, а на Кубани осталось прежним: 46% и 54%. При том, что у нас на потребление продовольственной группы большое влияние оказывает санаторно-курортный комплекс. Если исключить из расчетов всех туристов, то доля продовольственных товаров в структуре потребления будет еще ниже. Все это говорит о лучшем качестве жизни в регионе, сказывается и накопленный за прошлые годы запас прочности.
- Мы говорим о "плюсах", но есть и очевидные "минусы", например, строительная отрасль?
- К сожалению, пострадали сектора экономики, которые ранее были ее локомотивами. Прежде всего, инвестиции. По предварительной оценке, объем капитальных вложений за полугодие составил 191 млрд рублей, или 95% к аналогичному периоду прошлого года.
По моему мнению, если за 12 месяцев выйдем на уровень прошлого года, то это будет серьезный успех. Для улучшения инвестиционного климата делается многое, но инвестиции - это все-таки процесс не сиюминутный, здесь нужны длительные процессы работы с инвесторами. Те иностранные компании, которые уже почувствовали вкус прибыли в России, - они здесь остаются и не уходят.
Важно отметить, что поменялось само качество инвестиций. Если в предыдущие годы доминировали государственные инвестиции, то сейчас в большей степени мы видим приток частных. Речь идет о дальнейшей модернизации Туапсинского НПЗ и Афипского НПЗ, Ильского НПЗ. Наши сельхозпредприятия реализуют серьезнейшие программы модернизации. Строятся логистические центры. Открываются дополнительные мощности в санаторно-курортной отрасли.
Конечно, следствием снижения инвестиционной активности стало падение объема строительных работ - 79,3 млрд рублей. По этому показателю мы отстаем от уровня прошлого года на 22%.
Здесь, правда, нужно не забывать про Крымский мост. Специфика отчетности такова, что эта стройка учитывается в статистике отрасли с опозданием. Крымский мост - один из наших крупнейших инфраструктурных проектов, и он вскоре внесет существенный вклад в объем строительных работ.
Ну и, конечно, нулевые показатели в потребительской сфере, которая в прошлом прирастала двузначными цифрами. В этом году она уже не сможет существенно повлиять на рост регионального продукта.
- Мы говорим об экономике региона, так как от ее состояния зависят налоговые поступления в бюджет, а, следовательно, исполнение социальных обязательств, реализация программ развития. Каковы основные параметры краевого и консолидированных бюджетов края на сегодняшний день?
- В конце июля на сессии ЗСК мы внесли очередные поправки в Закон о краевом бюджете - увеличили расходы на 4,2 млрд рублей. В итоге запланированный объем расходной части на 2016 год составляет 203,3 млрд рублей, доходной - 199,7 млрд. рублей. Дополнительные средства, прежде всего, будут направлены на развитие дорожного хозяйства, поддержку граждан, малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса.
К концу июля 2016 года в консолидированный бюджет края мобилизовано 116,3 млрд рублей с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 7,5% (8 млрд рублей).
- Это много или мало?
- По сравнению со среднероссийскими показателями это приличный результат. Мы здесь одни из лидеров, но с точки зрения потребностей бюджета и того объема расходов, которые утверждены, это, конечно, маловато.
Необходимо прирасти минимум на 10%. То есть, как видите, пока мы этой цели не достигли. Отставание обусловлено невыполнением плана по налогу на прибыль - почти на 5 млрд рублей.
Основная причина - снижение деловой активности, рост убытков компаний, а также возврат налога на прибыль нашими крупнейшими сырьевыми компаниями, участниками консолидированных групп налогоплательщиков.
Порядка 35% всех доходов консолидированного бюджета края обеспечили поступления налога на доходы физических лиц. Мобилизовано 40,6 млрд рублей, рост к прошлому году на 1,9 млрд рублей. Тем не менее, на этот доходный источник мы возлагаем больше надежд.
Рассчитываем, что в ближайшее время позитивный эффект на его рост окажут работа по выявлению неформальной занятости и введенная в этом году отчетность по форме 6-НДФЛ. Полученные в первом квартале отчеты позволили сформировать объективное представление об уровне заработной платы, выплачиваемой на предприятиях края.
Хочу также отметить, что по итогам полугодия недоимка по имущественным налогам с физических лиц составила около 4,5 млрд рублей. С начала года она сократилась на 452 млн рублей. Наибольшая сумма недоимки приходится на транспортный налог - 2,8 млрд рублей и земельный налог - 1,1 млрд рублей.
Работа по взысканию максимально активизирована. Среди прочих инструментов погашения задолженности в регионе применяется практика совместных рейдов ГИБДД, налоговой и службы судебных приставов.
Установленное на стационарных постах специальное программное обеспечение в режиме онлайн фиксирует в проезжающем автомобильном потоке машины, собственники которых имеют долги по налогам. Остановкам уже подверглись более 4 тыс. транспортных средств. В результате составлено 67 актов ареста на имущество должников, 50 из них в отношении автомобилей. Выдано более тысячи извещений о явке на прием к судебным приставам-исполнителям.
- Каков объем государственного внутреннего долга на данный момент? Какие меры предпринимаются для его сокращения?
- Госдолг - это болевая точка нашего бюджетного процесса. На его обслуживание мы ежегодно тратим 7,5 млрд рублей. На начало года объем госдолга края составил 145,3 млрд рублей. Наша задача и основной постулат долговой политики - не допустить его дальнейшего роста.
Уменьшить сумму госдолга сейчас край объективно не готов. С учетом снижения доходов бюджета, выделение из него дополнительных средств на погашение долга повлечет за собой сокращение расходов по другим статьям. Мы не можем этого позволить, но "заморозить" сложившиеся на сегодня параметры госдолга и не допустить его роста нам по силам.
Заимствования этого года привлекаются исключительно для рефинансирования погашаемых долговых обязательств, срок уплаты которых наступает в этом году.
В следующем году заимствования предполагаются тоже в целях рефинансирования погашаемых кредитов. Также в планах размещение 10 млрд рублей облигационных займов. Считаем, что для сбалансированного портфеля наших долговых обязательств этот инструмент надо использовать. Последний опыт показывает, что проценты по облигационным займам ниже ставок кредитных организаций.
- Привлекает ли край бюджетные кредиты, в каких объемах?
- Если бы такая возможность была, мы бы привлекали с радостью больше бюджетных кредитов, чем сейчас. В этом году нам дали чуть больше 6,5 млрд рублей именно бюджетного кредита на замещение коммерческого. Эта сумма позволит нам сократить расходы на обслуживание долга примерно на 800 млн рублей в год. Это серьезная мера поддержки, но, к сожалению, объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде кредитов будет снижаться, и мы свою дальнейшую политику строим исходя из этого фактора.
- С учетом сказанного выше, каким вам видится бюджет края на следующий год? Какие принципы закладываются в его основу?
- Даже если бюджет края получит определенный рост по налоговым и неналоговым доходам, то на следующий год будут снижены межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Поэтому в целом в следующем году доходы краевого и консолидированного бюджетов прогнозируются на уровне года текущего. Понятно, что для того чтобы обеспечить в следующем году выполнение всех обязательств, прежде всего социальных, мы продолжим активно работать над дальнейшим повышением эффективности расходов. Что-то поменяем структурно с точки зрения эффективности административно-управленческого аппарата, использования имущества и так далее.
Подчеркну, что количество получателей социальных услуг никоим образом не сократится. Это позиция губернатора Вениамина Кондратьева, это позиция депутатов краевого Заксобрания.
В следующем году нам предстоит направить значительные средства на индексацию заработной платы педагогам до уровня средней заработной платы в экономике региона. До среднего уровня в экономике необходимо подтянуть также зарплаты работников культуры. До двукратного размера средней заработной платы в экономике - заработную плату врачей.
Также в следующем году необходимо изыскивать средства на софинансирование федеральной программы по строительству школ. Мы вообще планируем активно участвовать во всех программах и проектах, где возможно получить средства федерального бюджета.
Думаю, что окончательный проект краевого бюджета на 2017 год будет готов к вынесению на публичные слушания в конце сентября. Пользователи сети интернет смогут познакомиться с ним на специальном ресурсе "Открытый бюджет". С помощью нехитрых познаний в области компьютерной техники каждый сам может смоделировать запрос, посмотреть, как исполняется бюджет муниципальных образований, как выглядят те или иные параметры исполнения краевого бюджета по сравнению с субъектами Российской Федерации. В этом отношении мы абсолютно открыты.
- Вы упомянули о необходимости повышения эффективности доходов, получаемых от использования имущества. До недавнего времени бюджет края покрывал значительные расходы, связанные с проведением Российского этапа соревнований "Формула-1". Будет ли регион нести эти расходы в будущем?
- На сегодняшний момент могу сказать следующее: в этом отношении принципиальная позиция губернатора - из бюджета средства на проведение этапа "Формулы-1" выделяться не будут.
Бюджет 2016 года это подтверждает. Здесь, правда, необходимо понимать, что операционные расходы на проведение российской "Формулы-1" в целом покрываются полученными доходами. Основной убыток, который не покрывается никакой операционной деятельностью - это взнос, оплачиваемый владельцу бренда "Формула-1" за проведение каждого этапа. Речь идет о значительных суммах, исчисляемых в миллиардах рублей, и здесь, конечно, эти расходы пока никак не "отбить".
В этом отношении есть понимание и поддержка федерального центра. Полагаю, что в дальнейшем взносы владельцу "Формулы-1" будут платиться за счет спонсорской поддержки крупнейших российских компаний. Пока этот вопрос находится в стадии проработки.
- А какие доходы бюджет Краснодарского края получает от построенных в Сочи объектов олимпийского наследия? В настоящее время их собственники освобождены от уплаты налога на имущество. Есть оценки суммы выпадающих доходов?
- По нашей оценке, ежегодно выпадающие доходы составляют 8 млрд рублей по налогу на имущество организаций. Однако необходимо понимать, что край получает эффект от роста количества отдыхающих, которые пользуются инфраструктурой Олимпиады-2014, гостиничными комплексами и, соответственно, получает определенную компенсацию в виде роста налогов на доходы физических лиц, роста объемов потребительского сектора.
Льгота по налогу на имущество действует в течение 2016-2017 годов, но начиная с 2018 года владельцы олимпийских объектов уже начнут платить налог на имущество: в 2018 году - 0,7%, в 2019 году - 1,5% и в 2020 году - по полной ставке 2,2%.
Я бы назвал это разумным компромиссом и учетом интересов Федерации, краевого бюджета и инвесторов.