Interfax-Russia.ru – Духовенство и руководство Чечни решили бороться с кражей невест миллионным штрафом.
Украсть за миллион
Для многих россиян с легкой подачи замечательного кинорежиссера Леонида Гайдая обычай похищения невест долгое время представлялся давно забытой кавказской традицией, своего рода атавизмом. Даже на роль "кунаков" жениха были отобраны русские маргиналы – Трус, Балбес и Бывалый, а в число похитителей невесты обманом попал московский студент Шурик, блуждавший по Кавказу на осле и собиравший сказки да тосты.
Но, оказывается, на самом деле проблема "умыкания" невест в регионе не просто существует. Она – одна из самых острых и тревожит многих жителей Кавказа не меньше, чем террористические акты. Одним из наиболее ярких показателей такого беспокойства стало недавнее выступление президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова на Всемирном конгрессе чеченского народа.
Обращаясь к участникам форума, Кадыров подчеркнул, как важно сохранять традиции, обычаи, культуру и язык чеченского народа. Но тут же сделал оговорку: далеко не все то, что некоторые называют "традициями", является таковыми на самом деле. Чеченский президент заявил, что "чеченцам навсегда необходимо избавиться даже от единичных случаев похищения девушек с целью вступления в брак".
"Это не наша традиция и не наш обычай. Это явление противоречит и исламу. Я говорил ранее и подчеркиваю сейчас, что любой, кто поднимет руку на девушку, подлежит жесткому наказанию в соответствие с законом. И подходить к таким происшествиям следует как к незаконному лишению человека свободы, а не пытаться прятаться за словами о желании создать семью", - сказал он.
По предложению Кадырова конгресс единогласно осудил эту практику.
Заметим, что в самой Чеченской Республике решение о жесткой борьбе с похищениями девушек с целью последующего насильственного брака с ними было принято еще раньше, за несколько дней до начала Всемирного чеченского конгресса.
На встрече более чем с 300 кадиями и имамами из всех районов республики председатель Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев заявил о том, что кража невесты является актом насилия по отношению к девушке и оскорблением по отношению к ее семье. Мирзаев подчеркнул, что подобное преступление противоречит Корану, чеченским традициям и российским законам. Оно нередко приводит к многолетним междоусобным конфликтам и кровавой вражде.
Однако глава чеченских мусульман не ограничился одной только проповедью. Он объявил собравшимся, что теперь ни похитители невест, ни их пособники не будут оставаться безнаказанными.
"Отныне ответственность за умыкание невесты понесет как виновник преступления, так и религиозный деятель, под чьим давлением отец похищенной девушки дал согласие на ее брак с похитителем", - сказал Мирзаев.
Теперь похититель должен заплатить родителям униженной девушки миллион рублей. Но не останется безнаказанным и духовное лицо, признавшее действительным брак с украденной невестой. Как подчеркнул председатель Духовного управления мусульман Чечни, часто имамы и кадии осуществляют "психологическую обработку" родителей невесты, прежде всего отца девушки, поскольку без его согласия, согласно законам шариата, брак невозможен. Даже если священнослужители действуют из благих побуждений, с целью погасить конфликт между семьями, их ожидает довольно суровая кара.
"Религиозный деятель, благословивший брак с похитителем, лишится духовного сана", - отметил Мирзаев.
Разумеется, за этим автоматически следует отрешение от занимаемой должности.
По поручению муфтия решение имамов и кадиев было доведено до сведения всех жителей Чечни. Оно также обнародовано во всех мечетях республики и в чеченских СМИ.
Канада сказала – красть не надо
Заметим, что кампания против краж девушек в республике ведется уже не первый год. Так, еще в мае 2008 года в Духовном управлении мусульман Чечни состоялось заседание Совета улемов Чеченской Республики под председательством муфтия республики Султана Мирзаева на тему "Духовно-нравственное возрождение чеченского народа", где в числе болезненных проблем верховный муфтий назвал и похищение невест. Он распорядился развернуть широкую кампанию против этого позорного явления.
"Мы неоднократно в своих проповедях разъясняли, что вступление в брак путем похищения невесты является одним из тяжких грехов, и ни при каких обстоятельствах невозможно и недопустимо создать семью таким образом. Однако случаи похищения девушек с целью вступления в брак, к сожалению, продолжают иметь место", – пояснил священнослужитель "Интерфаксу".
"Общеизвестно, что норма заключения брака между мусульманами четко прописана шариатом, и ни под какими предлогами она не должна быть нарушена. К сожалению, иногда якобы с целью предотвратить большее зло шли на то, чтобы зафиксировать уже сложившуюся семью. Этой практике мы намерены положить конец", – заявил Мирзаев.
В то же время он отметил, что похищение невест не имеет в республике больших масштабов. "Это единичные случаи, которые мы будем стремиться изжить полностью", – пообещал муфтий.
Однако многие склонны считать, что это выступление муфтия в мае 2008 года было спровоцировано скандальной статьей канадской журналистки Джейн Армстронг "Любовь или безумие?", опубликованной в канадской газете The Globe and Mail 26 апреля того же года. Публикации предшествовало скандальное событие: за день до публикации материала Армстонг выдворили из Чечни, несмотря на то, что канадская журналистка имела на руках аккредитацию МИД РФ и даже заранее согласовала с представителями чеченских властей тему своего будущего материала - горская традиция похищения невест. Журналистка даже выезжала в горный Шатойский район, где присутствовала на чеченской свадьбе.
Судя по всему, именно этот выезд и стал причиной депортации. "Журналистка не согласовала свой маршрут передвижения с компетентными органами, что она должна была сделать согласно правилам работы представителей иностранной прессы в зоне проведения контртеррористической операции", - пояснили газете "Коммерсант" в МВД республики.
В общем, после всего этого, разумеется, ничего хорошего от статьи Джейн Армстронг ждать не стоило.
В отличие от муфтия Султана Мирзаева, назвавшего похищения невест единичными случаями, иностранная журналистка придерживается совершенно иного мнения: "В Чечне и в соседней Ингушетии, горных южных российских республиках Северного Кавказа, жестокие похищения невест происходят почти каждую неделю; а во время весеннего брачного сезона они могут случаться каждый день. Молодых женщин похищают на автобусных остановках, по пути от школы домой, а иногда даже из дворов их собственных домов. Шокирующие видеозаписи, на которых мужчины тащат кричащих молодых девушек, а их книжки, кошельки и сотовые телефоны летят в воздух, часто размещаются на сайте YouTube".
Как сообщалось в статье, нет никаких статистических данных относительно того, сколько женщин ежегодно похищается в Чечне и Ингушетии, но организации по правам человека утверждают, что их тысячи. Местные жители заявляют, что около половины всех браков начинаются с похищения.
Канадская журналистка отметила также, что большинство чеченцев, с которыми она разговаривала, считают кражу девушек для вступления с ними в брак национальной традицией.
Красной нитью через статью "Любовь или безумие?" прошла трагическая история чеченки Амины Эдиевой, которая была похищена и насильно выдана замуж, в то время как планировала связать судьбу совершенно с другим человеком. Через 8 месяцев ей удалось развестись, но, как считает Амина, ее будущее разрушено.
"Все чеченские традиции основываются на том, чего хотят родители", – с горечью заявила она.
Именно после этой публикации в канадской газете в Чечне развернулась мощная кампания осуждения похищений невест, освященная исламским духовенством.
Закон, защити женщину!
Хотя ради справедливости следует отметить, что на самом деле борьба с этим явлением все же началась задолго до упомянутой публикации, но после публикации усилилась. Исламские лидеры северокавказских республик давно поднимают жгучую проблему "кавказских пленниц". Так, в 2007 году против краж девушек высказывались председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦ МСК) Исмаил Бердиев, муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев, председатель Духовного управления мусульман Ингушетии Иса Хамхоев и другие. Все они подчеркивали, что обычай похищать невест противоречат канонам ислама, верующим нельзя воровать ни имущество, ни тем более невест. С точки зрения мусульманских законов это можно расценивать как разбой. Мусульманский брак предусматривает обоюдное согласие жениха и невесты.
Кроме того, 2 апреля 2008 года, то есть до появления статьи в The Globe and Mail, Госдума России обсуждала поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие наказание за похищение женщин с целью заключения брака. Внести такие изменения требовали депутаты Законодательного собрания Ингушетии. Увы, 39 депутатов Госдумы высказались против и "провалили" проект, хотя до этого Верховный суд РФ поддержал концепцию ингушских законодателей, предлагавших карать похищение невест лишением свободы на срок до 3 лет.
Однако в возражениях комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отмечалось, что по Конституции РФ женщина и мужчина имеют равные права, стало быть, "представляется необоснованным установление самостоятельного состава преступления только в отношении похищения женщины, поскольку не исключена ситуация, связанная с похищением мужчины с целью вступления в брак". Кроме того, нынешняя статья 126 УК России "Похищение человека" предусматривает в качестве карательной санкции от 4 до 8 лет лишения свободы (группой лиц по предварительному сговору - до 15 лет лишения свободы). Почему же за похищение женщины надо наказывать мягче? Это может привести к попыткам переквалифицировать более тяжкие преступления под похищение невесты.
Наконец, в нынешнем УК действует примечание к статье 126, согласно которому лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности. По мнению, высказанному в заключении правительства России, предложенная ингушскими законодателями поправка "исключает возможность стимулирования лиц, похитивших женщину, к прекращению удержания ее в неволе, в конечном счете - к предотвращению вредных последствий совершенного преступления".
Однако на самом деле подобные аргументы многие специалисты называют "лукавыми". Например, согласно логике депутатов, можно исключить из Уголовного Кодекса статью о педофилии, поскольку ребенок имеет равные с взрослыми права, а нынче и несовершеннолетняя способна развратить пожилого дядю.
Законодатель должен исходить из ситуации в обществе, для регулирования которой создается соответствующий нормативный документ. Даже страны, считающие себя демократическими и либеральными, поддерживают специальные программы для защиты женщин. Более того, международные правозащитные организации крайне озабочены именно борьбой против такого насилия над женщиной, как похищение невест. Так, в 2006 году организация Human rights watch опубликовала обширный доклад "Непринятие государством мер по борьбе с семейным насилием и похищением невест", где анализируется тревожная обстановка в Киргизии и делается вывод о необходимости ужесточения законодательной защиты именно пострадавших женщин. Общей статьи "Похищение человека" в этом случае совершенно недостаточно.
Не случайно в многонациональной, многоукладной России статья о похищении женщин с целью вступления в брак действовала с давних времен. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года карала такое преступление крайне жестоко. Статья 1549 в главе "О преступлениях против союза брачного" за похищение незамужней женщины для вступления с ней в брак против ее воли предусматривала наказание в виде лишения всех прав и преимуществ и ссылки на житье в Сибирь или отдачи в исправительные арестантские отделения по третьей степени. В части второй указанной статьи речь шла о похищении женщины с целью вступления в брак с ее согласия: "Когда же похищение учинено с согласия похищенной, то виновные, по жалобе родителей или опекунов той или другой стороны, приговариваются: похититель: к заключению в тюрьме от четырех до восьми месяцев; а согласившаяся на похищение: к заключению на столько же времени в монастырь, если есть и находятся в пределах империи обители того вероисповедания, к коему она принадлежит; или к уединенной жизни в доме ее родителей, или опекунов, под их строгим присмотром".
В УК РСФСР, принятом в 1960 году, статья 233 "Принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак" была отнесена в главу одиннадцатую Особенной части "Преступления, составляющие пережитки родового строя" (позднее эта глава переименована - "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев"): "Принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а равно похищение ее для вступления в брак – наказывается лишением свободы на срок до двух лет".
Это преступление каралось вне зависимости от целей лица, совершающего преступление, и от отношения потерпевшей к похищению.
Таким образом, причина четко определена: похищение невесты - не безобидная народная традиция, а признак нравственной недоразвитости общественных отношений, а стало быть и самого общества. В таком выводе нет ничего обидного для кавказских республик. Ведь даже инициатор законопроекта об уголовном наказании за похищение женщины с целью вступления в брак депутат Народного собрания Ингушетии Зелимхан Евлоев, требуя искоренения подобного обычая, два года назад заявил: "Мы - не папуасы! Мы - ингуши!".
Многие в связи с этим вспоминают, что в СССР в УК Чечено-Ингушской АССР существовала даже особая статья за похищение невесты, которая предусматривала более жесткие санкции, нежели в общесоюзном законодательстве - до 8 лет лишения свободы.
Похищение дочери считается страшным оскорблением для ее семьи. Незамужние мусульманки, проведшие ночь под одной крышей с мужчинами, считаются опозоренными, даже если к ним никто не прикасался. Выход один: выйти замуж за преступника и сохранить честь семьи. Или же семья смывает позор кровью похитителя и его родственников. Такие случаи на Кавказе происходят и сейчас. Несколько лет назад в ингушском селе Али-Юрт девушку рода Аушевых похитили из больницы, где та ухаживала за тяжело больной бабушкой, представители тейпа Галаевых силой увезли в горы. Родственники похищенной с оружием в руках отбили ее у преступников. В итоге один человек убит, двое ранены. И это еще по-доброму. При подобных же обстоятельства в чеченском селе Автуры погибли 11 человек со стороны жениха и невесты, и негласная война продолжается до сих пор.
Однако волну похищений сбить не удается. Родные предпочитают идти на условия похитителей и выдать девушку замуж, чтобы избежать позора. Ведь, даже возвращенная нетронутой, их дочь лишается шансов выйти замуж: никто ее не возьмет.
Впрочем, сейчас нравы смягчились. Есть случаи, когда девушек похищают по несколько раз, но, получив отказ, возвращают без особых последствий. Бывают случаи и совсем курьезные. Так, в 2004 году на Ставрополье несколько жителей Труновского района похитили 15-летнюю девушку, чтобы выдать ее замуж за одного из похитителей. Они затолкали жертву в автомобиль и увезли, однако их задержали на посту ДПС. Родители потерпевшей попросили прекратить уголовное дело. Оказывается, во время следствия обе стороны все-таки породнились. Но родители невесты отдали похитителю не младшую, несовершеннолетнюю, а старшую дочь (надо заметить, что в кавказских семьях считается неприличным, если младшая сестра выходит замуж раньше старшей).
Именно это послужило одной из причин отказа депутатов Госдумы ингушским законодателям: уж очень сложно доказывать подобного рода преступления. Но с другой стороны, а какие преступления доказывать легко?
Некоторые ингушские тейпы не только осуждают кражи девушек для создания семьи, но и публично объявляют об отказе от подобной практики, например, тейпы Аушевых и Котиевых.
Но факт остается фактом: в настоящее время проблема похищения невест на Кавказе остается чрезвычайно острой. И решать ее надо и на законодательном уровне, и на духовном.
Если любят друг друга, тогда можно?
Впрочем, сами горцы настроены не столь однозначно. В августе 2008 года грозненское радио провело опрос на тему таких похищений. Свыше 30% неженатых чеченцев, дозвонившихся в эфир, заявили, что готовы украсть девушку, если она не против выйти замуж. Около 20% будущих невест назвали эту затею "дикой и не достойной цивилизованного общества". Большинство сошлось на том, что кража невесты допустима, когда девушка и парень страстно любят друг друга, а родители категорически против брака.
Между тем аналитики считают причиной многих краж невест экономическую составляющую.
"По кавказским традициям за будущую жену жених должен заплатить большой выкуп-калым, – пояснил "Новым известиям" эксперт Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов. – Поскольку экономическая ситуация в Кавказском регионе сейчас не слишком благополучная, у большинства юношей необходимой суммы нет. Вот они и решают без шума и пыли похитить невесту, как правило, предварительно предупредив ее, а иногда и ее родственников. У родителей невест тоже нередко не хватает средств на то, чтобы справить свадьбу по всем традициям. Церемония может быть скромной только при одном условии – девушка была похищена".
Безусловно, одними только законодательными актами похищений невест не искоренить. Необходимо искоренять причины преступления. И это, прежде всего, те же самые "пережитки родового строя". Например, требование огромного выкупа за невесту. В условиях катастрофически низкого уровня жизни основной массы населения на Кавказе многие молодые люди просто не в состоянии заплатить такой "калым". Другая причина - большое имущественное расслоение, клановые (тейповые) предрассудки. Так, семьи из знатных тейпов нередко считают ниже своего достоинства породниться с "бедным" тейпом, даже если молодые люди любят друг друга. Отсюда и мнимые "похищения", которые происходят с согласия невесты (по некоторым данным, четверть от всех преступлений подобного рода).
На местах пытаются бороться с этими пережитками самыми разными способами. Так, муфтият Ингушетии официально утвердил несколько лет назад максимальный калым - 12,5 тысячи рублей. Во всех мечетях для похитителей давно уже установлен штраф в 30 тысяч рублей. Но заметных результатов это не дало: видимо, эта сумма "благородных разбойников" вполне устраивала.
Возможно, нынешний миллион уже заставит их несколько охладить свой пыл.
Обозреватель Александр Сидоров