В начале июня Россия будет отмечать День социального работника. Традиционно этот праздник ассоциируется с теми, кто оказывает социальную помощь малообеспеченным гражданам, помогает на дому пенсионерам, заботится о немощных в стационарных учреждениях. К многочисленному отряду этих замечательных людей относятся и те, кто защищает трудовые права работников.
Заместитель губернатора Сергей Бондарев, который координирует деятельность Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, рассказал агентству "Интерфакс-Юг" о результатах работы этого органа и ближайших перспективах его работы.
- Сергей Борисович, как Вы оцениваете положение в социально-трудовой сфере в Донском регионе?
- Совершенно очевидно, что позитивные результаты в решении проблем социально-трудовой сферы невозможны без эффективной государственной политики по обеспечению трудовых прав граждан на предприятиях и в организациях всех форм собственности. В условиях современной непростой экономической ситуации правительство Ростовской области взаимодействует с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями работников и работодателей по основным вопросам социально-трудовых отношений.
При этом особая роль в осуществлении этого взаимодействия принадлежит Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, конечная цель работы которой можно выразить так: работающий человек не должен быть бедным, а его трудовые права должны быть защищены.
В настоящее время трёхсторонняя комиссия является основной площадкой для принятия взвешенных решений по наиболее острым и чувствительным вопросам социально-трудовых отношений. И тот факт, что ни один законопроект в сфере труда и занятости не выносится на обсуждение в Законодательное собрание области без консультации с комиссией, без обсуждения с социальными партнерами - профсоюзами и работодателями - убедительное тому подтверждение.
Вместе мы решаем важнейшие для всего нашего общества задачи: формирование в Донском регионе основ цивилизованного рынка труда, укрепление социальных и трудовых прав работников и, как следствие, повышение уровня жизни наших граждан.
Общие планы, оценки, приоритеты воплощаются в областных трехсторонних соглашениях между правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей области, которые заключаются на областном уровне, начиная с 1992 года. Если обратиться к статистике, то принято уже 10 таких соглашений и, что особо приятно, два последних - в 2008 и 2011 году - были приняты без разногласий.
Такой конструктивный подход, конечно же, необходимо сохранить, в том числе и в ходе подготовки нового областного соглашения на 2014-2016 годы, к разработке которого мы уже приступили. Ещё раз повторю: мы должны создавать гармоничные условия для развития человеческого потенциала нашей области как главного залога национального успеха и прогресса. И ещё: наша экономическая, социальная политика должна быть справедливой по духу, отвечать интересам всего населения области.
Напомню, что для четкого урегулирования процессов в социально-трудовой сфере, в декабре 2012 года принят областной закон "О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области". Этот закон утвердил порядок проведения уведомительной регистрации областного трехстороннего соглашения, территориальных соглашений и заключаемых отраслевых соглашений, а также порядок присоединения к ним организаций, не участвовавших в подписании.
Но остановиться в данном вопросе - значит отступить. Поэтому губернатором области Василием Юрьевичем Голубевым поставлена задача: обеспечить в текущем году мониторинг присоединения новых работодателей к областному трехстороннему соглашению. По данным на апрель текущего года к областному трехстороннему соглашению присоединилось около 15 тыс. организаций.
О том, что развитие социально-трудовых отношений в области переживает внушительный подъем, свидетельствует и тот факт, что все больше организаций области принимает участие во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности", цель которого - представить общественности опыт российских организаций, добивающихся положительных результатов в решении социальных задач, и содействовать развитию форм социального партнерства в организациях.
Хочу напомнить, что в 2012 году среди победителей на федеральном уровне есть донские предприятия. Три победителя от Ростовской области из девяти заявленных конкурсантов, согласитесь, замечательный результат. Это пример высокой социальной ответственности донских предприятий и успешной реализации действующих на них социальных программ.
К примеру, в номинации "За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы" первое место присуждено филиалу ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция" (г.Волгодонск). Первое место - и у "Новочеркасского электровозостроительного завода", но в номинации "За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы". ОАО "Каменскволокно" (г.Каменск-Шахтинский) завоевало второе место в номинации "За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы".
Добавлю лишь, что в прошлом году в оргкомитет конкурса поступило 50 заявок от 43 организаций, представленных 17 муниципальными образованиями. Среди конкурсантов - представители как производственной, так и непроизводственной сферы, крупные предприятия и небольшие организации, даже "бюджетники": школа, детский сад, центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, телерадиокомпания и др. В "копилке" каждого из них - свои социальные проекты, свой опыт, которые заслуживают внимания и использования.
Уже объявлен прием документов для участия в конкурсе в текущем году, я уверен, что предприятия Ростовской области будут среди победителей и в этом году.
- Какими конкретными данными можно проиллюстрировать динамику развития социально-трудовых отношений в области?
- Лучше всего об этом свидетельствуют цифры среднедушевых номинальных денежных доходов, которые в 2012 в области составили в среднем 17 тыс. 858,9 руб. и выросли на 11,5% (по сравнению с 2011г.), что выше среднероссийского показателя (в целом по России рост составил 9,9%). При этом реальные располагаемые денежные доходы выросли на 4,6% (по Российской Федерации - на 4,2%).
Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу предприятий области в прошлом году составила 19 тыс. 444,1 руб. и увеличилась, по сравнению с 2011 годом, на 14,1%, что опять-таки выше среднероссийского показателя, который составил 13,9%.
Отрадно, что рост средней заработной платы отмечался во всех муниципальных образованиях области, из них в семи городских округах и 24-х муниципальных районах он был выше среднеобластного показателя.
Безусловно, улучшению показателей в 2012 году способствовали меры, принятые в Ростовской области по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. В частности, с 1 сентября прошедшего года в 1,3 раза увеличены размеры должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений культуры и социального обслуживания населения, педагогических работников образовательных учреждений и учреждений спортивной направленности.
К примеру, учителям размер должностного оклада увеличен с 1 сентября 2012 года в 1,061 раза и с 1 декабря 2012 года - еще в 1,1 раза. Остальным работникам учреждений бюджетной сферы области размеры должностных окладов, ставок заработной платы увеличены с 1 октября 2012 года в 1,06 раза.
В целом по учреждениям бюджетной сферы области среднемесячная заработная плата, по данным областных министерств, за 2012 год составила 12 тыс. 762,5 руб. (на 17% выше, чем за 2011 год). В частности, в сфере здравоохранения - 14 тыс. 644,9 руб. (112,6%), образования - 12 тыс. 466,7 руб. (121,8%), культуры - 9 тыс. 988,3 руб. (114%), социального обслуживания - 9 тыс. 857,0 руб. (118,7%) и спорте - 12 тыс.211,6 руб. (112,8%).
- Размер зарплат волнует, разумеется, не только бюджетников. Как удается решить задачу повышения зарплаты в частных структурах?
- В негосударственном секторе экономики повышение заработной платы работников регулируется областным трехсторонним (региональным) соглашением, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
На 1 января 2013 года в Ростовской области действовало 2 тыс. 491 соглашение всех уровней, включая соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, это больше в 1,3 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
А если посмотреть глубже, то за последние пять лет количество заключаемых соглашений выросло практически в 2,1 раза, и этот показатель развития социального партнерства находится в устойчивой позитивной динамике.
Так, на отраслевом уровне заключено 93 отраслевых тарифных соглашения (23 региональных и 70 соглашений в городских округах и муниципальных районах), темп роста составил 17,7%.
Здесь стоит уточнить, что в большинстве отраслевых соглашениях, заключаемых во внебюджетном секторе экономики, приняты обязательства по своевременной выплате заработной платы, ее индексации, а также по доведению размера минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
Не открою Америк заявлением о том, что основой социального партнерства являются диалог и взаимовыгодное сотрудничество власти и бизнеса, а результатом подобного взаимодействия является повышение социальной ответственности бизнеса.
Добавлю лишь, что в области практикуется заключение двусторонних соглашений между хозяйствующими субъектами с одной стороны и отраслевыми министерствами, либо администрациями муниципальных образований по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений - с другой. Такая схема работы - и я уверен в этом, что называется, на все сто - наиболее эффективна в существующих экономических условиях. На 1 января 2013 года заключено 2 тыс. 342 таких двухсторонних соглашения, их количество, по сравнению с 2011, годом выросло на треть.
Очень важно, что в подобных соглашениях всех уровней сохранен основной минимальный норматив в сфере оплаты труда - величина прожиточного минимума трудоспособного населения области как целевой ориентир роста минимальной заработной платы, оплаты труда и уровня жизни в целом.
В современных условиях особая роль отводится социальному диалогу на уровне предприятий, и в рамках коллективно-договорного регулирования ведется поиск путей выхода из кризиса с наименьшими социальными потрясениями и сохранением достигнутых социальных гарантий.
Если проиллюстрировать ситуацию в цифрах, то на предприятиях и в организациях всех форм собственности заключен 10 тыс. 281 коллективный договор, что на 1,2% больше, чем в предыдущем году, в том числе, в организациях малого бизнеса действует 3 тыс. 391 коллективный договор, что на 4% больше, чем в 2011 году.
- Заработная плата, темпы ее роста, задолженность перед работниками донских предприятий - это в сфере внимания областной межведомственной комиссии по организации взаимодействия государственных органов при осуществлении трудового законодательства. Очевидно, что в арсенале средств воздействия у членов МВК не только уговоры и посылы, но и жесткие требования…
- Разумеется, ведь данная сфера отношений весьма щепетильна. Не случайно в повестку дня каждого заседания областной межведомственной комиссии, контролирующей соблюдение трудового законодательства, обязательно включаются вопросы своевременного отчисления муниципальными образованиями области налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, повышение уровня среднемесячной заработной платы и темпы ее роста. Разговор с главами нередко бывает довольно жестким, если члены комиссии видят, что не все сделано в территории и не все рычаги для улучшения ситуации использованы.
Также на еженедельных заседаниях комиссии ведётся принципиальный разговор с главами муниципальных образований области и работодателями о проблемных вопросах трудовых отношений - негативных последствиях зарплаты "в конвертах", причинах возникновения задолженности по заработной плате, принимаются оперативные меры по её сокращению зарплатных долгов и их ликвидации.
В результате принимаемых мер в прошлом году ликвидирована имеющаяся задолженность по заработной плате на сумму более 300 млн рублей, консолидированный бюджет области пополнился на 40,1 млн рублей, восстановлены права 27 тыс. работников.
- Существует ли задолженность по заработной плате в настоящее время, какие меры принимаются для ее погашения?
- Задолженность, к сожалению, существует, и работа по ее ликвидации, сокращению на предприятиях Ростовской области ведется постоянно.
Стоит упомянуть, что сейчас на действующих предприятиях показатель по таким долгам - "плавающий". Другими словами, мы регулярно добиваемся "нуля" - задолженность ликвидируется, работники предприятий получают заработанные деньги, однако из-за неустойчивого финансового и экономического положения она может снова возникнуть на предприятии или впервые образоваться в организации, которая не входила в число должников. Тогда МВК оказывает существенную помощь в анализе ситуации на предприятии, дает действенные рекомендации, как выйти из кризисного положения. К этой работе привлекаются и отраслевые министерства и главы муниципалитетов - и взаимоприемлемый выход всегда найдется. Ведь у действующих предприятий есть возможность для погашения возникших долгов по зарплате.
Несколько иная проблема - долги по зарплате на предприятиях, находящихся в различных процедурах банкротства. Здесь существуют сроки процедур банкротства, определенные законом, и ускорить этот процесс мы никак не в силах. Тем не менее, ситуация находится под контролем, и еженедельно, а иногда и ежедневно, областное правительство имеет оперативную информацию по каждому предприятию-должнику.
- Сергей Борисович, какие направления социального партнерства будут приоритетными в ближайшей перспективе?
- Очень существенным моментом считаю предстоящее подписание областного трехстороннего Соглашения между правительством области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей на 2014-2016 годы и обеспечение его реализации всеми участниками этого Соглашения.
К первоочередным задачам нужно отнести также и обсуждение со сторонами социального партнерства принятия регионального соглашения о минимальной заработной плате в Ростовской области. Это необходимо, чтобы обеспечить рост доходов населения, сокращение уровня бедности и уровня дифференциации населения по доходам.
Очень важно привлечь в коллективно-договорные отношения большее число организаций негосударственного сектора экономики, в том числе, предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимательства.
Представляется необходимой и целесообразной передача функций по решению вопросов в сфере трудовых отношений муниципальным образованиям. Именно органы местного самоуправления знают реальные социально-экономические условия своего территориального образования, влияют на установление здоровых и безопасных условий труда и развитие коллективно-договорного регулирования, а в случае возникших проблем в трудовой сфере оперативным реагированием снимают социальную напряженность.
Принятие нового закона, бесспорно, будет способствовать повышению эффективности государственной политики в сфере трудовых отношений на Дону.
С этой целью требуется принятие нормативного правового акта на областном уровне "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере охраны труда и трудовых отношений".