Власти Волгоградской области в прошлом году оценили ситуацию, складывающуюся в дорожно-строительном хозяйстве, как критическую, и заявили о необходимости масштабных преобразований. Впервые в бюджете региона на дорожное строительство в 2011 году было заложено более 3 млрд рублей. О том, как эти средства осваиваются, какие работы выполняются сегодня и о перспективе развития отрасли в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-губернатор Волгоградской области Юрий Коваль.
- Юрий Павлович, объем выделенных средств из бюджета региона на дорожную отрасль в этом году оценивают не иначе как беспрецедентный. В связи с этим как меняется ситуация в этой сфере?
- Мы не раз заявляли, что в 2011 году Волгоградская область сделает прорыв в дорожном строительстве. Это действительно так. В этом году на финансирование дорожного хозяйства из бюджета только области, не считая бюджетов других уровней, выделено 3,4 млрд рублей. В прошлом году эта сумма была менее 1 млрд рублей. Естественно увеличение ассигнований в три раза можно назвать прорывным.
И все же, если говорить о нормативном обслуживании и содержании дорог, эта сумма должна составлять не менее 19 млрд рублей ежегодно. Вместе с тем мы отчетливо понимаем, что сегодня ни один субъект РФ не может себе позволить полностью обеспечить финансирование по нормативу. Поэтому, исходя из реалий, нельзя не отметить заметные позитивные сдвиги в дорожной отрасли региона.
Так, если на содержание дорог в прошлом году мы направили 800 млн рублей, то в этом году эта сумма увеличена до 1,3 млрд рублей.
В этой категории содержания дорог находится пресловутый ямочный ремонт. Если в прошлом году мы сделали 580 кв. м, то в этом году у нас плановый показатель 800 тыс. кв. м ямочного ремонта. И, наверное, впервые за много лет мы уже сейчас практически завершаем весь объем ямочного ремонта на региональных дорогах. В былые годы это всегда затягивалось, переходило на осеннее время, что, безусловно, снижало качество ремонта.
При этом отмечу, что в прошлом году мы средства на капремонт не направляли. То есть ни одного километра дороги капитально не ремонтировалось. В этом году мы проведем капитальный ремонт 31 км дорог.
Если говорить о главном показателе - строительстве дорог, то в прошлом году на эти цели было направлено 260 млн рублей, причем средств бюджетного кредита. А из бюджета области на эти цели было направлено всего 18 млн рублей, что соответствует строительству менее 1 км дороги.
В этом году сумма, выделяемая на строительство дорог, близка к 1 млрд рублей.
И если в прошлом году за счет бюджетного кредита мы построили 17 км дорог, в текущем построим 15 дорожных объектов общей протяженностью порядка 45 км. Дороги будут построены в 15 населенных пунктах с населением 4 тыс. человек. Знаете, горожанам порой сложно воспринять актуальность этого события. А людям в хуторах, расположенных вдали от трассы, без преувеличения это дорога жизни. Ведь в распутицу до населенного пункта невозможно проехать ни машине скорой помощи, ни такси, и люди просто отрезаны от жизни.
Поэтому когда говорим, что 15 населенных пунктов подключим к опорной сети автомобильных дорог, и 4 тысячи человек смогут пользоваться дорогами - это хороший показатель. Вместе с тем, это только начало комплексной работы. Потому что на сегодняшний день, к сожалению, на территории области порядка 30% населенных пунктов не имеют подъезда с твердым покрытием. И для того, чтобы эту проблему решить, нужно построить около 4 тыс. км дорог.
Добавлю, что средства на строительство этих дорог, выделяются в том числе и по программе развития села, в которой заложено на эти цели 400 млн рублей на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. При этом, на все субъекты Южного округа в федеральном бюджете заложено 140 млн рублей, из которых 120 млн рублей было направлено в Волгоградскую область.
По условиям получения финансовой помощи федерации проект строительства дороги не должен превышать 5 км и в населенном пункте должны проживать не менее 125 человек. Такие шесть объектов нами были представлены и проектно-сметная документация сделана, соглашения подписаны, и средства по этой программе нам поступают. Таким образом, мы получили 120 млн рублей на эту программу из расчета 10 млн на один километр.
Остальной объем финансирования в зависимости от стоимости строительства добавляет областной бюджет. И 10 из 15 объектов строятся исключительно за счет региональной казны. Практически все дороги будут введены в эксплуатацию уже в октябре, за исключением двух объектов, пуск которых намечен на более поздний срок.
- Содержание дорог не менее важно, чем строительство новых. Как с этим обстоят дела в регионе?
- Да, проблема содержания дорог не теряет своей актуальности и в аспектах выдерживания межремонтных сроков, и осуществления весового контроля грузового транспорта.
С учетом высоких температур на юге, когда на солнце температура до 40 градусов, а асфальт плавится, для сохранения качества дорожного полотна грузоподъемность транспорта приобретает особое значение. К примеру, при определенной температуре в Европе весь грузовой транспорт стоит, двигается только ночью. В России до последнего времени этого не было. Но мы стремимся к лучшему опыту. И в этом году впервые принято распоряжение Росавтодора о том, что при дневных температурах превышающих 32 градуса грузовое движение на федеральных трассах прекращается.
Подобные решения можно принимать и на региональном уровне. Мы имеем право и можем ввести ограничения на областных дорогах. Но почему не делаем? Мне кажется лучше не принимать решение, чем принять и не исполнить. На сегодня реально мы на региональном уровне не готовы к этому. И опыт на федеральных трассах показывает, что в механизме выполнения этого распоряжения возникает много спорных вопросов, которые мы недавно обсуждали на совместном совещании с представителями ГИБДД, дорожного надзора.
В частности, при перекрытии движения необходимы специальные площадки для грузового транспорта с обеспечением грузового контроля. Пока их нет. Также нет четких правил запрета на движения. То ли у водителя необходимо забирать права, то ли эти площадки стоянки транспорта должны быть закрытыми. Вопросов много. Но вместе с тем, нельзя не согласиться с актуальностью принятого решения. И даже если сегодня его реализация не идеальна, механизм будет отработан на практике. Я думаю, что на следующий год мы подготовимся, и может быть, такую систему попытаемся внедрить на своих региональных дорогах.
Кроме того, не менее важным аспектом содержания дорог является и качество работ подрядных организаций. В каждом районе Волгоградской области есть подрядная организация, которая отвечает за содержание дорог. В большинстве районов это наши ДРСУ, но впервые в этом году дороги в порядке десяти районов обслуживаются частными компаниями.
И сейчас мы рассматриваем предложение о проведении аукционов на обслуживание дорог сроком не на год, а на 5 лет, как это происходит в ряде зарубежных странах. В этом случае компания понимает, что гарантированно обеспечена объемом работ и финансированием и соответственно для предотвращения повторного ремонта будет изначально нацелена на качество.
Кроме того, компания может спланировать и закупку в лизинг дорожной техники, что, безусловно, будет стимулировать и применение новых технологий и материалов.
Сейчас эта инициатива прорабатывается, будет проведен анализ работы частных компаний, опрос среди руководителей муниципалитетов. И на основе этого будет приниматься решение.
- Юрий Павлович, не менее остро, особенно в летний период, стоит и проблема состояния дачных дорог. Наметились ли контуры ее решения?
- Проблема острая, злободневная и застарелая, копившаяся десятилетия. И ее решение лежит не только в финансовой плоскости. Ведь и при наличии достаточных средств мы не можем заниматься ремонтом этих дорог, так как 80% из них бесхозные. В свое время их строили предприятия для своих сотрудников, которым выделялись дачные участки, а затем про эти дороги просто забыли либо сняли с баланса как непрофильные активы. А проблема масштабная. Для примера, только по Волгограду мы обследовали около 73 дачных массивов. Из них только в пяти дороги более или менее в удовлетворительном состоянии, остальные нужно ремонтировать.
И только по Волгограду, чтобы решить эту проблему, нужно, по предварительным подсчетам, порядка 180 млн рублей. Кроме того, есть дачные массивы в районах прилегающих к Волгограду, дороги к ним также без хозяина.
Мы собрали в этом году руководителей глав муниципалитетов, садоводческих обществ и договорились о том, что, прежде всего, нужно взять эти дороги на баланс.
Безусловно, это должны сделать муниципалитеты, но если откровенно, они тормозят этот процесс. Так как понимают, что это решение повлечет за собой бюджетные траты. А как только они примут их на баланс, они будут обязаны привести их в порядок.
Для решения этой задачи мы готовим долгосрочную областную программу. Будет сформирован перечень первоочередных дорог к самым крупным дачным массивам, и муниципалитеты до конца года примут их на баланс. А мы, соответственно, до 1 января подготовим областную программу и пусть небольшие деньги по 20- 30 млн в год будем выделять на ремонт дачных дорог. На условиях софинансирования эти суммы будут увеличены до 40-50 млн рублей . И рассчитываем, таким образом за четыре года решить эту проблему.
Но, к слову скажу, что уже в этом году, мы отремонтировали три дороги к дачным массивам, которые находились на балансе автомобильных дорог.
- Юрий Павлович, на каком этапе находится реализация стратегического проекта строительства автомобильной дороги "Обход города Волгограда", которая, как известно, должна решить проблему транзитного транспорта?
- Проект разбит на два этапа – южный и западный. Мы сейчас рассматриваем строительство южной части обхода протяженностью 46 км. На данный момент нами подготовлена проектно-сметная документация, которая прошла госэкспертизу и получила ряд замечаний. После их устранения проект повторно проходит государственную экспертизу. Заключение мы рассчитываем получить уже в конце июля, а затем приступить к подготовке бизнес-плана.
Напомню, что проект строительства автомобильной дороги "Обход Волгограда" протяженностью 98 км объединит федеральные дороги М-6, М-21, IP-228. Общая стоимость проекта 53,7 млрд рублей, его реализация позволит увеличить международный транзит в полосе транспортных коридоров направления "Россия-Казахстан-Китай»" и привлечь грузопотоки Каспия, Ирана, государств Индийского океана.
Проект предполагается строить на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). И все предпосылки для этого в регионе есть. Кроме того, важным фактором станет принятие регионального закона о ГЧП, который на данный момент прошел первое чтение в региональном парламенте.
Важно понять, что стоимость проекта высока и региональный бюджет не сможет взять на себя такую нагрузку. Нужно учитывать и то, что со следующего года будут созданы региональный и федеральный дорожные фонды. И все дорожные проекты на территории субъекта должны будут финансироваться только из регионального дорожного фонда. Поэтому проект рассматривается и спроектирован как платный. Цена вопроса южной части обхода около 20 млрд рублей и, поверьте мне, областной бюджет не сможет реализовать этот проект самостоятельно. В результате либо он будет, но платный, либо мы запишем в протоколе, что он будет бесплатным и останется только декларацией.
А, скорее всего, водитель-дальнобойщик предпочтет отдать 200-300 рублей и "пролететь" Волгоград за 20 минут, чем простоять в пробке 5 часов, потратить бензин, потрепать нервы от дорожных перипетий и, не дай бог, попасть в ДТП.
Да, действительно, в России пока небольшой опыт строительства объектов на основе ГЧП, их можно посчитать по пальцам. Это новое направление, но оно активно развивается. Следующим этапом после госэкспертизы проектно-сметной документации станет подготовка бизнес-плана, на который я считаю, ни в коем случае нельзя жалеть средств. Выполнить его должны специализированные компании, возможно, с мировым авторитетом в этой сфере. Здесь нельзя промахнуться. Ведь любой инвестор, когда мы будем заключать концессионное соглашение, естественно потребует гарантии. И главное при строительстве платной дороги - это трафик, его точный расчет, с перспективным развитием, как минимум, на десятилетие.
В целом, на мой взгляд, мы имеем реальную перспективу реализовать проект в ближайшем будущем. В пользу такого оптимизма говорит и довольно высокая степень его готовности, и наличие потенциальных инвесторов. Кроме того, положительным является и факт того, что сегодня уже проведено резервирование земли. Причем из 46 км южной части обхода дороги около 20 км, так называемой, "беспроблемной" земли. Всегда, когда участок трассы проходит через населенный пункт, дачные массивы, строения возникает проблема выкупа земли, решение которой порой затягивается на долгие годы..А у нас около 20 км трассы проходит по территории муниципальных или федеральных земель, причем не застроенных, и я думаю мы сможем оперативно решить земельный вопрос. Это в ходе реализации подобного проекта один из ключевых вопросов.
- Волгоград в числе городов претендентов на проведение матчей чемпионата мира-2018 по футболу. Как вы оцениваете этот факт с точки зрения предстоящих работ по созданию транспортной инфраструктуры?
- Это большая честь для города-героя попасть в список претендентов Я подчеркиваю, мы находимся в списке городов претендентов на право принимать у себя ЧМ-2018. Окончательное решение будет приниматься ФИФА в 2013 году.
Для Волгограда предстоит колоссальная работа, и она должна начинаться уже сейчас. Потому что все объекты транспортной инфраструктуры должны быть готовы к 2016 году. Естественно, если решение состоится к 2013 году, за три года все построить невозможно. Поэтому мы отчетливо понимаем, что нужно закладывать деньги в бюджет уже со следующего года и начинать активно работать. При этом есть ряд городов, где готовность к ЧМ намного выше - это Москва, Петербург, Казань, Сочи. И Волгограду предстоит сделать много, что бы достойно предстать в этой конкурентной борьбе.
Если выделить штрихами основные болевые точки Волгограда, то первая - аэропорт, который для проведения ЧМ является ключевым объектом инфраструктуры.
Международный аэропорт Волгограда сегодня является частной собственностью.
И для того, что бы он соответствовал требованиям ФИФА, его пропускную способность надо увеличить в шесть раз. В настоящее время мы ведем переговоры с собственником, чтобы узнать его планы, относительно реконструкции аэропорта. Пока мы их не знаем.
При этом, ни федеральный, ни областной бюджеты не могут финансировать частную структуру. А там требуются большие инвестиции.
Важным аспектом, является и включение Волгограда в концепцию развития железнодорожной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу. Согласно программе РЖД, Волгоград войдет в число восьми городов, где будет создано скоростное сообщение аэроэкспрессов из аэропорта.
Еще одна болевая точка - строительство дорог, транспортных развязок. И здесь нам не нужно рассчитывать на то, что все объекты будут построены за счет федерального бюджета. Безусловно, мы должны твердо понимать, что серьезные вложения должны быть предусмотрены и в местных бюджетах.