До 2024 года в Краснодарском крае в рамках национального проекта "Образование" будут созданы четыре стационарных и приобретены 10 передвижных детских технопарков. Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" о работе ведомства, изменениях в образовательной системе региона и этапах реализации национального проекта, о том, что такое "Точки роста" и в каких городах откроются "Кванториумы", когда высокоскоростной интернет придет в каждую школу края.
- Андрей Васильевич, первый вопрос - о главном. Сколько региональных проектов реализуется вашим ведомством в крае в рамках национального направления "Образование"? Какой из них, на Ваш взгляд, является самым важным?
- В рамках нацпроекта разработано восемь региональных проектов. Это "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Социальная активность" и "Новые возможности для каждого". Для их успешной реализации в нашем министерстве был создан ведомственный проектный офис. В его состав входят проектные команды по каждому из направлений.
Я бы не стал выделять, какой из проектов важный, а какой второстепенный. Все они дополняют друг друга. Но, безусловно, центральным, системообразующим в этой цепочке является проект "Современная школа", направленный на создание таких условий, в которых образовательный процесс будет проходить на качественно новом уровне.
- С учетом специфики нашего региона часть школьников проживает на селе и зачастую лишена тех возможностей, которые открыты перед учащимися в больших городах. Губернатор края сегодня ставит задачу сократить этот разрыв. На это нацелен и нацпроект. Расскажите подробнее.
- Действительно, нацпроект предусматривает ликвидацию разрыва между качеством и условиями получения образования в городских и сельских школах. Но, сразу оговорюсь, это не означает, что меньше внимания в ближайшее время будет уделено городским школам. Что касается сельских образовательных организаций, то в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" сегодня создаются условия для занятий физической культурой и спортом. Сейчас в проекте участвует 10 школ из восьми муниципальных образований. На ремонт и оборудование спортзалов из федерального и краевого бюджетов в этом году направлено 29 миллионов рублей. Ребята смогут заниматься в новых комфортных условиях уже с начала нового учебного года.
Конечно, большая часть нацпроекта - это ремонт самих школ и школьной инфраструктуры. Повторю, сегодня на эти цели выделяются беспрецедентные средства как из федерального, так и краевого бюджетов. Приобретаем современные предметные кабинеты, решаем насущные вопросы ремонта кровли, замены оконных блоков, благоустраиваем территории.
- Спортзал в каждой школе, хороший ремонт, оборудование кабинетов. Все это касается условий, в которых учатся дети. Что делается в рамках нацпроекта, чтобы в школы пришли новые методы обучения и образовательные технологии? И прежде всего, в сельские, о которых мы заговорили.
- По проекту "Современная школа" в этом году мы открываем 153 центра цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста". Они появятся в сельских школах во всех муниципалитетах края. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех 20 сентября на единый день открытия центров по всей стране. К слову, наш регион - один из лидеров по числу "Точек роста".
Сразу скажу, что образовательные программы центра включают новые подходы в изучении таких предметных областей, как технология, информатика, основы безопасности жизни.
Мы провели большую и сложную работу на этапе подготовки к новому учебному году. Для занятий предусмотрено единое брендирование помещений, закуплено оборудование - 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, планшеты и ноутбуки. Один из важных компонентов - зонирование пространств, где дети будут заниматься. Здесь появятся зоны проектной деятельности, коворкинга, медиазона. Для чего это надо? Сегодня крайне востребованная компетенция любого человека, в том числе, и школьника, - это умение реализовывать собственные проекты, способность работать в команде, вести переговоры, слышать других, отстаивать свою точку зрения. В этих новых пространствах будут создаваться условия, где под руководством опытных наставников у детей как раз и будут формироваться навыки общения и командной работы.
Всякий проект, в том числе и школьный, предполагает этап его презентации. Для этого в "Точках роста" организовано специальное медиапространство, где ребята смогут показать результаты своего труда и получат возможность обмениваться идеями со сверстниками из других образовательных учреждений.
Предусмотрена и шахматная зона. Кстати, проект "Шахматы в школе" успешно реализуется в нашем крае уже несколько лет. Мы были одним из пилотных регионов. И то, что такие зоны появятся в "Точках роста", лишь подтверждает, что мы движемся в верном направлении и даже идем на несколько шагов впереди других регионов.
- В прошлом году в Краснодаре заработал первый в крае "Кванториум". Мы видим, насколько сегодня это востребованное образовательное направление. Где еще откроются детские технопарки? Как сделать их доступными для большинства кубанских школьников?
- Детские технопарки создаются по всей стране. Это площадки с высокотехнологичным оборудованием, где ребята реализуют свои идеи и технологические проекты в разных областях. К примеру, в краснодарском "Кванториуме" есть Энерджиквантум, где ребята изучают основы энергетики, в том числе, альтернативной. В Аэроквантуме обучаются управлению беспилотными летательными аппаратами и сами создают их. Робоквантум объединяет тех, кто конструирует роботов и пишет для них программы.
Я назвал только три направления, но перечень их не ограничивается. Пока в крае работает один "Кванториум". Но проектом "Успех каждого ребенка", который мы реализуем, предусмотрено приобретение к концу года двух мобильных комплексов, которые будут выезжать в муниципалитеты. Из регионального бюджета на это выделено 50 миллионов рублей. Сейчас край стал победителем федерального отбора по созданию еще двух стационарных и трех мобильных технопарков. В следующем году "Кванториум" должен открыться в Новороссийске, а в 2022-м - в Армавире.
А всего до 2024 года ставим задачу создать 4 стационарных и приобрести 10 передвижных детских технопарков. Мы уже прошли федеральный отбор на получение субсидий в размере 240 миллионов рублей. Этот ресурс, считаю, в ближайшие годы должен удовлетворить потребности значительной части родителей и детей в получении дополнительного образования по данному направлению.
- А как сейчас обстоят дела? Сколько ребят занимаются в краснодарском "Кванториуме"?
- В прошлом учебном году - тысяча школьников. В этом будет больше. На данном этапе мы ищем гибкие формы, чтобы максимальное количество школьников могло осваивать площадки "Кванториума". Технопарк предлагает как долгосрочные, так и краткосрочные программы. В том числе, в летнее время проводятся выездные образовательные смены на Черноморском побережье. В период учебного года некоторые городские школы заключали соглашения с "Кванториумом" о проведении на его базе части образовательной программы, к примеру, уроков "Технология". При этом и сами специалисты технопарка выезжают в школы и используют их площадки и ресурсы для работы с детьми.
- Мы сейчас говорим о программах дополнительного образования в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка". Какие задачи стоят перед министерством, если говорить в целом?
- Одной из значимых задач для нас является, конечно, увеличение доли детей, посещающих различные кружки, секции, студии. К 2024 году мы должны достичь 80-процентного охвата. То есть практически каждый ребенок должен иметь возможность проявить свой талант, личные способности, стать разносторонне развитой личностью. И эту функцию во многом решает дополнительное образование. Поэтому расширение сети учреждений, возможность для детей и родителей выбрать, чем заниматься во внеурочное время, - это одна из задач. Для ее решения создана цифровая платформа "р23.навигатор.дети", где можно получить полную информацию о возможностях дополнительного образования в крае.
- Сколько сегодня таких учреждений? Насколько они доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья?
- В крае 247 профильных организаций допобразования, и все они имеют паспорта доступности и утвержденные программы для работы со всеми детьми. Для нас ребята с ограниченными возможностями здоровья - это, прежде всего, дети с уникальными способностями: художники, вокалисты, юные техники. Поэтому мы говорим, что это дети с безграничными возможностями. Чаще всего такие ребята интегрируются в традиционные группы, что помогает им не только проявить себя, но и успешно адаптироваться в социуме. И у остальных ребят формируется правильное, толерантное отношение к тем, кто не такой, как они. Здесь крайне важная работа именно в атмосфере эффективного взаимодействия "дети - дети".
Вообще программы помощи в социализации детей с особыми потребностями работают в крае не первый год. Это касается не только дополнительного, но и общего образования. В крае создана сеть центров дистанционного обучения ребят, которые в силу различных обстоятельств не могут посещать обычную школу. Комплекты специального оборудования устанавливаются дома у детей и в школах - центрах дистанционного обучения. Сегодня в крае таких центров 73. Благодаря этому равные возможности получения качественного образования имеют 700 детей.
- Еще один важный проект, который реализуется в крае, - "Поддержка семей, имеющих детей". На что он направлен?
- Этот проект рассчитан на помощь родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения и воспитываются дома. При этом многие из них испытывают потребность в получении квалифицированных консультаций, как развивать и воспитывать детей. Поэтому мы открываем центры, где можно будет бесплатно получить консультации в сфере психологии, медицины, педагогики. Четыре учреждения - детские сады в Краснодаре, Армавире и Сочи, а также краевой центр диагностики и консультирования - стали победителями федерального отбора на оказание психолого-педагогической и консультативной помощи гражданам и получили гранты на общую сумму 32 миллиона рублей. Хочу добавить, что с каждым годом количество таких центров будет расти.
- Андрей Васильевич, давайте вернемся к школе. К 2024 году все наши учреждения общего образования должны полностью перейти на цифровую платформу. Неужели в каждой школе будет высокоскоростной интернет, а у каждого школьник - электронный дневник?
- Пять лет ждать не придется. Уже сейчас у всех школьников есть электронные дневники, и в каждой школе ведутся электронные журналы. И родители в любое время могут узнать об успехах и результатах учебы своих детей. Эта работа ведется на протяжении последних нескольких лет, и сейчас наш край - в числе лидеров среди российских регионов по цифровизации учебных заведений. Но мы понимаем, что цифровое образовательное пространство должно расширяться, модернизироваться. Поэтому сегодня видим несколько направлений работы. Во-первых, необходима замена компьютерного парка, обновление локальных вычислительных информационных систем в школах и создание там, где их не было. Во-вторых, продолжим внедрять цифровые технологии в вопросах безопасности школьников. Это связано с учетом доступа в образовательные организации, контролем за организацией питания, получением электронных аудиокниг и других образовательных ресурсов.
Что касается скорости интернета, то это одна из самых сложных тем. Край у нас очень большой. Это не только крупные города, но и малые населенные пункты в горной местности. И там тоже учатся дети. Поэтому обеспечение всех школ - и городских, и сельских, - качественным интернет-трафиком - одна из ключевых задач. Она реализуется в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда".
- Национальный проект "Образование" предполагает также модернизацию профессиональной ступени. Край активный участник движения "Молодые профессионалы". Кстати, именно сейчас в Казани проходит 45-й Чемпионат мира по стандартам WorldSkills. Сколько наших ребят вошли в национальную сборную, что в целом дает участие в этом движении?
- Мы рады, что Россию в Казани представляют шесть наших студентов и выпускников. Еще два школьника - Артем Хасровьян и Роман Сулайманов из Новороссийска - вошли в юношескую команду страны.
Хочу сказать, что движение WorldSkills - это мощный ресурс развития системы профессионального образования. Поднятию престижа рабочих профессий большое внимание уделяет руководство края. Эта системная работа дает результат. Разительно изменилась инфраструктура, техническое оснащение наших колледжей и техникумов и, соответственно, подготовка профессиональных кадров. Хочу отметить и высокий потенциал педагогических кадров в СПО. Это подтверждает и тот факт, что многие наши педагоги принимают участие в чемпионатах рабочих профессий в качестве экспертов.
Безусловно, такой интерес и востребованность специалистов профессионального звена связаны с теми процессами, которые происходят в крае - активное строительство, развитие курортной сферы, АПК, рынка услуг. Чтобы осуществлять эти проекты и двигать экономику вперед, нужны грамотные, высококвалифицированные специалисты. Именно на их подготовку и нацелены наши профессиональные заведения и чемпионат WorldSkills.
- Какие специальности наиболее востребованные? Куда отдать ребенка, чтобы получить конкурентную профессию на рынке труда? Когда об этом надо начинать задумываться?
- Еще в школе. Сегодня в фокусе внимания - вопросы ранней профориентации. Заканчивая среднюю ступень, дети уже владеют информацией о системе профобразования, колледжах и техникумах, специальностях, которые в них можно получить. Многие школы проводят экскурсии в колледжи и воочию показывают детям, чему и как учатся студенты.
К наиболее востребованным рабочим специальностям в крае относятся операторы станков с числовым программным управлением, сварщики, электромонтажники, строители, сборщики и ремонтники электрического и промышленного оборудования. Также рынок труда нуждается в продавцах, поварах, горничных. И, кстати, у нас сегодня очень высокий конкурс на многие из этих специальностей - 5, 8 и даже 10 человек на место. Приемная кампания этого года показывает крайнюю популярность и востребованность рабочих профессий среди абитуриентов. И только лучшие выпускники с высокими баллами смогли поступить на бюджет.
- Вы говорите, что наше среднее образование претерпевает серьезные изменения. Это касается не только технического оснащения учебных заведений, но и самого образовательного процесса. Популярной становится сдача демонстрационного экзамена по окончании колледжа. Зачем он нужен и сколько ребят его сдают?
- В системе профобразования сегодня, действительно, появляются многие новации. Это новые программы по профессиям и компетенциям, которые являются предметом соревнований на чемпионатах WorldSkills и наиболее востребованы у работодателей. Как проверить, насколько выпускник колледжа освоил профессиональные навыки, насколько он готов завтра включиться в производственный процесс, стать успешным на новом месте работы - для этого и вводится демонстрационный экзамен. То есть это экзамен, который проводится на практической площадке с использованием необходимых материалов, оборудования и оценивается по международным стандартам. К примеру, каменщик должен положить кладку, электрик - смонтировать систему освещения дома, а сантехник - проложить коммуникации холодного и горячего водоснабжения. В этом и заключается новшество демонстрационного экзамена.
Впервые такой экзамен наши студенты сдавали в 2017 году - 98 человек. Сегодня - уже более тысячи, или 5% от общего числа выпускников. Вырос и уровень подготовки. В рамках нацпроекта мы будем и дальше работать в данном направлении. В этом году в пяти колледжах будут созданы учебные мастерские по компетенции "Повар" стандарта WorldSkills, в семи - по компетенции "Сварщик". Всего у нас в крае сейчас 41 центр проведения демонстрационного экзамена в 37 колледжах и техникумах, и число их будет расти.
- Современных детей должны учить современные учителя. Поэтому в нацпроекте ключевой темой прописан профессиональный рост педагогов. Когда в крае заработают центры непрерывного повышения квалификации?
- Уже само название регионального проекта "Учитель будущего" формулирует главную цель. В наше время педагоги должны успевать за теми быстрыми и постоянными изменениями, которые происходят в мире, обществе. Поэтому проектом предусмотрено, что более половины педагогов пройдут профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Для этого создаются центры непрерывного повышения педагогического мастерства. А наряду с этим планируется создание центров независимой оценки тех самых профессиональных компетенций, которыми должен обладать учитель.
Хочу добавить, что участниками проекта станут не только молодые специалисты, но и педагоги с большим опытом работы, которые также могут испытывать определенный профессиональный дефицит по каким-то направлениям.
- Сколько будет таких центров?
- До 2022 года по результатам федеральных отборов мы планируем создание двух центров. Один откроется в Краснодаре, другой - в Ленинградском районе. По результатам следующих отборов будем говорить о создании таких площадок и в других городах края.
К слову, этим летом педагоги всех 153 центров цифрового и гуманитарного профиля прошли подготовку на площадке "Кванториума" в Севастополе.