Число жалоб на действия кибермошенников в Ростовской области за 9 месяцев выросло на 40%

Число жалоб на действия кибермошенников в Ростовской области за 9 месяцев выросло на 40%
фотография "Интерфакса"

Ростов-на-Дону. 27 декабря. ИНТЕРФАКС - Банк России в январе-сентябре 2023 года получил в Ростовской области 242 жалобы на действия кибермошенников, что на 40% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, сообщила управляющий отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Наталья Леонтьева на пресс-конференции в среду в пресс-центре "Интерфакса" в Ростове-на-Дону.

По ее словам, недавно Банк России выявил новую схему обмана: мошенники стали спекулировать на обновлении банкноты номиналом 5 тыс. рублей.

"Мошенники звонят гражданам и сообщают, что необходимо проверить подлинность наличных денег. Для этого злоумышленники предлагают человеку установить на мобильном телефоне специальное приложение - "Банкноты Банка России". Однако они дают ссылку на фальшивое приложение, визуально похожее на официальное", - сказала Леонтьева.

По словам управляющей, еще одна из последних схем, с которой можно столкнуться - когда мошенники обещают компенсации за проблемы с доставкой заказов.

"От имени маркетплейсов и курьерских служб злоумышленники рассылают людям сообщения о задержке заказов. За неудобство предлагают компенсацию, но вместо этого воруют данные карты", - сказала Леонтьева.

Читайте также

Мошенничество по телефону: способы обмана

Одной из наиболее популярных схем у мошенников, по словам Леонтьевой, остаются звонки и письма от имени сотрудников Банка России, в том числе через мессенджеры.

"В июле-сентябре регулятор направил на блокировку почти 142 тыс. телефонных номеров, которые использовались для обмана людей", - сказала она.

В свою очередь, замначальника управления по борьбе с незаконным использованием информационных коммуникационных технологий ГУ МВД России по Ростовской области Александр Горлов отметил, что мошенники активно используют новые функции интернет-сервисов и мессенджеров для совершения преступлений.

"С этого лета в одном из мессенджеров ввели новую функцию - демонстрация экрана. Потерпевшему говорят, как сделать эту демонстрацию экрана, и под диктовку злоумышленников он показывает и вводит все пароли, коды, а после этого на него оформляют онлайн-кредиты и списывают деньги. Сейчас это распространенный вид мошенничества, им активно пользуются мошенники", - сказал Горлов.

Он добавил также, что среди популярных - схема взлома аккаунтов пользователей маркетплейсов.

"Страничку гражданина, у которого привязана карта, взламывают, заказывают товары, эти товары потом получают где-нибудь в средней полосе России, а человек остается без денег и без товара", - сказал Горлов.

По его словам, обезопасить себя от этого можно, выделив для привязки к сервисам отдельную банковскую карту, которая будет использоваться только для покупок товаров там и не иметь лишних средств, которые могли бы похитить.

Вместе с тем, по словам Леонтьевой, ущерб для граждан РФ от действий кибермошенников в июле-сентябре 2023 года составил 3,6 млрд рублей, что на 11,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Леонтьева добавила, что 21 октября вступил в силу закон об информационном обмене Банка России и МВД России, который позволит усилить противодействие кибермошенникам. По ее словам, теперь сотрудники МВД оперативно получают данные об операциях без согласия клиента из автоматизированной системы.

"В новом году ожидаются нововведения в законодательстве для защиты финансов граждан. С 25 июля все банки, прежде чем провести перевод денег, должны будут проверить номер карты или счета получателя и убедиться, что их нет в базе реквизитов, которые уже засветились в мошеннических схемах", - сказала Леонтьева.

Она добавила, что если банк не проведет проверку и сразу отправит деньги на счет из этой базы, то должен будет вернуть клиенту всю сумму.