Дневники уходят в интернет

Interfax-Russia.ru – Волгоград включился в программу интернет-дневников учащихся.

Вообще-то идея электронных дневников учащихся не столь нова. Наверное, она витала в воздухе уже с начала появления самого интернета. Но впервые в полный голос об электронных дневниках заговорили примерно три года назад.

Впрочем, если быть точным, похожую идею на Юге России внедрили в школе №81 Ростова-на-Дону еще в 2005 году. Только здесь решили информировать родителей об успеваемости и посещаемости их чад не с помощью интернета, а по телефону. Так появились SMS-дневники. Для рассылки сообщений разработали специальное программное обеспечение. После каждой смены специальный оператор брал классные журналы и переносил оттуда в компьютерную базу данных выставленные за день оценки по предметам, отдельно по каждому учащемуся. Затем по единой команде компьютер рассылал информацию на мобильники родителей. Предполагалось также таким образом информировать пап и мам о родительских собраниях, изменениях в расписании и т.д.

Ноу-хау нашло отклик в областной администрации.

"Мы поддерживаем это направление. В самом деле, каждый родитель заинтересован как можно быстрее получать информацию о своем ребенке", - заявил начальник отдела общего образования министерства образования Ростовской области Сергей Миханенко.

Затем программу электронных дневников подхватили в Томске, Ижевске и других городах России.

Что же касается электронных дневников в интернете, здесь Юг оказался тоже в числе первых регионов, пошедших на подобный эксперимент. На сей раз отличился Краснодарский край. В новом учебном 2006 году в Новороссийск в рамках национального проекта "Образование" поступила компьютерная программа "1С: Хронограф. Школа". Все муниципальные средние общеобразовательные учреждения получили ее бесплатно. Эта программа помогала преподавателям систематизировать учебную работу, родителям - узнавать расписание уроков, задания на дом и оценки своих детей по всем предметам. Для этого достаточно было ввести специальный код и найти нужную информацию на школьном сайте.

Правда, поборники новых методов столкнулись с серьезной проблемой: многие преподаватели "старой закалки" попросту не умели работать с компьютером! В этом отношении они значительно отстали от многих своих учеников, которые бойко обращались с компьютерами уже с дошкольного возраста. Для "непродвинутых" менторов пришлось организовать бесплатные занятия в информационном ресурсном центре "Школьник-2", но далеко не всем носителям разумного, доброго, вечного эта идея понравилась. В общем, первые шаги оказались не совсем удачными.

2007 год в смысле внедрения передового опыта школы ЮФО благополучно обошел стороной. Особо не думала об электронных дневниках и остальная российская провинция. Отличилась в основном Москва. В августе 2007 года столичные чиновники объявили, что в школах города начнет внедряться программа "Карта учащегося". Основной ее смысл - создание страниц в интернете, где будут размещаться данные об успеваемости каждого школьника, о его поведении и т.д.

Любопытно, что "Карта" появилась как экспериментальная в одной из московских школ годом раньше и поначалу представляла собой электронную пластиковую карточку, предназначенную для того, чтобы ребята расплачивались ею за школьные обеды, а не тратили деньги на сигареты и прочие непотребства.

Теперь же контроль за поведением учеников расширился. В последний день летних каникул ученики вместе с папами и мамами явились в родные школы, чтобы получить логины и пароли для доступа к электронным дневникам. К концу 2008 учебного года в эксперимент включились свыше сотни столичных школ. Каждая из них обзавелась своим интернет-порталом.

Помимо электронного дневника, в котором хранятся оценки и расписание, у каждого школьника появился сетевой портфель с учебниками, тетрадями и домашними работами. Теперь уже нельзя сослаться на то, что сделанное задание осталось дома: это легко можно проверить, войдя в сеть.

Казалось бы, идея замечательная. Одна беда: она рассчитана на ребят, у которых дома есть компьютеры. В Москве и Питере таких учеников большинство. А вот в глубинке пока "железный друг" на дому для многих мальчишек и девчонок остается несбыточной мечтой. Как и для их родителей.

В этом и есть главная загвоздка, которая не дает возможности внедрить полноценную программу "Электронный дневник" не только в целом по России, но даже и даже в городах миллионниках.

Так что до последнего времени идея школьных интернет-дневников реализовывалась с большим скрипом.

Переломным моментом в этой истории в определенной степени можно считать 17 июля 2008 года. Именно тогда в своем выступлении на заседании президиума Госсовета, где обсуждалась стратегия развития информационного общества в стране, президент России Дмитрий Медведев публично предложил сделать дневники российских учеников и школьные журналы электронными.

Надо заметить, что глава государства познакомился с системой электронных дневников годом ранее, когда в ноябре 2007-го посетил выставку "Цифровая школа" в рамках форума лидеров приоритетного нацпроекта "Образование". Ему продемонстрировали современные цифровые технологии для внедрения в российских школах. В частности, показали возможности интерактивной электронной школьной доски, работу станции трехмерного распознавания лица человека, которой предполагается оборудовать входы в школу в целях безопасности.

Кроме этого, Медведеву показали информационную систему, включающую электронный дневник, электронное расписание и систему контроля посещений учениками уроков. Все это очень впечатлило тогдашнего премьер-министра.

"Начали этим заниматься достаточно интенсивно. Иногда даже раздаются вопросы, а надо ли нам так быстро внедрять цифру, интернет, если есть масса бытовых вопросов. Но мы понимаем, что если будем заниматься только решением этих бытовых тем и не будем развивать эту (цифровые технологии), то у нас школьники радикально отстанут от своих сверстников (за рубежом)", - заявил Медведев.

Впрочем, оказалось, что сам глава государства с системой интернет-дневников хорошо знаком.

"Это очень удобно. Я, по крайней мере, пользуюсь (такой системой)", - сказал Медведев, сын которого Илья учится в школе.

И вот, став президентом России, Медведев решил форсировать внедрение передовых технологий в образование. При этом он подчеркнул особо: бумажные журналы и дневники убирать не надо, а следует просто вменить в обязанности школ параллельно ввести электронные документы. Как отметил президент, такой шаг будет способствовать обучению компьютерной грамотности тех педагогов, которые боятся компьютеров.

Потом Медведев пошел еще дальше: он предложил оплачивать из бюджета подключение к интернету отдельным категориям граждан – например, учащимся и студентам. Что касается бесплатного приобретения для них компьютеров, то тут государство пока еще помочь не может.

Президент также призвал создавать в регионах специальные отечественные центры по обучению населения компьютерной грамотности. Пока же эту миссию взяли на себя международные центры проекта "Открытый мир", созданные в рамках программы бюро образовательных и культурных программ госдепа США.

"Но у нас своих возможностей хватает. Мы же не банановая республика, которой предлагают приобщиться к благам цивилизации", - заметил президент России.

Вот с этого момента провинция, что называется, встряхнулась. Уже с начала учебного года - 2008 о запуске пилотного проекта "Электронный дневник" заявили Ульяновск, Пермь и несколько других городов. В декабре ноу-хау дошло и до Юга: электронные дневники учащихся появились в трех школах Краснодара. В 2009 году эксперимент уже бодро зашагал по городам и весям. Его плюсы и минусы смогли оценить многие.

Теперь это предстоит сделать и жителям Волгоградской области. В основном пока педагогам, школьникам и их родителям, живущим в самом городе-герое.

"Речь идет об эксперименте, он не носит обязательного характера, то есть родители сами вправе выбирать, пользоваться им новой услугой или обойтись без нее, - пояснили Interfax-Russia.ru в комитете по образованию городской администрации. – Да и нам предстоит еще взвесить все за и против, найти наиболее эффективные методы новой работы. А это может показать лишь практика и ее анализ".

Первым базовым учебным заведением, где опробовали новшество, стал информационно-технологический лицей №8, где была разработана собственная компьютерная программа. Директор лицея Николай Кузнецов уверен в действенности нововведения: по его словам, виртуальный контроль за школьниками на 20% повышает успеваемость и на 80% снижает прогулы.

Действительно, в некоторых учебных заведениях решили пока ограничиться именно информацией о посещаемости и успеваемости учеников. Проведенный в школе №5 Волгограда опрос показал, что большинство родителей готовы воспользоваться платной услугой "Электронный дневник", но в одном из вариантов – либо сведения о своем чаде они получают в интернете, либо в виде звонка по телефону, либо посредством SMS. Это, по мнению пап и мам, достаточно демократично и эффективно.

Между тем разработчики комплексной программы "Электронный дневник" - ООО "ИСО" (Информационные системы в образовании) – убеждены, что на самом деле возможности их детища куда шире и полезнее. Ведь речь идет не только об оповещении родителей о том, как учится их сын или дочь. В электронном дневнике родитель может увидеть, что именно задано их ребенку и, соответственно, помочь в подготовке задания (увы, многие чада вообще ничего не записыват в бумажный дневник.

"Между прочим, это важная функция, - сказал Interfax-Russia.ru волгоградец Игорь Ковалев, сын которого учится в седьмом классе. – У нас это, видимо, наследственное. Я в школе учился хорошо, но терпеть не мог заполнять дневник. Поэтому вечно забывал, что именно нам задали, бегал спрашивать у одноклассников… Вот и отпрыск мой такой же. А тут кликнул мышкой – и в курсе всех дел. Даже сам мой Валерка рад: теперь, говорит, мне не надо на всякие пустяки отвлекаться, все за меня в компьютере записано!"

Разработчики программ "Электронный дневник" также предполагают вносить на порталы школ сведения о готовящихся различных мероприятиях, предстоящих родительских собраниях, о меню школьной столовой и т.д. Помимо этого, на сайте школы должен функционировать электронный кабинет школьного психолога, а в будущем – также и форум, на котором преподаватели и родители смогут обмениваться мнениями как коллективно, так и в частном порядке.

Некоторые родители и преподаватели, правда, поначалу высказывали беспокойство по поводу того, что в интернете будет напоказ выставлена информация об успеваемости и поведении ребят, что может негативно сказаться на психике некоторых из них.

Однако разработчики успокоили: доступ к персональной информации строго конфиденциален. Причем в ряде случаев ребята не имеют доступа к информации, которую сообщает преподаватель их родителям или наоборот.

"Это чрезвычайно важно, - прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru юрист Александр Капустин. – Ведь в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных учащихся в информационной системе электронных дневников и журналов может осуществляться только с согласия родителей. Причем в соглашении следует указывать цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва".

Новая услуга, как уже сообщалось выше, не бесплатна. Ее стоимость предварительно около 100 рублей в месяц. В общем, не так дорого. И все же бумажных дневников она не отменяет. Хотя, как надеются разработчики, это дело совсем недалекого будущего – когда в каждой семье появится свой компьютер. Впрочем, такого ли недалекого?

Обозреватель Александр Сидоров