В январе 2011 года вступает в силу федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". О том, как он будет реализовываться в Волгоградской области, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель председателя Волгоградской областной Думы Владимир Овчинцев.
- Владимир Петрович, как изменится деятельность бюджетных организаций в новых правовых реалиях, как это отразится непосредственно на учителях, врачах, всех тех, кого принято называть "бюджетниками"?
- Разработчики документа исходили из того, что закон должен повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению, создать стимул к эффективному использованию финансовых ресурсов и имущества. Для этого авторы проекта сочли необходимым установить новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений, на оптимизацию и повышение эффективности расходов, выделяемых на их содержание.
Депутаты Волгоградской областной Думы неоднократно встречались с бюджетниками уже после принятия закона. И действительно, этот вопрос всех очень волнует: что изменится для коллективов данных учреждений? Раньше, мол, все мы были бюджетниками и были защищены законом. Кем мы будем теперь, когда нас поделят на работников казенных, бюджетных, автономных учреждений? Не будут ли нас тасовать как карты?
Я хочу успокоить всех, кто переживает по этому поводу. Смысл нового закона – изменить правовое положение бюджетных учреждений и уточнить вопросы их финансового обеспечения. Подчеркну: в законодательстве в отношении бюджетников не прописан какой-то иной механизм отбора кадров, кроме того, что существует сегодня. И система расторжения контракта - та же. Трудовой Кодекс никто не отменял! Все создаваемые по новому закону бюджетные, казенные, автономные учреждения будут строить свою работу по Бюджетному кодексу.
- Новый закон четко классифицирует учреждения бюджетной сферы. В чем особенности разграничения их полномочий?
- Бюджетным учреждением признается такая некоммерческая организация, которая создана субъектом федерации или муниципальным образованием для того, чтобы способствовать реализации полномочий этих органов власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры, спорта. По правилам, разработанным правительством РФ, учредитель формирует государственные или муниципальные задания, от выполнения которых бюджетное учреждение не может отказаться. Бюджетные учреждения получают субсидии на выполнение госзадания.
Казенное учреждение находится в ведении органа власти – распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение казенного учреждения осуществляется за счет соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в учредительном документе. Доходы, полученные от деятельности казенного учреждения, поступают в областной бюджет в полном объеме. Этими доходами казенное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом РФ или муниципалитетом для выполнения работ и оказания услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры, спорта. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления. Доходы от деятельности автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, для которых оно создано.
- Законодательство принципиально меняет подходы в финансировании бюджетных учреждений, предоставляя им право заниматься коммерческой деятельностью. Как это будет выглядеть на практике?
- Законодательством предусматривается переход от сметного финансирования к выделению средств в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг учреждением.
Бюджетные организации смогут сами распоряжаться заработанными деньгами. У них появляется больше самостоятельности. То есть полученные доходы не будут являться доходами бюджета и останутся в распоряжении учреждения.
Правительство РФ считает, что бюджетные учреждения, находясь в том статусе, который существует сегодня, не имеют стимула оптимизировать расходы и повышать их эффективность. В первую очередь потому, что сегодня они строят свою работу по сметному финансированию от фактически сложившихся расходов.
Новый закон будет стимулировать руководителей к изменению этой модели управления, к отходу от ставших уже привычными стереотипов, когда независимо от результатов деятельности финансирование гарантировано.
Ведь не секрет, что определенная категория руководителей сметы выбивать любит побольше, а если останутся неиспользованные деньги – так их потом в казну обратно вернуть.
Сегодня важно дать возможность государственным и муниципальным учреждениям проявить инициативу в хозяйственной деятельности и повысить качество услуг. У учреждений раньше не было возможности легально заработать денег, а сегодня закон дает больше самостоятельности, расширяет их права. Работая в нынешних условиях, главный врач, директор ДК или школы должны быть не только профессионалами в своих сферах, но и хорошими менеджерами.
- Смогут ли при этом госучреждения не поддаться соблазну и значительно сократить объем бесплатных услуг населению, увеличив диапазон платных?
- Я бы не стал говорить, что закон "легализует" платность услуг для граждан. Ведь возможность предоставления платных услуг есть и сейчас в действующем гражданском законодательстве. Только при существующей системе работы бюджетных учреждений непонятно, в каких случаях можно оказывать услуги за плату, а в каких – бесплатно. При этом уже сейчас доходы от платных услуг остаются в самостоятельном распоряжении учреждения.
А новый закон, воспроизводя положения уже действующего законодательства, четко определяет условия оказания платных услуг.
Так, нельзя оказывать платные услуги в пределах госзадания, финансируемого из бюджета, и соответственно, можно сверх госзадания и по дополнительным видам деятельности учреждения, которые не финансируются по госзаданию.
В пределах государственного задания платные услуги можно оказывать, только если это прямо установлено в законе: плата за вход в театр, музей и тому подобное.
По сути, ни для кого не открытие, что многие услуги в школах, больницах неофициально уже давно стали оплачиваемыми. Но при этом необходимо отметить, что появление перечня разрешенных платных услуг не повлияет, скажем, на базовый уровень школы. Получаю массу писем – люди волнуются, что закон якобы вынуждает платить за учебу, так как образовательный стандарт школы будет ниже, чем необходимо для поступления в вуз. Ни в коем случае не бойтесь, что вас выучат на 80 процентов, а спрос будет на 100! Стандарт обучения будет единым, в соответствии с государственным образцом, и приобретенные знания будут удовлетворять тем требованиям, которые необходимы для сдачи экзаменов и поступления в вуз.
Говоря о платных услугах, логично предположить, что у кого-то появится азарт и большое желание много заработать. Но ведь спрос определяет предложение! И если на дополнительные услуги школ, больниц будет спрос – будет и расширенный спектр предлагаемых услуг.
- Предусматривается ли законом какие либо льготы малообеспеченным?
- Конечно, и сегодня нас волнует, как отразится новый закон на самых незащищенных категориях населения! Треть населения области сегодня получает льготы, это значит – эти люди действительно нуждаются в помощи. Например, даже в кризисный 2009 год из бюджета области выделен 1 млрд рублей для индексации ранее принятых законов, направленных на защиту малообеспеченных категорий населения. Заработная плата бюджетникам - учителям, врачам – была повышена на 30%! А в текущем 2010 году все эти социальные выплаты – на содержание ребенка, находящегося под опекой, пособия гражданам, имеющим детей, детям одиноких матерей, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, ветеранам труда - мы проиндексировали на 10%.
Это конкретный и убедительный пример того, что мы не на словах людей успокаиваем. И сегодня, пока закон еще не вступил в силу, мы прорабатываем разные варианты нормативных актов, защищающих категории малообеспеченных наших граждан. Этой работе уделено особое внимание. Адресная помощь – наш приоритет сегодня.
- Владимир Петрович, сократится ли объем государственного финансирования учреждений?
- Закон устанавливает, что при сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится. Только средства теперь будут поступать не по смете, а через субсидию на государственное задание. Кроме этого, в законопроекте есть норма – гарантия, согласно которой объем субсидии на госзадание в течение срока его выполнения может быть уменьшен только при соответствующем изменении самого госзадания.
В законе предусмотрены не только субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, но и "иные субсидии". Например, главный распорядитель бюджетных средств может предусмотреть субсидию на развитие, так называемую инвестиционную субсидию, а также субсидию на закупку дорогостоящего оборудования, субсидию на капитальный ремонт и так далее.
Не изменится и размер зарплаты. Все, что бюджетное учреждение самостоятельно заработает, пополнит фонд зарплаты, станет ее дополнением.
Оклад останется гарантированным и стабильным. И система, которая заложена в законе, - это не уменьшить оплату труда, а дать заработать больше. Ни на зарплату, ни на работу врача и учителя никто не посягает.
- Владимир Петрович, до вступления в силу нового закона времени остается все меньше. Каково Ваше мнение, успеют ли бюджетные учреждения, их учредители и другие участники новых взаимоотношений подготовиться к реализации этого закона, не возникнет ли проблем в ходе его реализации?
- Закон вступает в силу с 1.01.2011. При этом до 01.07.2012 установлен переходный период, в который перевод отдельных бюджетных учреждений на субсидии в "пилотном" режиме возможен по закону субъекта РФ или решению муниципального образования.
Подчеркну, что любой закон – это не нечто застывшее. Это живой организм. Безусловно, жизнь будет предлагать коррективы, которые наверняка будут внесены и в этот новый закон.
К сожалению, пока нет ни одного нормативного акта - ни подзаконного, ни федерального, ни рекомендаций отраслевых министерств, где разъяснялось бы применение норм закона. А ведь он предусматривает изменения в порядка 30 действующих нормативно-правовых актов. Это касается и силовых структур, которые также подпадают под определение казенных организаций, и социальной сферы – реабилитационных центров, детских домов, и здравоохранения, и образования.
Пока нет необходимых разъяснений, и нам будет необходимо изучить опыт тех 10 регионов, где уже прошло апробирование закона. В частности, это Тюмень, Краснодарский край, Ростовская область, Татарстан, Ставропольский край.
Я уверен, что в Волгоградской области хватит опыта наладить работу в рамках этого закона. Несмотря на ряд сложностей, которые нам придется преодолевать, скажу, что в целом я закон приветствую. Встречи с избирателями, горожанами и селянами показывают, что они разделяют это мнение.