- Виктор Георгиевич, как известно, одно из слагаемых успеха в управлении – подбор кадров, работа с кадрами. Меняются ли под влиянием современных требований и новых технологий методы кадровой работы в системе гражданской службы?
- Вопрос о качественном кадровом обеспечении всех уровней власти актуален во все времена. Как непреложно и правило, что на государственной гражданской службе должны работать профессионалы, обладающие государственным мышлением, сильной волей, целеустремленностью и творческим подходом в решении задач. Поэтому кадровая политика в правительстве Ростовской области строится по принципу привлечения в "команду" профессионалов – людей, нацеленных на результат, способных решать задачи, конечной целью которых является новое качество жизни каждого жителя нашего региона.
Общество развивается стремительно, особенно в части информационных технологий. И как следствие - выдвигаются новые задачи на федеральном уровне власти. Безусловно, это находит отражение и в кадровой работе в регионах.
Главное в подборе кадров - это целостный подход, при котором учитываются как профессиональные, так и психологические особенности личности, в частности мотивация кандидата к государственной гражданской службе, его стрессоустойчивость и так далее. Поскольку информационно-комуникационные технологии внедряются все больше в жизнь нашего общества, то и к госслужащим предъявляются новые требования к знаниям и навыкам в этой области.
Отдельно хочу подчеркнуть, что государственная гражданская служба в правительстве Ростовской области становится все более открытой и доступной общественному контролю. К примеру, на официальном сайте правительства размещена информация о нормативных правовых актах, регламентирующих государственную гражданскую службу, об обязанностях гражданских служащих по противодействию коррупции, информация о конкурсах на замещение вакантных должностей, о порядке формирования резерва управленческих кадров.
Регулярно обновляются сведения о проведении аттестации, о работе Совета по вопросам государственной гражданской службы при губернаторе Ростовской области, комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, информация о церемонии вручения государственных наград РФ, наград Ростовской области, знаков и поощрений главы региона.
В целях развития общественной системы контроля за деятельностью государственных гражданских служащих в заседаниях конкурсных, аттестационных комиссий участвуют независимые эксперты - представители научных и образовательных учреждений, других организаций.
- Какие контрольные точки являются основными при оценке профессиональной компетентности гражданских служащих, результативности их профессиональной служебной деятельности? Есть ли для этого какие-либо современные методики?
- Управлением по кадровой работе областного правительства разработана программа для статической и динамической оценки эффективности и результативности деятельности отдельных работников и подразделения в целом. В основу положены показатели оценки, закрепленные в должностных регламентах.
При оценке работы гражданских служащих аттестационные комиссии также руководствуются установленными квалификационными требованиями к знаниям и навыкам, необходимыми для успешного исполнения обязанностей. Оценка знаний проводится, в том числе с использованием специально разработанного программного комплекса. Стоит отметить, что эта программа, в том числе, состоит из тематических тестов для оценки навыков использования компьютерной техники и программного обеспечения, знаний федерального и областного законодательства о государственной гражданской службе. Результаты представляются на рассмотрение аттестационной комиссии.
Стоит добавить, что принятый в 2011 году общим собранием государственных гражданских служащих правительства Ростовской области кодекс этики и служебного поведения госслужащих Ростовской области также способствует поддержанию профессионализма кадрового состава на должном уровне.
- Как работает современный механизм подбора кадров гражданской службы? По каким данным идет отбор?
- Для подбора кадров в правительстве выстроена целая система поиска и привлечения кандидатов на государственную гражданскую службу. Она нашла отражение в методике подбора кадров в органах государственной власти области, где подробно освещены вопросы поиска кандидатов, даны методические пояснения по проведению конкурса. Значительное место в методике отведено описанию вариантам изучения кандидатов, в том числе психологическим.
Одним из существенных механизмов, позволяющих расширить источники подбора кадров, является кадровый резерв. Он формируется в соответствии с федеральными рекомендациями и требованиями к кандидатам. На официальном сайте регионального правительства регулярно размещается и обновляется информация о включении в резерв управленческих кадров Ростовской области, указываются требования к кандидатам.
Напомню, что по поручению федерального правительства в 2009 году был создан федеральный портал управленческих кадров - централизованный источник вакансий государственных органов. Это также дает возможность для граждан, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу, получить открытый доступ к самой полной базе вакансий федерального и регионального уровней, а для сотрудников кадровых служб соответствующих органов государственной власти – прекрасную возможность выбора.
- Для чего создавалась автоматизированная база данных кадрового резерва гражданской (муниципальной) службы? Как она используется?
- Создание автоматизированной базы данных кадрового резерва увеличило возможности работы с участниками резерва и соискателями на включение в резерв. Портал кадрового резерва госслужбы Ростовской области позволил расширить границы информационного взаимодействия всех заинтересованных лиц.
Я уже упоминал о Федеральном портале управленческих кадров. Но там представлены не все участники резервов субъектов России, т.к. существуют определенные квоты для регионов. А на областном портале есть личные кабинеты всех наших резервистов. Более того, наш портал предоставил возможность резервистам проявить себя путем размещения их личных проектов и инициатив.
Дело в том, что резерв - это не застывшая структура. Лица, включенные в эти списки, должны участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. По сути, такое взаимодействие общества и власти способствует объединению для решения стратегических и оперативных задач. Это и есть основа открытого правительства.
Другими словами, нахождение резервистов в утвержденном списке - это не гарантия продвижения по должности, и не основание для того, чтобы при определенных ситуациях кандидата на должность, что называется, поднимали вверх или двигали в горизонтальном направлении на соответствующую позицию.
Мы ждем от таких претендентов инициатив, ждем конкретных предложений по тем или иным отраслям. Портал кадрового резерва государственной и муниципальной службы Ростовской области, функционирующий с апреля 2012 года в Ростовской области, это и есть возможность реализовать свой потенциал путем разработки проектов, направленных на улучшение уровня жизни нашей области и страны в целом.
Каждый кандидат должен представлять на этом сайте свои инициативные проекты, и, по возможности, участвовать в их осуществлении. Эффективность проекта оценивается экспертами – органами исполнительной власти, членами региональной комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, другими пользователями портала. По успешности проекта, по степени его реализации можно судить о результативности резервистов, о целесообразности дальнейшего их пребывания в резерве. Таким образом, наша задача не просто найти эффективных инициативных людей, но и "уметь дать дорогу" их инициативам.
Стоит лишь добавить, что по результатам рассмотрения органами исполнительной власти Ростовской области более ста проектов и инициатив, размещены на портале с начала его работы, 46 из них получили положительную экспертную оценку.
- Каковы результаты внедрения инновационных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских (муниципальных) служащих?
- В Ростовской области процесс обучения государственных и муниципальных служащих с 2008 года переведен в дистанционный режим, основой которого является опять-таки информационно-образовательный портал подготовки кадров государственного и муниципального управления Ростовской области. Он позволяет проходить обучение в дистанционной форме. Также задействованы учебно-методические комплексы (УМК) дистанционного обучения по различным направлениям профессиональной деятельности служащих (на сегодняшний день по заказу областного правительства разработано 37 таких УМК).
Все УМК размещаются на Интернет-портале, и государственные и муниципальные служащие, повышающие квалификацию с их использованием, могут самостоятельного изучать информационно-методические материалы.
В специализированном разделе сайта слушатели обмениваются мнениями по изучаемым темам, задают вопросы специалистам, преподавателям. А по итогам обучения проходят дистанционное тестирование, по результатам которых получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.
Такой комплексный подход, включающий в себя разработку УМК и обучение с использованием ресурсов образовательного Интернет-портала, позволяет обеспечить системность мероприятий по подготовке кадров и контролировать качество проводимой работы.
А результаты, как говорится, налицо – это и сокращение стоимости обучения более чем в два раза (на одного служащего около 3,5 тыс. рублей, при традиционном подходе – не менее 7,5 тыс. рублей), и обучение служащих без отрыва от исполнения должностных обязанностей, и развитие навыков непрерывного самостоятельного обучения. Плюс, конечно же, возможность он-лайн консультаций с ведущими специалистами в сфере государственного и муниципального управления.
И тот факт, что с сентября по ноябрь 2013 года на основе данных УМК повысят квалификацию более 1 300 муниципальных служащих - убедительное свидетельство эффективности подобного подхода к обучению.
Помимо этого, новым направлением в работе по подготовке кадров государственного и муниципального управления с 2012 года является реализация комплексной тренинговой программы, направленной на развитие управленческих и личностных компетенций руководителей высшего звена. Разработанная программа включает в себя цикл тренингов по темам: "Тайм-менеджмент", "Стресс-менеджмент", "Управление конфликтами", "Командообразование", "Этика в профессиональной деятельности".
- По каким направлениям могут дистанционно повышать квалификацию госслужащие (муниципальные служащие)?
- Как я уже говорил, с 2006 года разработаны и внедрены в практику подготовки кадров 37 учебно-методических комплексов дистанционного обучения по основным направлениям профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих – от организационно-документационного обеспечения до формирования электронного правительства. В состав УМК входят учебное пособие и электронная система обучения, предназначенная для установки на рабочем месте для практического обучения без отрыва от службы.
Все комплексы размещены на информационно-образовательном портале подготовки кадров государственного и муниципального управления, что делает доступным их освоение для любого государственного гражданского и муниципального служащего области.
Добавлю лишь, что в нынешнем году разработаны четыре учебно-методических комплекса по направлениям: "Имущественные и земельные отношения в муниципальных образованиях"; "Организация решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальный жилищный контроль"; "Кадровая работа в системе местного самоуправления" и "Основы деятельности главы местной администрации поселения по организации решения вопросов местного значения".
- Что делается для привлечения молодежи к системе государственного и муниципального управления?
- Не будет преувеличением утверждение о том, что в области создана одна из самых разветвленных сетей органов молодежного самоуправления в России, которая является серьезным кадровым резервом для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. 55 молодежных парламентов (советов), 40 молодежных правительств и органы ученического и студенческого самоуправления в 99% учебных заведений области - убедительное тому доказательство.
К примеру, в нынешнем году по итогам финала областного конкурса "День молодежного самоуправления" сформировано молодежное правительство Ростовской области пятого созыва, которое представляет интересы молодежи, осуществляет взаимодействие с органами власти различного уровня.
В систему органов молодежного самоуправления вовлечены более 100 тыс. молодых людей. За последние годы более 250 участников движения стали депутатами муниципальных собраний различного уровня, специалистами органов исполнительной власти.
С июня по октябрь 2013 года в 55 муниципальных образованиях области реализуется масштабный проект "Молодежная команда губернатора" с охватом участников более шести тысяч человек. Активисты общественных объединений, представители молодежного парламентского и правительственного движения, школьного, вузовского, ссузовского самоуправления принимают участие в работе дискуссионных площадок, "круглых столов" и деловых игр, тренингов на развитие личностных качеств и умение работать в команде.
Нелишне напомнить также, что ежегодно на региональном молодежном форуме "Ростов" проводится профильная смена для активистов и участников органов молодежного самоуправления.
Комитет по молодежной политике Ростовской области координирует активность молодых людей с использованием современных коммуникационных и интернет-технологий. Информация о деятельности органов молодежного самоуправления размещается на сайте молодежного правительства http://www.mpdon.ru, а также в социальных сетях (группа "День молодежного самоуправления" – 3 тыс. участников, группа "Молодежное правительство Ростовской области" – 836 участников).
Положительное общественное мнение о молодежном самоуправлении в регионе формируется и с помощью интернет-акций с суммарным охватом более 100 тыс. молодых людей.
С 2009 года правительством Ростовской области проводится конкурсный отбор молодых исполнителей исследовательских и аналитических работ.
С победителями конкурсного отбора сроком на шесть месяцев заключаются договоры на выполнение исследовательских и аналитических работ непосредственно в правительстве – так молодые исследователи закрепляются за органами исполнительной власти.
За время реализации данного проекта такую своеобразную стажировку прошли 40 выпускников и аспирантов ведущих вузов области. По завершении выполнения исследовательских работ некоторые исполнители приняли участие в конкурсном отборе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и 14 человек сегодня работают в органах исполнительной власти.
Институт исследователей – это новая форма взаимовыгодного сотрудничества между органами власти и талантливой молодежью. Уверен, что успешная реализация данного проекта позволит создать высококвалифицированный кадровый резерв государственной и муниципальной службы, бизнес-структур, вузовских и иных научно-аналитических организаций, специализирующихся на широком внедрении эффективных управленческих решений.
Напомню, что новый набор в институт – в марте 2014 года.
- Насколько эффективен институт стажерства в областных органах исполнительной власти?
- Развитие института стажерства в настоящее время осуществляется в форме отбора и привлечения наиболее талантливых выпускников и аспирантов вузов для подготовки аналитических работ по актуальным для органов исполнительной власти проблемам. В каждом органе власти исследователю назначается куратор – наставник, который помогает максимально быстро адаптироваться.
Ежегодно управлением инноваций в органах власти совместно с руководителями и кадровыми службами, анализируется потребность структурных подразделений органов власти в привлечении молодых специалистов, определяется перечень направлений работы, тем и проблематика, для разработки которой целесообразно организовать работу исполнителей исследовательских и аналитических работ. Это направление работы с молодыми специалистами фактически представляет собой механизм отбора и адаптации кадров государственной гражданской службы для органов исполнительной власти.
- Назначаются ли специалисты из молодежного кадрового резерва на вакантные должности?
-Конечно, назначаются и достаточно активно. Обеспечение эффективного государственного управления, развитие инновационной экономики и гражданского общества невозможно без формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы. И важным условием для этого является привлечение к государственной службе молодых, целеустремленных, инновационно мыслящих, перспективных профессионалов из разных сфер общественной жизни. Именно молодое поколение приносит свои ценностные ориентации, свой уникальный взгляд на мир, расчет на свои силы, интерес к решению актуальных, злободневных проблем.
Если проиллюстрировать в цифрах, то в 2009 году было назначено из кадрового резервана должности десять человек в возрасте до 35 лет, в 2010 году – 14 человек, в 2011 г. – семь, а в 2012 г. – 29, за истекший период 2013 года – уже 24.
- Какие меры предпринимаются правительством области для обеспечения сменяемости руководящих работников, повышения их компетентности?
- Дело в том, что одновременно с изменениями федерального законодательства в нашем областном законотворчестве с 2013 года также введена норма, предусматривающая ротацию отдельных руководителей подразделений контрольно-надзорных органов исполнительной власти.
Данная норма имеет не только антикоррупционную направленность, ведь чем дольше работник "сидит" в своем кресле, тем большими связями, и не только деловыми, он может "обрасти". Ротация также позволяет повышать компетентность гражданских служащих за счет их перемещения на иные должности и изучения положительного опыта работы иных подразделений.
Управлением по кадровой работе областного правительства подготовлен перечень должностей, подлежащих ротации, утверждена форма плана проведения ротации.
На сегодняшний день планы такой ротации утверждены, ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области организован должный контроль за их реализацией.