Буданов вышел

Interfax-Russia.ru - Бывший полковник российской армии Юрий Буданов, задушивший чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву, покинул колонию досрочно.

Событие случилось 15 января и, как принято говорить, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бомбы замедленного действия. Решение об условно-досрочном освобождении Буданова Димитровградский суд Ульяновской области (на территории которой бывший командир 160 танкового полка отбывал 10-летний срок наказания) принял еще 24 декабря прошлого года. Но оно не вступало в силу, поскольку адвокат семьи Кунгаевых Станислав Маркелов направил краткую кассационную жалобу, где указывал, что освобождение осужденного неправомерно и не соответствует фактическим обстоятельствам. Однако 15 января около полудня Буданов все же покинул стены Димитровградской исправительной колонии общего режима N3, поскольку суд счел, что доводы адвоката, изложенные в кассационной жалобе, недостаточно конкретны, а стало быть, решение об освобождении осужденного вступает в законную силу.

Пытаться комментировать дело Буданова - это все равно, что плясать на минном поле под массированным обстрелом с обеих сторон. Ведь для одних россиян Буданов - русский Фредди Крюгер, врывающийся в мирные сны чеченских ребятишек и ломающий им шеи. Для других - великомученик и защитник земли Русской, коему место о правую руку Богородицы.

Неутихающие бои за освобождение Буданова начались задолго до 25 июля 2003 года, когда он был осужден Северо-Кавказским военным судом к 10 годам лишения свободы. Еще в 2001 году депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов представил коллегам проект постановления об амнистии участников действий на Северном Кавказе в период с 25 по 30 марта 2000 года. Под этот акт могли попасть 26 человек, большинство из которых чеченцы, в том числе женщины, а также Юрий Буданов и его сослуживец Иван Федоров. Госдума проект не поддержала. За него проголосовало всего 13 человек.

31 декабря 2002 года Северо-Кавказский военный суд убрал из перечня вменяемых Буданову статей статью 126 УК РФ (похищение человека), а по статьям 105 (убийство) и 286 (превышение должностных полномочий) освободил подсудимого от уголовной ответственности, поскольку, согласно формулировке, полковник был невменяем, не мог в полной мере осознавать общественно опасный характер своих действий и руководить ими. Ему было назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа. Через два месяца Военная коллегия Верховного суда России отменила этот приговор.

Новый скандал грянул в 2004 году. В мае Буданов подает прошение о помиловании, но уже через два дня отзывает его из-за того, что на тот момент якобы не был решен вопрос о его гражданстве. (При распаде СССР Буданов служил в Белоруссии, от белорусского гражданства отказался, был направлен в Сибирский военный округ, потом - в Чечню, где вопрос о его гражданстве не поднимался. 20 мая министр обороны Сергей Иванов подтвердил российское гражданство Юрия Буданова). Однако по неофициальной информации, отозвать прошение Буданова попросили "сверху"- чтобы не накалять ситуацию в Чечне.

15 сентября того же года ходатайство о помиловании было удовлетворено. Через пять дней на прошении поставил свою подпись губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов, бывший непосредственный начальник осужденного полковника в Чечне. Министерство юстиции и прокуратура России тут же заявили, что рассмотрение ходатайства "проходило с нарушением процедурных вопросов". В частности, осужденный должен был выплатить семье убитой девушки 380 тысяч рублей, а также иные неустойки. Однако выплатил только 11 тысяч рублей. 21 сентября 2004 года в Грозном состоялся митинг, на котором президент Чечни Рамзан Кадыров заявил: если помилование Буданова произойдет, чеченский народ найдет возможность воздать ему по заслугам. В тот же день Буданов снова отозвал прошение.

Осужденному офицеру также четырежды отказывали в условно-досрочном освобождении, причем последний раз - 23 октября этого года. Правда, уже 1 ноября Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обжаловала отказ в Ульяновском областном суде, который 3 декабря жалобу прокуроров удовлетворил. Ходатайство Буданова было направлено на новое рассмотрение, и бывший полковник обрел свободу.

Между тем сторонникам полковника радоваться еще рано. Адвокат Станислав Маркелов пригрозил возбуждением уголовного дела в отношении должностных лиц, принявших решение об освобождении Буданова. По его мнению, осужденного выпустили, когда решение суда еще не вступило в законную силу (по некоторым сведениям, это должно было произойти 16 января). Во-вторых, судья Александр Дубов вернул Маркелову жалобу с предложением "пересоставить" ее, поскольку "фактически отсутствуют доводы подавшего ее лица, подлежащие рассмотрению в суде кассационной инстанции". Между тем составить полную жалобу можно, только имея мотивировочную часть постановления, которая адвокату не была предоставлена. Маркелов намерен 17 января направить в суд окончательный вариант кассационной жалобы.

Наконец, главное. Адвокат прямо обвинил прокуратуру во лжи. По его словам, прокурор в ходе рассмотрения ходатайства заявил, что просьба Буданова подлежит удовлетворению, так как "осужденный характеризуется исключительно положительно и раскаивается в содеянном". Однако в характеристике на осужденного говорится, что "раскаяние в содеянном носит формальный характер". Представители администрации исправительного учреждения на суде также высказались против освобождения Буданова. Кроме того, в характеристике утверждается, что осужденный погасил иск по приговору суда. Однако, если верить Маркелову, речь идет лишь о судебных издержках, а перед пострадавшей стороной бывший полковник по-прежнему в большом долгу. Напомним, что в 2004 году невыплата иска явилась одним из оснований для заявления Минюста о том, что при помиловании Буданова нарушены процедурные вопросы.

Так что основная драма еще впереди.

Решение ульяновского суда вызвало бурю возмущения в Чечне и у российских правозащитников. Уже раздаются предупреждения-угрозы о том, что многие чеченцы возьмутся за оружие и уйдут в горы, что с Будановым "разберутся по-своему". Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухаджиев заявил: "Сегодня совершенно очевидны двойные стандарты в отношении преступлений, которые совершаются против чеченцев, и преступлений, которые совершают чеченцы против других".

Но есть и другое мнение. Его высказал Interfax-Russia.ru в приватной беседе военный юрист, долгое время наблюдавший за будановским процессом.

"Не чеченцам обвинять российское правосудие в предвзятости, - заявил собеседник Interfax-Russia.ru. - Да, беда будановского дела в том, что оно рассматривалось предвзято. Но вот в чью сторону? Простой пример. 20 июня 2002 года гособвинитель Сергей Назаров потребовал приговорить Буданова к трем годам лишения свободы и применить к нему акт амнистии, отправив подсудимого на принудительное медицинское лечение в амбулаторной форме. Он основывался на комплексной психолого-психиатрической экспертизе Института имени Сербского, признавшей Буданова невменяемым в момент совершения убийства. И что же? После прений сторон, в день, когда судья должен зачитывать приговор, выясняется, что полковник Сергей Назаров якобы еще 29 марта 2002 года приказом министра обороны… досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья! То есть три месяца он представлял обвинение …незаконно! А новый обвинитель Владимир Милованов, заместитель главного военного прокурора России, тут же сделал заявление об изменении позиции государственного обвинения в оценке действий подсудимого. Человеку в здравом уме это представить трудно".

По мнению военного юриста, подобные действия иначе как циничными назвать нельзя. Когда решения суда основаны не на законе, а на "политической целесообразности", они в любой момент могут привести к краху всей системы. Даже если судья признает невиновным Джека-Потрошителя, государственная власть не имеет права вмешиваться. Существует древний принцип: пусть рухнет мир, но восторжествует закон. И никакие игры, никакие угрозы здесь неуместны.

Если стороне потерпевших удастся доказать, что решение суда неправомерно, оно должно быть отменено, а Буданов обязан отсидеть срок до конца. Если же решение будет признано законным в последней инстанции, никакой "народный гнев" не может приниматься во внимание. А в отношении тех, кто выступает с оружием в руках против государства, кто пытается мстить внеправовыми методами, существуют давно опробованные действенные меры.

Обозреватель Александр Сидоров

Фото ИТАР-ТАСС