- Игорь Александрович, какие новшества готовит школьникам и родителям новый учебный год, что уже сделано в рамках модернизации учебного процесса в Ростовской области?
- Чтобы осознать масштабность преобразовании в сфере донского образования, думается, надо вначале рассказать об уже осуществленном.
Напомню, что проект по модернизации общего образования начат в Ростовской области с 2011 года. На реализацию его мероприятий из федерального бюджета направлено почти 4 млрд рублей ( в 2011 году - 736 млн рублей, в 2012 – 2 млрд 224 млн рублей и в нынешнем – 1 млрд 479 млн. рублей).
Проектом с самого начала определены 550 базовых общеобразовательных учреждений в 55 муниципальных образованиях Ростовской области или ровно половина от общего количества донских школ области и охватывает порядка 80 процентов учащихся.
За первые два года модернизации 543 базовых школ оснащены учебно-лабораторным оборудованием и мобильными компьютерными классами для начальной школы, 115 базовых школ получили в свое распоряжение цифровые лаборатории для кабинетов физики, химии и биологии и мобильные компьютерные классы. Помимо этого 64 школы обогатились оборудованием для кабинетов ОБЖ и ПДД, и 648 базовые школы пополнили спортинвентарь для спортивных залов.
В рамках модернизации все школы получили широкополосный выход в сеть Интернет, городские муниципальные общеобразовательные учреждения пополнились в общей сложности 12 тыс. 600 компьютерами, проведен капремонт 15 школ. И это далеко неполный перечень сделанного.
В нынешнем году завершим 100%-ное укомплектование школ лабораториями, компьютерными классами и спортивным инвентарем. В частности, еще 429 школы получат цифровые лаборатории естественно-научного цикла для кабинетов физики, химии и биологии, 444 дооборудуются мобильными компьютерными классами для основной и средней школы, а 344 школы обзаведутся спортивным оборудованием и инвентарем.
275 базовых школ или почти половина от существующих базовых в области получат в 2013 году лингафонные кабинеты для обеспечения условий обучения по федеральному государственному образовательному стандарту.
Напомню однако, что с 2014 года модернизация донского образования будет осуществляться за счет средств областного и муниципальных бюджетов в рамках реализации государственной и муниципальных программ развития образования Ростовской области.
Всего же в новом учебном году свои двери в донском крае откроют 1 тыс. 112 школ, за парты сядут 370 тыс. учащихся, из которых 39 тыс. первоклашек и более 20 тыс. выпускников – одиннадцатиклассников.
- Вы уже упомянули о масштабах капитального ремонта школьных зданий, можно ли рассказать об этом подробнее, что сделано в этом году?
- На проведение капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений области в нынешнем году выделено за счет средств областного и федерального бюджетов 920 млн рублей, в том числе более 300 млн рублей - на капитальный ремонт 26 школ, почти 580 млн рублей - на капитальный ремонт 27 детских садов и 40 млн рублей - на капитальный ремонт двух учреждений дополнительного образования области.
К новому учебному году открыли свои двери после капитального ремонта семь школ в поселке Средний Егорлык Целинского района, городах Аксае, Батайске, Красном Сулине и две - в.Ростове-на- Дону. Плюс к этому - Савоськинская школа № 5 Зимовниковского района.
Кроме того, до конца текущего года запланировано открытие после капитального ремонта 8 школ и 15 детских садов. В 2014 году будет завершен капитальный ремонт 10 школ.
Хочется особо отметить, что стратегия развития школьной сети предполагает сохранение малокомплектных школ в сельских районах. Они будут функционировать, их сокращение не планируется.
Нам удалось сберечь малокомплектные школы там, где это необходимо и целесообразно, благодаря внедрению нормативов на финансирование класс-комплектов.
Те школы, где учились по 10-20 человек, были упразднены ранее, Для доставки школьников к местам обучения приобретены более 200 школьных автобусов.
- Какие нормы нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" намерены дополнить региональные законодатели?
- Как известно, основные изменения в связи с введением нового федерального закона затронули систему уровней образования, классификацию программ и форм обучения. Помимо этого расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ, электронное обучение, дистанционные технологии. Немаловажным является и тот факт, что предоставлена возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в пределах соответствующих федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС), закрепляются особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Соответственно требуется существенное обновление региональной нормативной базы. Региональным министерством образования разработан проект областного закона "Об образовании в Ростовской области", ведется работа по подготовке пакета подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования.
Проект нашего закона отражает инфраструктуру системы образования Ростовской области, ее специфику, конкретизирует полномочия субъекта России в сфере образования, обозначенные в федеральном законе, разграничивает их исполнение между правительством области, министерством общего и профессионального образования и иными органами исполнительной власти области, в ведении которых есть образовательные организации. Это очень важно.
Существенная роль в проекте областного закона отведена вопросам государственной поддержки обучающихся и педагогических работников, в том числе поддержке молодых педагогов.
Важным является уточнение и расширение понятия "малокомплектная школа". Если раньше малокомплектной школой могла считаться только сельская школа с низкой наполняемостью, то с 1 сентября это понятие распространяется и на городские школы, ряд школ шахтерских территорий будут получать финансирование на класс-комплект, а не по нормативу на одного обучающегося.
Переходные положения проекта областного закона предусматривают сохранение условий финансирования образовательных организаций повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов).
Если говорить о лицеях и гимназиях, то, к сожалению, в новой редакции федерального закона они не упоминаются, для них есть одно определение - общеобразовательная организация. Проблема в том, чтобы сохранить условия финансового обеспечения лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов. Благодаря заключительным положениям проекта нового закона "Об образовании в Ростовской области" это право сохранено до 1 января 2016 года.
Стоит отметить, что общеобразовательные учреждения повышенного уровня очень востребованы на Дону. К новому областному закону разрабатывается порядок организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов и для профильного обучения, который позволит отбирать в предпрофильные, профильные и углубленные классы детей с высоким уровнем подготовки. Индивидуальный отбор станет отличной мотивацией для хорошей учебы и возложит ответственность на образовательную организацию за проведение объективного отбора детей.
- В последнее время в обществе идут жаркие дискуссии о введении единой школьной формы…
- Федеральным законодателем определено, что с 1 сентября нынешнего года требования к одежде и внешнему виду школьников определяют самостоятельно образовательные учреждения с участием органа самоуправления. В первую очередь, одежда школьников должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и быть безопасной для детей.
Следовательно, родители учеников по своему решению могут приобрести или сшить школьную одежду в соответствии с требованиями, которые установлены органом самоуправления общеобразовательной организации. Подчеркиваю, что руководители школ не вправе принимать единоличное решение по установлению требований к одежде и внешнему виду школьников и требовать от родителей обучающихся пошив школьной одежды в какой-либо организации.
Еще в минувшем феврале по поручению губернатора области Василия Юрьевича Голубева министерством образования области проведено анкетирование во всех общеобразовательных учреждениях области по вопросу введения школьной формы и мнения разделились: за введение школьной формы высказались 54% опрошенных родителей, 31% обучающихся и свыше 60% педагогов. Около трети родителей и детей приветствовали деловой стиль одежды.
В конце 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Ростовской области проведены общешкольные родительские собрания по вопросу введения требований к одежде и внешнему виду обучающихся. По предварительным данным, принято положительное решение о введении школьной формы в 417 общеобразовательных учреждениях, делового стиля одежды - в 695.
После принятия нового областного закона "Об образовании в Ростовской области", предусматривающего отнесение к полномочиям регионального правительства в сфере образования установления основных требований к одежде и внешнему виду обучающихся, будет принято соответствующее постановление.
- Насколько эффективны в области меры социальной поддержки учителей?
- Отвечая на этот вопрос, отмечу, что средняя заработная плата преподавателей в Ростовской области выше, чем по региону в целом, но и она будет увеличена.
Размер средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области в первом полугодии 2013 г. – 23 тыс. 400 рублей. Тем не менее, в соответствии с решением главы региона Василия Голубева в четвертом квартале года он увеличится еще более, чем на 17%.
Понятно, что понятие "средняя заработная плата" сродни пресловутой "средней температуре по больнице".
Начинающий молодой педагог стартует с суммы около 9 тыс. рублей в месяц, а труд опытных учителей оценивается в разы больше – здесь месячный заработок может перевалить и за 40 тыс. рублей.
При этом зарплата сельских учителей в регионе выше, чем в городах. В соответствии с областным законодательством, сельские учителя получают на 25% больше городских.
Если подробнее говорить о поддержке молодых педагогов, то в соответствии с областной долгосрочной целевой программой "Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 гг." молодым преподавателям из регионального бюджета выплачиваются субсидии по процентным ставкам ипотечных кредитов.
В частности, ставка бюджетной субсидии для оплаты части процентных ставок по ипотечным кредитам составляет до 2,5% годовых, а размер бюджетной субсидии для оплаты первоначального взноса - 20% от суммы ипотечного кредита.
Для этих целей только в нынешнем году федеральным бюджетом предусмотрено 31 млн рублей и областным бюджетом - для оплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту - 25,5 млн рублей и 2 млн рублей для оплаты части процентных ставок по ипотечным кредитам.
Правом получения такой поддержки могут воспользоваться молодые учителя до 35 лет включительно, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, зарегистрированные на территории Ростовской области пять и более лет, работающие не менее 12 месяцев по основному месту работы в государственных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных учреждениях Ростовской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Кроме того, в настоящее время реализуется проект "Учительский дом", который предусматривает строительство домов гражданами, объединившимися в жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Предполагается безвозмездное предоставление таким учительским кооперативам земельных участков под застройку, обустройство этих участков необходимыми коммуникациями и помощь органов исполнительной власти в решении организационных вопросов по созданию кооперативов.
Согласно федеральному закону, создавать ЖСК для строительства жилья экономкласса могут работники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений высшего профессионального образования.
В настоящее время возможность использования земельных участков для предоставления жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа работников учреждений образования, подтвердили администрации Ростова-на-Дону, Батайска, Шахт, Волгодонска, Таганрога и Новошахтинска.
- Не лишне поведать о результатах пилотного проекта по сохранению здоровья донских учащихся…
- Думаю, что никто не станет возражать против того, что важным условием сохранения и укрепления здоровья школьников является быстрое реагирование на своевременное выявление проблем - квалифицированная диагностика, отслеживание динамики текущей и хронической заболеваемости, на основе которой должна строиться вся последующая организация учебного процесса и режима учебной нагрузки, выбираться формы и методы здоровьесберегающей деятельности школы.
С 2012 года в рамках приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в области реализуется пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области по 2016 год.
В частности, в рамках первого этапа проекта 100 пилотных общеобразовательных учреждений в 53 муниципальных образованиях региона оснащены аппаратно-программными комплексами для предварительной доврачебной оценки и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья обучающихся. К началу нынешнего учебного года приобретено еще 130 аппаратно-программных комплексов за счет средств субсидий федерального бюджета. Таким образом, ежегодно в рамках проекта будет обследованы в области более 69% обучающихся.
Помимо этого специалисты специально созданного регионального центра здоровьесбережения в сфере образования отслеживают состояние здоровья детей, формируют банк данных о состоянии здоровья школьников на разных ступенях обучения и отслеживают эффективность здоровьесберегающей деятельности школ. В рамках проводимого мониторинга в настоящее время обследовано 39,7 тыс. обучающихся.
Важной составляющей укрепления здоровья учащихся является организация здорового питания. Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 70% ежедневного рациона подрастающего поколения, качество и эффективность здесь становится вопросом государственной важности.
По итогам второго квартала нынешнего года в Ростовской области условия для организации питания созданы на базе 881 пищеблока, 144 буфетов-раздаточных и 216 буфетов. Сюда следует приплюсовать 814 столовых полного цикла, работающих на сырье, 67 столовых-доготовочных.
Ответственность за организацию питания в школах, как известно, возлагается на руководителя учреждения, за качество и безопасность приготовленного питания отвечают медицинские работники образовательных учреждений.
Охват питанием (с учетом буфетной продукции) составляет более 98%, охват горячим питанием – 86%, двухразовым горячим питанием обеспечены 29% обучающихся.
При этом средняя стоимость горячего завтрака по области составляет 22 рубля ( в сельских территориях – 16 рублей, в городских – 27 рублей), средняя стоимость обеда – 37 рублей.
Дополнительное молочное питание получали во втором полугодии 2013 года 153 тыс. детей, что составляет 98,9% от общего количества обучающихся начальной школы. Льготным питанием обеспечены почти 90 тыс. учеников.
- После известно печальных событий в Беслане безопасности в школах повсеместно уделяется самое пристальное внимание…
- К 1 сентября все образовательные учреждения обследованы на предмет антитеррористической защищенности. В составе проверяющих комиссий свои подписи в соответствующих актах поставили представители территориальных органов внутренних дел, Госпожнадзора и Роспотребнадзора.
Следует отметить, что 100% школ оснащены системами автоматической пожарной сигнализации (АПС) и оборудованы выводом сигнала на пульт "01" пожарной части. За счет средств фонда софинансирования расходов на противопожарные мероприятия в 2013 году выделено 29 млн рублей. На эти средства установлены устройства источников наружного противопожарного водоснабжения для 26 школ и оборудованы 197 детских садов выводом сигнала на пульт "01".
Минобразование Ростовской области провело сбор, анализ и обобщение данных о состоянии защищенности объектов образования городских округов и муниципальных районов.
Всего кнопками экстренного вызова оборудованы 1 тыс. 704 (или 45%) муниципальных образовательных учреждения, в том числе 738 школ и 812 детских сада, а также 154 учреждений дополнительного образования детей.
Сделать предстоит еще много. Тем более, что в 35% образовательных учреждениях ограждение отсутствует или требует ремонта (в 343 школах - отсутствует; в 152 - требует ремонта).
Для решения данного вопроса в нынешнем году выделено более 55 млн рублей для 77 базовых школ 10 муниципальных образований. Предложения по выделению средств областного бюджета для продолжения реализации данных мероприятий будут рассмотрены при формировании областного бюджета на 2014 и последующие годы.
В регионе стало доброй традицией в начале учебного года проводить тренировки по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с участием представителей контролирующих структур области, подобные тренировки со школьниками проводятся ежеквартально.
Хочу подчеркнуть особо, вопросы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях находятся на особом контроле.