Ростов-на-Дону. 29 сентября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Поправки в закон об ОСАГО и расширение тарифного коридора направлены на более справедливое ценообразование для страховых полисов, а также призваны повысить конкуренцию между страховщиками, такое мнение выразила управляющий отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Наталья Леонтьева в ходе онлайн "круглого стола", организованного "Интерфаксом" во вторник.
С 24 августа в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволяют страховщикам учитывать индивидуальные особенности автовладельцев при определении цены полиса.
"Теперь страховые компании должны рассчитывать стоимость полиса, исходя из индивидуальных характеристик водителя. Например, будет учитываться, как часто он нарушал правила дорожного движения, лишался ли прав, садился ли за руль в нетрезвом виде - при этом набор факторов каждая страховая компания будет определять самостоятельно", - сообщила Леонтьева.
Помимо факторов, напрямую установленных в законе, страховщики при установлении тарифа смогут учитывать иные обстоятельства. Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя, наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств и другие. Использование страховщиками всей доступной информации повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнем риска и позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск.
"Банк России также определил параметры, учитывать которые страховщики при выборе влияющих факторов ни в коем случае не должны. Это национальная, расовая и языковая принадлежность, а также вероисповедание и должностное положение", - подчеркнула руководитель.
Кроме того, 5 сентября вступило в силу указание Банка России о расширении тарифного коридора по ОСАГО. Таким образом, для легковых автомобилей физических лиц диапазон базовых ставок расширится на 10% вверх и вниз и составит от 2471 рубля до 5436 рублей. По легковым автомобилям юридических лиц тарифный коридор расширится значительнее - в две стороны на 20%.
"Для автобусов, трамваев и троллейбусов опускание нижней границы тарифа составило 5%, верхняя граница не изменилась. Довольно сильно изменился тарифный коридор для владельцев такси. Верхняя планка поднялась на 30%. Правда, настолько же опустилась и нижняя", - отметила Леонтьева.
Она добавила, что формула расчета итоговой стоимости полиса ОСАГО не изменилась: базовая ставка тарифа умножается на несколько коэффициентов, индивидуальных для каждого водителя: бонус-малус, возраст-стаж, регион регистрации, мощность двигателя и др.
"Мы рассчитываем, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, страховые компании будут постепенно менять свои бизнес-модели под новую систему тарификации", - отметила она.
В результате нововведений Банк России не ожидает роста средней стоимости полиса ОСАГО.
"Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов", - подчеркнула Леонтьева.
"Это большой и важный шаг к свободному и справедливому ценообразованию. Если раньше мы могли "вознаграждать" низкими ценами законопослушных автомобилистов только, что называется, "с точностью до региона", то теперь почти каждый водитель получает индивидуальный тариф. Соответственно, мы ожидаем небольшое снижение средней стоимости полиса ОСАГО, собственно это мы уже и наблюдаем", - сказал директор ростовского филиала ПАО "Росгосстрах" Дмитрий Есипов.
Как заявил в ходе "круглого стола" вице-президент, директор южного регионального центра АО "АльфаСтрахование" Евгений Череменин, индивидуализация важна при оформлении полисов ОСАГО.
"Центральный Банк делает очередной шаг, и я надеюсь, что он не последний. В итоге должно пройти еще несколько уровней либерализации тарифа, в результате чего на рынке наконец-то будет полным ходом идти индивидуализация ценообразования полисов. Мы давно шли к тому, что опытные водители, которые аккуратно и дисциплинированно ведут себя на дороге, не нарушают правила дорожного движения, должны платить меньше, поскольку меньше создают проблем в результате эксплуатации авто. А вот те водители, которые неаккуратно ездят по дорогам, являются участниками ДТП, должны расплачиваться рублем", - сказал Череменин.
Он подчеркнул, что примерно 60% клиентов компании "АльфаСтрахование" в России имеют пониженную базовую ставку.
"В целом, рынок ОСАГО находится в стадии своего развития, мы и дальше хотели бы либерализировать его. Через некоторое время мы придем к тому, что на рынке наступит справедливое ценообразование", - добавил Череменин.
Пандемия подтолкнула автовладельцев Ростовской области чаще покупать электронные полисы ОСАГО - страховщики
Объемы продаж электронных полисов ОСАГО в Ростовской области значительно возросли, рынок подстегнула пандемия коронавирусной инфекции, считают представители страховых компаний.
"Не только изменения в закон об ОСАГО повлияли на существование этого рынка. Я хотел бы отметить, что и пандемия внесла существенные изменения в дистрибуцию приобретения полисов и их продажи. Сейчас люди больше начали приобретать полисы в онлайн-режиме", - Евгений Череменин.
Он подчеркнул, что это хорошая тенденция, поскольку в данном случае полис приобретается быстро и без рисков.
"Если взять Ростовскую область, то примерно 22% клиентов на сегодняшний день покупают полис в онлайн-режиме и примерно 78% покупают бумажные. Но у нас в компании в отличие от общих цифр рынка этот процент значительно больше - 39%", - сказал Череменин.
Директор ростовского филиала ПАО "Росгосстрах" Дмитрий Есипов сообщил, что доля продаж электронных полисов ОСАГО компании в регионе составляет около 20%.
"То, что наши клиенты постепенно переходят на покупку электронных полисов ОСАГО, облегчает жизнь страховым компаниям. Для компании это снижение издержек, а для клиентов делает доступным не только покупку полисов, но и дополнительные функции по их сопровождению. Это, конечно, должно привести к улучшению ситуации на рынке ОСАГО", - сказал Есипов.