Замдиректора ГК "ВертолЭкспо" по маркетингу и рекламе О.Вологодская: "Форум маркетинга и рекламы юга России соберет в Ростове-на-Дону не менее 1000 специалистов"

Замдиректора ГК "ВертолЭкспо" по маркетингу и рекламе О.Вологодская: "Форум маркетинга и рекламы юга России соберет в Ростове-на-Дону не менее 1000 специалистов"

Ежегодный форум маркетинга и рекламы юга России во второй раз пройдет в Ростове-на-Дону с 26 по 28 октября. Форум станет площадкой для общения и обмена опытом как для руководителей служб маркетинга, PR и HR, так и для собственников бизнеса. В этом году трехдневная программа форума состоит из 71 часа обучающих мероприятий, включает практические и лекционные занятия ведущих региональных практиков и экспертов. О том, что ждет участников форума маркетинга и рекламы юга России в этом году, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель директора ГК "ВертолЭкспо" по маркетингу и рекламе (организатор форума) Олеся Вологодская.

- Олеся Юрьевна, расскажите подробнее о форуме, как пришла идея его создания, как формируется программа и почему вы выбрали именно эту сферу?

- Начнем с того, что на ростовском рынке было очень много попыток сделать какое-то мероприятие для людей, работающих в сфере маркетинга. У нас же была задача сделать принципиально другое мероприятие, главная аудитория форума - это маркетологи компаний, работающие в организациях разного уровня крупности и значимости. Организуя первый форум в 2015 году, мы действовали по наитию, понимая при этом, что в сфере маркетинга работают специалисты разных направлений. То, что интересует рекламщиков, не интересует пиарщиков, аналитиков и маркетологов. Поэтому перед нами стояла задача распределить специфику маркетинговых профессий, мы проводили исследование, опросы и выясняли, что интересует специалистов данной сферы. В результате была сформирована программа, однако на этом мы не остановились. Все участники первого форума проходили процедуру регистрации, и уже на данном этапе мы получили очередной срез по аудитории форума – при покупке билетов участники заполняли анкету, по которой мы видели, где и кем они работают, на чем специализируются. Наши исследования продолжились и во время форума, так как билеты имеют уникальные штрих-коды, при помощи которых фиксировалось нахождение участников на тех или иных мастер-классах. В итоге мы получили данные не только по общему количеству посещений, но и по интересам нашей аудитории, увидели явный спрос на одно направление и его отсутствие на другие. Маловостребованными, к сожалению, оказались мероприятия для представителей СМИ, зато самый высокий спрос был выявлен на мероприятия, связанные с рекламой и брендингом.

Когда в этом году началась подготовка форума, мы сразу отбросили мероприятия, которые не пользовались спросом и не получили отклик от аудитории прошлого года. Например, в этом году мы сделали упор на аналитику, исследования и изучение рынка, потому что у нашей аудитории есть интерес к этим вопросам. Именно поэтому одним из хедлайнеров форума в этом году стал президент Гильдии маркетологов, соруководитель МВА программы "Стратегический маркетинг и управление продажами" РЭА им. Г.В. Плеханова и Гильдии маркетологов Игорь Березин. Человек, который всю жизнь занимается аналитикой, исследованием продукта и спроса рынка. А компании уделяют сейчас большое внимание определению своего нахождения на рынке, отслеживают конкурентов, динамику отрасли, в которой находится компания, пытаются найти более свободные ниши. По сути, конкуренция и экономическая ситуация не позволяет компаниям распыляться и уделять малое значение качеству работы маркетинга, к специалистам данной сферы предъявляются повышенные требования, и, чтобы им соответствовать, маркетологи должны повышать свой профессиональный уровень.

- Каков ваш прогноз по количеству посетителей в этом году? Ведь получается, что вы сделали мероприятие более узконаправленным, и часть тем практически не попала в программу.

- В прошлом году участниками форума стали 1200 уникальных посетителей. Я думаю, что за 1000 мы перейдем и в этом году, несмотря на то, что программа форума стала действительно сложнее, а темы – более стратегическими. Мы уже сейчас видим, как меняется аудитория. В этот раз практически не будет студентов, хотя для них есть специальное предложение, которое позволяет посетить все мероприятия форума. Изменился возраст участников в сторону увеличения, специфика их деятельности, уровень компетенций. Но, несмотря на то, что количество участников станет меньше, по количеству посещений отдельных мероприятий форума мы прогнозируем существенный рост. Тем более, что у нас в этом году будет три хедлайнера, а также запланирована масштабная конференция по брендингу, где 10 директоров брендинговых агентств Москвы будут давать мастер-классы и лекции.

Мы считаем, что это позитивный момент, потому что в прошлом году столкнулись с тем, что сами специалисты не до конца понимают, что они делают, зачем идут на то или иное мероприятие, соответственно, не получают того, что они ожидали. В нынешнем году мы серьезнее подошли к формированию и описанию тематики каждого мероприятия, чтобы участники понимали, что их ждет. Это, кстати, удобнее и самим спикерам, которые получают на своих мастер-классах ту аудиторию, на которую рассчитывают. Тем более, что эксперты могут получить информацию о тех, кто пришел, наши системы автоматизации регистрации участников позволяют получить такие данные.

В нашей сфере важно регулярно учиться новому, читать профессиональную литературу, нужно понимать, что ты хочешь получить от обучения, для чего тебе это, как ты будешь это применять. Сам посетитель форума должен все это понимать. Программа очень большая - около 60 мастер-классов, и все посетить невозможно. Поэтому важно выбрать свою специализацию и найти свой интерес. Чтобы в дальнейшем полученные знания работали на человека, а не стали очередной бумажкой на память, лежащей в столе.

- Опыт организации подобных профессиональных форумов в Ростове-на-Дону показал, что многие из них держатся несколько лет, а потом исчезают, особенно, если речь идет об узкой специализации. Вы не боитесь, что форум маркетинга постигнет та же участь? У вас есть какой-то долгосрочный план?

- Что касается организации подобных форумов, думаю, серьезной причиной являются две проблемы – пассивность специалистов маркетинговой среды Ростова и затратная часть мероприятий. Свои площади и залы в таком количестве есть только у "ВертолЭкспо". Наши траты меньше, вследствие чего мы можем ставить более комфортную стоимость билетов. Кроме того, нам не нужно нанимать дополнительно команду маркетологов, потому что у нас в штате есть своя, то же самое можно сказать про продажников.

Что касается планов на будущее, то у нас есть задача сделать что-то интересное именно для сферы маркетинга. Раньше у нас былаежегодная выставка "Полиграфист", которая постепенно себя изжила, но в последний год ее проведения мы заметили, что, если выставочная часть мало интересует специалистов, то деловая программа - как раз наоборот. После этого было принято решение убрать экспозиционную часть, отраслевую направленность на полиграфию и типографский бизнес, а вместо этого развивать только деловую программу.

Одной из задач было и обучение собственных специалистов. Потому что у "ВертолЭкспо" в штате около 30 маркетологов и в штате департамента продаж около 60 специалистов. Кроме того, у нас в компании существуют отдельные подразделения, которые тоже занимаются маркетингом и рекламой, индивидуальной застройкой стендов, а также тренинговое агентство, где работают менеджеры по продажам и продвижению. Всех их нужно обучать, повышать профессиональный уровень. И, организовав форум маркетинга и рекламы, мы не только создали площадку для специалистов отрасли, но и закрыли вопрос повышения квалификации собственных сотрудников.

- Одним из ярких мероприятий форума маркетинга и рекламы Юга России являются "Бои маркетологов". Как возникла идея организации такого профессионального конкурса?

- С этого конкурса, в принципе, началась сама идея форума – он проходит во второй раз, а "Бои маркетологов" – уже в третий. Первые "Бои маркетологов" как раз прошли в рамках деловой программы выставки "Полиграфист" в 2014 году. Основная цель мероприятия - объединить компании и самих специалистов, дать возможность и тем, и другим получить свежие идеи. Ведущие компании Ростовской области предоставляют свои кейсы для решения командам, мы отбираем эти кейсы, смотрим, чтобы они были оформлены в соответствии с нашими требованиями и стандартами, а команды маркетологов в ходе конкурса уже решают эти задачи. В прошлом году мы отобрали 17 кейсов, соответственно, было 17 команд. В этом году мы поставили лимит на 10 команд – это будут команды ведущих предприятий "Донского табака", "Атлантис Пак", а также брендинговых агентств. В каждой команде по 4 человека. Заявки могут подаваться как коллективно (от одной компании) так и индивидуально. При помощи жеребьевки каждая команда получает кейс, на решение которого им отводится два часа времени. После этого у капитана есть 10 минут на презентацию кейса жюри. Главный приз команде-победителю и капитану - это сертификат на обучение по MBA стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. Для маркетолога важен профессиональный рост, и такое обучение повысит стоимость его как специалиста на рынке. Все конкурсные кейсы примерно одинаковые, отличаться могут только продукт, бюджет, сроки. "Бои маркетологов" – возможность в стрессовой обстановке проявить креатив, мастерство, умение, посмотреть, как работают твои коллеги, посоревноваться с ними. Вы ведь понимаете, что ничего так не стимулирует, как конкуренция – когда с тобой рядом коллеги, и ты видишь их презентации.

- Олеся Юрьевна, КВЦ "ВертолЭкспо" – это площадка, на которой проходит большинство крупных обучающих и тренинговых мероприятий Ростова-на-Дону. Как вы в целом оцениваете этот рынок?

- В данный момент на рынке есть буквально несколько компаний, имеющих официальный статус и позиционирующих себя как тренинговые агентства. Есть также много мелких организаций, который ищут спикера и проводят одноразовые тренинги. В Ростове развивается именно такой вид бизнеса, где можно получить сиюминутную прибыль, поэтому долгосрочного развития подобные компании не получают и быстро уходят с рынка. Те агентства, которые изучают аудиторию, изучают ее желания, получают возможность улучшать свои показатели в области проведения тренингов и мастер-классов. Кроме этого, важен выбор спикера, потому что люди не хотят посещать мероприятия, главное действующее лицо которого не имеет значимости на рынке, статуса и практического опыта.

Сейчас очень просто арендовать зал, заплатить гонорар спикеру и попробовать продавать билеты, но вопрос - получишь ли ты от этого прибыль? Сможешь ли ты развивать этот бизнес? Если ты не изучил спрос, не сформировал четкую политику ценообразования того же билета, скорее всего, твое мероприятие будет одноразовым.

Что касается перспектив, то у нас уже полностью распланирован 2017 год. Наше MICE-агентство "Бизнес Драйв" знает, кого привезет из спикеров, в какие сроки, сколько необходимо продать билетов, по какой стоимости, понимает свою целевую аудиторию, какие каналы маркетинга, продаж и информирования населения использовать. И это помимо того, что в год мы проводим около 25 собственных авторских выставок начиная с "Мира семьи", детской выставки, которой мы открываем сезон, и заканчивая "Православной Русью", которой мы закрываем год. Были времена, когда в Ростове-на-Дону работали более 10 выставочных операторов, но они прошли. Уже много лет "ВертолЭкспо" создает и формирует тренды в выставочном бизнесе Дона.

Но даже для нашего бизнес-портфеля выставок и событий форум маркетинга и рекламы уникален. Это единственный наш проект, где объединены выставка и тренинговая часть. У проекта есть экспозиция и есть большая обучающая программа. Подобное наполнение можно встретить в Москве. В регионах никто ничего подобного не делал!