Ростовская область, наряду с другими регионами РФ, с 1 января 2019 года перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Вместе с ее внедрением появились и региональные операторы - организации, которые несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО. Подробнее об их деятельности, а также о реализации реформы в целом, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства региона Ирина Ялтырева.
- Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, как осуществлялся переход на новую систему обращения с ТКО? Все ли запланированное удалось реализовать?
- В первую очередь отмечу, что Ростовская область выполнила требования федерального законодательства по переходу на новую систему обращения с ТКО в полном объеме. Так, в организационно-правовой части была подготовлена законодательная база, по результатам конкурсов отобраны региональные операторы - их шесть на восемь межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК), установлены тарифы и нормативы.
Проведена работа по включению полигонов в госреестр. Подчеркну, что в регионе санкционированных 29 полигонов, которые будут эксплуатироваться до ввода в эксплуатацию новых объектов.
Реализация реформы ведется по двум направлениям.
Первое - организация прозрачной системы обращения с ТКО: от сбора отходов до их захоронения. Второе направление - создание современной инфраструктуры обращения с ТКО, которая отвечает экологическим требованиям.
- Давайте остановимся на инфраструктуре подробнее. Какими темпами ведется строительство МЭОК?
- В Ростовской области инвесторами создания межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов выступают регоператоры. Для оперативного решения вопросов, связанных с их строительством, у нас создана рабочая группа. В ее состав вошли представители профильных министерств, главы территорий, представители контрольно-надзорных органов, региональные операторы, ОНФ.
Наиболее сложной является процедура выбора земельного участка. В связи с изменениями действующего законодательства региональным операторам пришлось искать альтернативные земельные участки. Была проделана большая работа. Сегодня по всем комплексам земельные участки определены. Параллельно с этим проводятся предпроектные работы и разработка ПСД. По трем комплексам ПСД проходит соответствующую экспертизу.
До конца текущего года будет завершено строительство Волгодонского МЭОК.
- Как Вы оцениваете обеспеченность контейнерными площадками в регионе?
- В настоящее время в регионе - 40,2 тыс. контейнеров. По оценке муниципалитетов, дополнительно необходимо приобрести еще 47,3 тыс. На эти цели требуется свыше 450 млн рублей. Средства могут выделить собственники земельных участков - муниципалитеты, управляющие компании и ТСЖ, а также региональные операторы - в размере 1% от необходимой валовой выручки, которые могут быть заложены в тариф с 2020 года. Несмотря на это региональными операторами уже приобретено порядка 10 тыс. контейнеров.
Вопрос о финансовой поддержке регионов в обеспеченности новыми контейнерами решается на уровне правительства РФ. Мы, в свою очередь, отправили соответствующую заявку в Минприроды России. Ждем принятия решений.
Отмечу, что в области полностью решен вопрос обеспеченности техникой для сбора и транспортировки ТКО. На сегодняшний день на территории муниципальных образований работает более 550 единиц техники. Это техника региональных операторов, частных и муниципальных предприятий.
- Ирина Викторовна, какие вопросы по реализации реформы стоят наиболее остро в регионе?
- Актуальная тема - формирование договорных отношений регоператоров и потребителей их услуг, в первую очередь, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требование о заключении ими договоров на услуги по обращению с ТКО внесено в Правила благоустройства муниципальных образований.
Организовано взаимодействие регоператоров и МФЦ, куда юридические лица обращаются по вопросу заключения договоров. Уже оформили эти документы 99% юридических лиц, в том числе, 100% бюджетных организаций.
Еще один проблемный вопрос - попытки ухода в "серую зону" некоторых участников рынка. Для решения проблемы мы создали координационный совет по пресечению правонарушений в сфере обращения с ТКО, утвержден алгоритм работы инспекционных групп.
В их состав вошли представители правоохранительных органов, ГИБДД, региональной административной инспекции, Минприроды области, контрольно-надзорных органов, включая прокуратуру. Уже проведено 15 рейдов на территории всех 8 МЭОК. Привлечено к административной ответственности 69 лиц.
- Пожалуй, еще один вопрос: оплата за услуги обращения с ТКО. Предусмотрены ли льготы для населения?
- Разумеется, в Ростовской области действуют льготы определенным категориям граждан (инвалиды войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, пострадавшие от радиационных аварий, ветераны труда, реабилитированные лица, сельские специалисты);компенсация части расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 20% от совокупного семейного дохода; компенсация в размере 50% расходов на коммунальные услуги, в том числе, по обращению с ТКО, многодетным семьям, имеющим трех и более детей, в возрасте до 16 лет.
По решению губернатора Ростовской области для населения был введен понижающий коэффициент к нормативу накопления - 0,8. Его применяют на территориях 5-и муниципалитетов, где произошел самый существенный рост платы за услугу (города Таганрог, Волгодонск, Донецк, Сальское г.п., Матвеево-Курганский район).
В качестве меры социальной поддержки населения предусмотрен порядок субсидирования разницы между экономически обоснованным ростом тарифа и предельным индексом его роста для граждан, в том числе, за услуги по обращению с ТКО.
В этом году такой механизм применен в отношении одного регионального оператора, который приступил к работе с прошлого года, и тариф которого был планово индексирован в июле.
Также предусмотрен понижающий коэффициент к нормативам накопления для тех, кто готов разделять отходы.
При сортировке отходов: на два вида - понижающий коэффициент составляет 0,96; на три вида отходов и более - до 0,86, снижение норматива накопления на 14%.