Волгоград. 29 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Одна из главных причин снижения доли отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) - некорректная организация торгов, считает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП, Москва) Виктор Дмитриев.
"Доля отечественных лекарственных препаратов в бюджетных закупках ОНЛС сократилась с 20% в 2005 году до 5% в 2008 году. И это связано только с организаторами этих торгов. Больше ни с чем", - заявил В.Дмитриев в ходе "круглого стола", состоявшегося в четверг в Волгограде при поддержке агентства "Интерфакс-Юг".
По его словам, конкурсная документация намеренно составляется таким образом, что отечественные производители просто не могут стать участниками торгов. При этом одна из целей проведения подобных конкурсов - экономия бюджетных средств - просто не учитывается.
"Объективно - ни один чиновник сегодня не заинтересован в экономии бюджета. Сэкономит или нет - ему ни тепло, ни холодно. Более того, он экономии этой боится. Если он сэкономит этом году, то велика вероятность, что в следующем году ему срежут финансирование. Второе - я не исключаю, что здесь присутствует коррупционная составляющая", - сказал В.Дмитриев.
В.Дмитриев привел в пример ситуацию с препаратом "Эральфон", российским аналогом зарубежного препарата "Эпрекс", который был исключен из списка ОНЛСИ в связи с тем, что препарат выпускался в ампулах, а требовалось в шприцах. Однако после того, как препарат стали выпускать в шприцах, ситуация не изменилась. При этом "Эральфон" на 53% дешевле своего зарубежного аналога.
Он подчеркнул, что в случае замены зарубежных препаратов отечественными при закупке лекарств по программе ОНЛС экономия бюджетных средств в Краснодарском крае в 2008 году составила около 39 млн рублей, Ростовской области - 45 млн рублей, Волгоградской области - около 2 млн рублей, Ставрополе - 9 млн рублей. "Ситуация в Волгоградской области в какой-то степени может выглядеть образцовой. Надеюсь, мы и дальше будем плодотворно работать, область имеет большой потенциал", - сказал В.Дмитриев.
Он отметил, что вопросы развития и поддержки фармацевтической отрасли носят стратегический характер для страны.
"Импортозависимость мы ощущаем ежедневно. Но вопрос активного производства субстанций в стране постоянно дискутируется. По сравнению с советским периодом у нас производство субстанций упало в 12 раз. Это производство очень энергозатратное и далеко не экологичное. Для того чтобы вкладываться в это производство, надо четко понимать именно стратегические потребности здравоохранения. Даже в Индии закрываются сегодня производства субстанций, из-за того что они не могут конкурировать с Китаем", - сказал В.Дмитриев.
"У нас сегодня существуют предприятия, которые работают по полному циклу. Их не так уж много, но, тем не менее, они растут. И государство должно определить стратегически важные лекарства: антибиотики, противовирусные, сердечно-сосудистые препараты и т. д. И под эти лекарственные средства мощности производственные есть. Они вырабатывают эти субстанции. Пока они не могут конкурировать по цене с Китаем, но это уже вопрос государственной политики. Потому что в Китае неважно, по какой цене ты экспортируешь товар. Государство компенсирует все, что касается лексредств. У нас такой возможности нет. Хотя часть нашей продукции уже поставляют на экспорт", - сказал В.Дмитриев.
В свою очередь, председатель комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Евгений Анищенко поддержал позицию В.Дмитриева, подчеркнув, что "лекарственное обеспечение - это одна из составляющих частей безопасности государства".
"Нам надо сегодня в целом развивать свою фармацевтическую промышленность. Не такую, которая сложилась в годы перестройки, я имею в виду инсулины Брынцалова, которые жизненно себя не оправдали, а фармацию на уровне мировых стандартов", - сказал глава комитета.
Он отметил, что важным аспектом негативного влияния на развитие отечественного фармацевтического рынка является зачастую агрессивная реклама лекарств в СМИ. "Посмотрите, что показывают на телевидении. Нет такой газеты, журнала, чтобы вы не прочитали, что (есть - ИФ) такое лекарство от того или другого. И когда приходит больной к врачу, он уже знает, что у него болит и что ему нужен разрекламированный импортный препарат", - сказал Е.Анищенко.
Он подчеркнул, что, по его мнению, " надо коренным образом запретить рекламу лекарственных средств в СМИ".
Руководитель облкомитета по здравоохранению также отметил, что в регионе удалось сохранить государственное фармацевтическое предприятие ГУП "Волгафарм", что позволяет влиять на ценовую политику на лекарственном рынке. "Здесь мы можем ставить условия. Так, цена на 80 препаратов была зафиксирована, а с августа - уже на 300 наименований. И по сегодняшний день цены держим, повышения на жизненно важные препараты не поднимаем", - сказал Е.Анищенко.
Мониторинг цен на лекарственные препараты - одно из актуальных направлений работы УФАС региона, заявила в ходе обсуждений заместитель руководителя УФАС РФ по Волгоградской области Анна Чупахина.
"Что касается мониторинга цен, если говорить о нашей Волгоградской области - здесь скачков и больших перегибов с точки зрения продаж не наблюдается в настоящий момент. А вот (вопрос - ИФ) о государственных муниципальных закупках вызывает гораздо больший интерес контролирующих органов", - сказала А.Чупахина.
"Дело в том, что можно критиковать ФЗ N94 очень много. Но до тех пор, пока заказчик имеет возможность самостоятельно формировать требования к закупаемому товару, выставлять такие требования, которые позволяют закупить только импортные препараты, они и будут закупаться. Одним только пунктом в техническом требовании к закупаемому товару можно ограничить поставщику исключительно поставку импортного товара. В этой части ФАС сейчас осуществляет жесткий контроль", - отметила она.